Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция договорились о продолжении развития Транскаспийского маршрута
Аналитика, Каспийский транзит

Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция договорились о продолжении развития Транскаспийского маршрута

Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция подписали дорожную карту по развитию Транскаспийского маршрута. По итогам мероприятия стороны подписали дорожную карту устранения проблем и развития «Среднего коридора» на 2022-2027 гг.

В конце прошлой неделе в Актау прошла Министерская встреча, посвященная дальнейшему развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), в которой приняли участие министры иностранных дел и главы министерств Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции, ответственные за транспортные вопросы.

Как продолжение первой встречи, состоявшейся в Баку 27 июня 2022 года, целью данной площадки является содействие развитию скоординированного сотрудничества между упомянутыми странами в сфере транспорта, транзита, связи, торговли и ряда других направлений.

Напомним, что Транскаспийский международный транспортный  маршрут пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Европу. Предусмотрено и ответвление в Турцию с продолжением коридора на Европейский континент. А вот территорию Россию он обходит.

Международный транспортный маршрут был задуман около десяти лет назад, чтобы соединить Китай и Европу и увеличить объемы транзита китайских грузов. Основной маршрут планировался через территорию России. Однако участниками ТМТМ в нынешнем виде стали Казахстан, Азербайджан, Турция, Грузия, Украина, Польша, Румыния. Китайские, американские и другие инвесторы могут создать на этом пути транспортно-логистические хабы, порты и зоны свободной торговли. Маршрут составляет 10 тысяч километров по железной дороге и включает 10 морских портов. Одним из ключевых участков коридора стала железная дорога Баку — Ахалкалаки (Грузия) — Карс (Восточная Турция).

Как известно страны, входящие в международный торгово-транспортный проект «Срединный коридор» (иногда называют «Средний коридор») с его основным участком – Транскаспийским международным транспортным  маршрутом (ТМТМ), в последние годы предпринимают беспрецедентные усилия для наращивания грузооборота по указанному направлению.

Участники министерской встречи рассмотрели выработку комплекса мер по ускоренному развитию международных транспортных маршрутов и практические шаги для укрепления кооперации в Каспийско-Черноморском регионе.  

Министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев отметил, что сейчас по коридору  перевозится до 6 млн. тонн грузов в год, однако объемы растут. К примеру, с начала года через морские порты Актау и Курык по ТМТМ перевезено более 1,5 млн. тонн. Это в 2 раза больше, чем в прошлом году. Рост произошел за счет контейнерных перевозок, объем которых вырос на 55 процентов.

«Результаты работы всех стран мы скоро увидим. Каждая страна взяла на себя обязательства с 2022 по 2027 годы наладить инфраструктуру, которая необходима для продвижения товаров. Казахстан уже начал свою часть работы. К примеру, прорабатываются вопросы по пополнению контейнерного парка и собственного паромного флота, а также упрощению процедур по пересечению границ. Казахстан уже неделю назад приступил к реализации строительства вторых железнодорожных путей на участке Достык – Мойынты протяженностью 836 км. Также проработаны вопросы открытия третьего пограничного перехода на границе между Казахстаном и Китаем и строительства новой железнодорожной линии Бахты – Аягоз. В данный момент уже разрабатывается ТЭО проекта. Планируется, что 80% средств будет предоставлено ЕАБР, 20% – компанией «Казахстан темир жолы», – сообщил глава МИИР РК.

В ходе встрече Каирбек Ускенбаев сделал акцент на том,  что для развития транспортно-логистической инфраструктуры, а также цифровизации таможенных и торговых процессов ведется работа по взаимодействию с сингапурской компанией PSA International. Для этого на площадке Международного финансового центра «Астана» с участием PSA International и КТЖ учреждена дочерняя компания KPMC Ltd.

«Особое значение мы придаем бесшовному маршруту, потому, что каждая страна имеет свои таможенные правила. И грузоотправитель должен, сидя в своем кабинете в Китае или в Сингапуре, просчитать стоимость всего маршрута и заполнить все декларации, чтобы его груз проходил беспрепятственно по всему маршруту. Он же не может с каждой страной договариваться в отдельности», –  резюмировал Каирбек Ускенбаев.

Кроме того, стало известно, что ЕС планирует инвестировать в развитие ТМТМ.

«1 декабря 2021 года Европейская комиссия и Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности запустили инициативу Global Gateway. Это новая европейская стратегия развития высокотехнологичных, экологичных и безопасных глобальных связей в таких сферах, как цифровизация, энергетика, транспорт, здравоохранение, образование и исследования. В реализацию указанной стратегии ЕС планирует инвестировать в развитие ТМТМ»,  – подчеркнул  Каирбек Ускенбаев.

В свою очередь министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди изложил подходы казахстанской стороны по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута и «Среднего коридора», отметив, что страна «настроена на конструктивное взаимодействие и открытый диалог для более полного раскрытия транзитно-транспортного потенциала всего каспийского региона».

Стоит подчеркнуть, что данный транспортный коридор интересен Анкаре, Баку и Астане в равной степени. Всем трем странам есть, что предложить друг другу гораздо в больших объемах, чем нынешние поставки. К примеру, благодаря данному маршруту казахстанского зерна больше пойдет в Азербайджан и Турцию, а азербайджанских фруктов и овощей — в Казахстан. Турция в своих торговых отношениях с Центрально-Азиатским регионом традиционно опирается на Казахстан, но с Баку у Анкары сегодня товарооборот более внушителен, чем с Астаной.

Как отметил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу,  Турция планирует инвестировать в Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), а вопрос расширения возможностей коридора стоит на повестке дня.

«Несмотря на трудности, которые мы испытываем в перевозках как через Каспий, так и через Грузию, расширение возможностей коридора всегда стоит на повестке дня», – подчеркнул  Мевлют Чавушоглу.

Выступивший на встрече министр иностранных дел Азербайджанской Республики Джейхун Байрамов подчеркнул, что данный формат является одной из важных платформ для дальнейшего расширения партнерства между этими странами, имеющими братские и партнерские отношения на высоком уровне.

Он указал на значение и перспективы Зангезурского коридора как составной части Срединного коридора.

«Этот коридор имеет потенциал для дальнейшего увеличения транспортных возможностей в рамках Транскаспийского международного Срединного коридора Восток – Запад. Открытие всех коммуникаций в регионе, включая Зангезурский коридор, послужит расширению международных транспортных связей», – отметил министр иностранных дел Азербайджанской Республики Джейхун Байрамов.

Было отмечено, что в условиях нарастания угроз глобальной безопасности, стабильности и экономическому развитию усиление сотрудничества указанных стран в области транспорта и коммуникаций имеет большое значение с точки зрения предотвращения и снижения рисков и вызовов на региональном уровне.

В развитии Транскаспийского коридора заинтересована и Грузия, а именно в том, чтобы стать частью нового транспортного коридора между Азией и Европой.

Глава минэкономики Грузии Леван Давиташвили на встрече по развитию транспортных маршрутов в Актау заявил о необходимости цифровизации Транскаспийского коридора и других маршрутов.

«Важно развивать инфраструктуру и другие направления Транскаспийского коридора, заострить внимание на необходимости цифровизации транспортных маршрутов и в Черном море и, Транскаспийском коридоре», –  отметил глава минэкономики Грузии Леван Давиташвили.

Участники министерской встречи с удовлетворением отметили единство подходов к основным направлениям по развитию транспортного потенциала и подтвердили взаимную заинтересованность в интенсификации прямых контактов на правительственном уровне.

По итогам мероприятия все стороны подписали дорожную карту по синхронному устранению «узких» мест и развитию «Среднего коридора» на 2022-2027 годы, предусматривающую согласованные принципы работы, а также конкретные проекты с точными параметрами, сроками реализации и ответственными исполнителями.

Мнение экспертов

Хотя участники министерской встречи в Актау саммита говорили сугубо об экономике, эксперты обратили внимание, что ТМТМ прокладывают в обход России. В принципе, этот факт вписывается в представления о Турции как о стране, которая старается любой проект использовать для усиления своего влияния и «пантюркистской идеи».

Надо учитывать, под какие грузовые потоки создаётся именно этот проект, — заявил эксперт клуба «Валдай» Станислав Притчин.

«Тройка» взаимодействует в рамках несырьевой товарной группы. Ее объемы не столько велики, чтобы нанести урон транзитному потенциалу России. Казахстанские энергоносители в основном идут через Россию, Каспийский трубопроводный консорциум. По маршруту Баку — Тбилиси — Джейхан проходят незначительные объёмы.

Конечно, Транскаспийский коридор потенциально может стать альтернативой составам РЖД при доставке китайских товаров в Европу. Но китайские производители любят считать деньги, отмечает Притчин. Отправлять грузы через несколько стран и Каспийское море окажется в итоге дороже, нежели через территорию одного государства — России.

Нельзя рассматривать союз Казахстана, Азербайджана и Турции как конкуренцию с ЕАЭС, в чьей копилке не только мощные экономические ресурсы, но и серьёзная нормативная база. Казахстану эти две страны, не входящие в Евразийский экономический союз, все равно не заменят Россию. Да и заявления казахстанского президента Токаева на Петербургском международном экономическом форуме свидетельствуют о том, что республика не собирается покидать ЕАЭС, считает эксперт.

Политическая интеграция тюркоязычных государств пока остаётся виртуальной, несмотря на стремление к ней. Но у всех постсоветских тюркоязычных стран сотрудничество с РФ остается приоритетом. И так будет продолжаться ещё не одно десятилетие. Что касается встречи министров в Баку, то я раскрою информацию, которая сподвигла их на диалог. Стало известно, что не так давно 41 железнодорожный вагон с серой из Казахстана пошёл в Европу через Туркмению, Иран и Турцию. А если бы вагоны с серой пошли бы через Азербайджан, то они преодолели бы на одну страну меньше, и мы получили бы прибыль! Мы хотим, чтобы через нашу территорию шли грузы из других стран Центральной Азии, — объяснил бакинский политолог Мубариз Ахмедоглу.

Он привёл в пример проект энергетического коридора Азербайджан — Турция — Европа. В Баку объявили, что смогут завершить его к 2025 году. Этот проект ещё называют «Джабраильским энергетическим узлом». Согласно правительственному плану, создаётся зона зеленой энергии на освобожденных территориях Азербайджана. Будут построены распределительные сети для снабжения электроэнергией, гидроэлектростанции «Худаферин» и «Газ галасы», солнечные электростанции в Джебраильском районе, ветровые — в Лачинском и Кяльбаджарском районах. Предусмотрено создание энергетического коридора Азербайджан — Турция — Европа.

«У нас в избытке электроэнергии. Мы хотим присоединить к нашей системе Нахчыван, а дальше ветка пойдёт в Турцию и Европу. Обсуждается и другой проект: доставка электроэнергии через Грузию, а дальше по дну Чёрного моря посредством высоковольтного кабеля до Румынии. Но это сугубо экономические проекты, потому что мы продолжаем отдавать приоритеты России и в политике, и в экономике. Когда у нас чего-то не хватает, мы это получаем не из Ирана, а из России», — признал азербайджанский политолог.

ТМТМ, по всей видимости, не вызовет у Москвы тревогу. Напротив, Транскаспийский коридор может быть даже выгоден России — он может стать альтернативным маршрутом для движения товаров в период действия западных санкций. Такое предположение высказал  директор Института евразийской интеграции Казахстана Уразгали Сельтеев.

«Казахстан пытается адаптироваться к сложившимся условиям антироссийских санкций, ослабления экономической роли РФ. Мы осваиваем разновекторные транспортно-логистические проекты. Этот вопрос экономической безопасности государства. Проект транспортного коридора из Казахстана через Азербайджан в Турцию выгоден всем, в том числе и России. Думаю, в Кремле хорошо это понимают, поэтому негативной реакции проект не вызовет. Москве выгодно, чтобы у Нур-Султана было больше логистических путей. Политические вопросы решаются быстрее, чем снимаются экономические санкции. Российскому бизнесу нужны обходные пути для доставки товаров — тут им пригодятся любые тропы, тем более железнодорожные транспортные коридоры», – отметил директор Института евразийской интеграции Казахстана Уразгали Сельтеев.

Международный транспортный коридор через Каспий связывает множество государств с различной политической системой, культурой, членов разнообразных сообществ. Это говорит не только о главенстве экономических целей проекта, но и его потенциальной эффективности — прогнозы экономистов чаще бывают вернее, чем политиков.

Наталья БУТЫРИНА,

Актау

28 ноября, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели