Казахстан диверсифицирует маршруты поставок нефти из Каспийского региона
Колонка редактора

Казахстан диверсифицирует маршруты поставок нефти из Каспийского региона

На прошедшей неделе в СМИ был анонсирован ряд новостей, касающихся диверсификации поставок нефти с Каспия в Европу — вопроса, имеющего важное геополитическое значение для ситуации в регионе.

Согласно сообщению Агентства нефтегазовой информации (Angi.ru), казахстанская национальная нефтетранспортная компания «КазТрансОйл» проводит работу для увеличения транспортировки нефти по железной дороге через Азербайджан. Это необходимо для дальнейшей загрузки Батумского нефтяного терминала на черноморском побережье Грузии, находящегося в собственности «КазТрансОйл». Для увеличения транспортировки по этому направлению работа ведется со всеми участниками транспортного коридора, а также с потенциальными грузоотправителями.

В 2016 году объем перевалки нефти и нефтепродуктов через Батумский нефтяной терминал составил порядка 3,4 миллионов тонн, включая 2 миллиона тон нефти и 1,4 миллиона тон нефтепродуктов. При этом, перевалка нефти и нефтепродуктов казахстанского происхождения через Батумский нефтяной терминал в 2016 году не осуществлялась. В ближайшее время ситуация должна измениться.

Также Минэнерго Казахстана сообщило, что Казахстан возобновил прокачку нефти по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан, который не использовался им со второй половины 2015 года.

В этом году через Азербайджан по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан уже было экспортировано 90 тыс тонн нефти из Казахстана. В прошлом году экспортные поставки «черного золота» из Казахстана через Азербайджан не осуществлялись ни по одному из существующих маршрутов – ни по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, ни по трубопроводу Баку-Супса, ни по ж/д.

Такая активность казахстанской стороны, по всей видимости, связана с постепенным переводом на промышленный этап добычи нефти супергигантского месторождения Кашаган, находящегося под юрисдикцией Астаны. Казахстан заинтересован в создании альтернативных маршрутов транспортировки своей нефти, т.к. хочет обладать относительной свободой маневра на этом направлении.

Вместе с тем, не остается без внимания казахстанской стороны и основной маршрут транспортировки казахстанской нефти с Каспия — трубопровод Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), проходящий по российской территории.

12 мая КТК запустил две новые нефтеперекачивающие станции, которые позволили нарастить мощность нефтепровода в Центральном регионе на 10 млн тонн в год, сообщил Коммерсантъ. 

Каспийский трубопроводный консорциум ввел в эксплуатацию две нефтеперекачивающие станции (А-НПС-4А и А-НПС-5А) в Астраханской области в рамках проекта расширения системы. Их запуск позволит нарастить мощности трубы на участке от НПС «Атырау» в Казахстане до НПС «Комсомольская» в Калмыкии до 10 млн тонн нефти в год. Помимо этого планируется ввести еще три нефтеперекачивающие станции в Ставропольском крае (ввод в третьем квартале), Казахстане и Калмыкии (до конца года). В целом КТК завершит начатый в 2011 году проект расширения мощностей до 67 млн тонн в год в сентябре. Стоимость проекта оценивается в $5,4 млрд.

Таким образом, вопрос диверсификации поставок нефти из Каспия на зарубежные рынки продолжает оставаться в фокусе внимания прикаспийских стран. При этом, в перспективе намечается постепенный рост конкуренции основных транзитеров нефти. Несмотря на очевидный приоритет в поставках КТК, всё большую долю транзита каспийской нефти будет привлекать на свою территорию страны Закавказья и западные совладельцы нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Таким образом, накал геополитического соперничества в регионе будет постепенно нарастать.

Источники:

1. http://m.angi.ru/news/2849336-%25CA%25E0%25E7%25E0%25F5%25F1%25F2%25E0%25ED%2520%25E2%25E5%25E4%25E5%25F2%2520%25F0%25E0%25E1%25EE%25F2%25F3%2520%25E4%25EB%25FF%2520%25F3%25E2%25E5%25EB%25E8%25F7%25E5%25ED%25E8%25FF%2520%25F2%25F0%25E0%25ED%25F1%25EF%25EE%25F0%25F2%25E8%25F0%25EE%25E2%25EA%25E8%2520%25ED%25E5%25F4%25F2%25E8%2520%25F7%25E5%25F0%25E5%25E7%2520%25C0%25E7%25E5%25F0%25E1%25E0%25E9%25E4%25E6%25E0%25ED/

2. http://teknoblog.ru/2017/05/11/77914

3. https://www.kommersant.ru/doc/3296480

 

15 мая, 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели