Казахстан и Турция могут организовать производство боевых кораблей на Каспии
Аналитика, Безопасность и милитаризация

Казахстан и Турция могут организовать производство боевых кораблей на Каспии

В ближайшее время в казахстанском порту Актау ожидается запуск судостроительного завода с иностранным участием в интересах министерства обороны страны. Об этом стало известно от информированного источника в Мангистауской области Казахстана.

Достоверно известно, что новое производство – строительство малых судов для оборонной промышленности РК, будет расположено в прибрежной субзоне специальной экономической зоны (СЭЗ) «Морпорт Актау». В настоящее время для реализации проекта строительной судоверфи боевых морских кораблей, непосредственно на берегу Каспия, отобран и утвержден земельный участок площадью 10 Га. Он расположен в пределах действующей территории морского порта Актау, в непосредственной близости от этого объекта находится судостроительный завод Keppel Kazakhstan, Актауский морской северный терминал.

Известно, что в начале текущего года велись итоговые переговоры и согласования по этому проекту на стадии заключения контракта по линии министерства обороны РК с иностранным инвестором в лице турецкой компании. Особый интерес к морскому порту Актау со стороны иностранных инвесторов и возможности создания здесь завода по производству военных кораблей, проявлялся всегда.

Особо пристальное внимание к морским воротам Казахстана на Каспии также постоянно приковано со стороны разных иностранных дипломатических миссий, работающих в стране. Совсем неслучайным здесь представляется тот факт, что перед последним, плановым визитом в США президента РК Нурсултана Назарбаева, морской порт Актау регулярно посещали, среди многих гостей-дипломатов, в том числе и представители стран-участниц НАТО, среди которых – посол США в РК Джордж Кролл, посол Великобритании в РК Кэролин Браун и другие высокопоставленные зарубежные дипломаты.

Посол США в Казахстане Джордж Кролл выступает в Актау. 2016 год 

Вообще же, разговоры о строительстве в казахстанском Актау судостроительного завода военного назначения, ведутся уже на протяжении нескольких последних лет. Так, еще в апреле 2012 года, во время встречи акима области Бауржана Мухамеджанова с иностранными инвесторами, обсуждался и этот вопрос. Тогда был заключен меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с турецкой компанией Yonca Onuk JV.

– Реализация проекта судостроительного завода в Мангистауской области на Каспии, где планируется строить военные корабли, даст новый импульс к дальнейшему взаимовыгодному сотрудничеству. Такие корабли нужны Казахстану для защиты экономических интересов в акватории Каспийского моря. Руководство области готово поддержать этот проект и приложить все усилия для оказания помощи при его реализации, – подчеркивал на встрече с инвесторами работавший в то время акимом Мангистауской области Бауржан Мухамеджанов (ныне Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в Грузии). В то время руководство турецкой судостроительной компании военного назначения Yonca Onuk JV заверяло о полной готовности «строить на судоверфях, размещенных на побережье Мангистауской области военные корабли, которые по габаритам и по производственной технологии полностью будут соответствовать условиям для мореплавания в Каспийском море». На встрече с руководством Мангистауской области председатель турецкой компании Yonca Onuk JV Шакир Ахмет Йылмазтюрк подчеркивал, что их военные морские катера выдерживают 3-х бальные волны и в этих условиях способны продолжать движение со скоростью до 60 миль в час, особо отмечая, что для Казахстана «очень важно защитить свои месторождения нефти на Каспии от всевозможных террористических атак».

Катера производства компании Yonca Onuk JV

Шесть лет назад на выбор для размещения судостроительного завода в Мангистауской области были предоставлены три места. При этом подчеркивалось, что на начальном этапе инвестор планирует строить именно военные корабли, при этом лишь вскользь упомянув о том, что в дальнейшем компания рассмотрит возможность заниматься строительством гражданских и специализированных судов.

Здесь также необходимо вспомнить и обратить особое внимание на заявления казахстанских сенаторов, прозвучавшие в прошлом году во время проведения в морском порту Актау выездного заседания комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Сената Парламента РК. В октябре 2017 года одним из главных рассматриваемых на заседании вопросов была тема наращивания потенциала Вооруженных сил РК. Красной нитью того совещания была проложена мысль о том, что Военно-морские силы Казахстана не должны отставать от своих соседей по Каспию в вопросах противодействия терроризму. В числе иных обсуждалось предложение об открытии в Мангистауской области филиала Уральского судостроительного завода, что позволит эффективнее использовать его мощности – кроме военных кораблей, строить морские суда для тушения пожаров на нефтяных платформах.

Также открытие филиала позволит снизить расходы ВМС РК, которые они несут при транспортировке судов из Уральска с завода «Зенит».

– Западные регионы, Актау и Атырау, – это наша энергетическая житница. База строп нашей экономики Казахстана на сегодня. То есть с этой точки зрения этот регион и его безопасность имеют абсолютно стратегически важное значение для нашей страны. На мой взгляд, мы должны с вами настаивать на том, чтобы у Министерства обороны, в том числе и у КНБ, по линии Пограничной службы появилась как минимум трехлетняя программа укрепления береговой линии, – отмечала на заседании Дарига Назарбаева, депутат Сената Парламента РК, председатель комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Сената Парламента РК.

Дарига Назарбаева посещает военно-морскую базу в Актау

В свою очередь сенатор Талгат Мусабаев отметил, что наличие лишь одного судостроительного завода «Зенит» в Уральске, в перспективе, не сможет удовлетворять всех потребностей страны в военных судах, кораблях и катерах. А учитывая развитее портов Актау и Курык, в перспективе необходимо тоже создавать такую судостроительную отрасль. Еще одним подтверждением скорого открытия в Мангистауской области военно-ориентированного судостроительного производства с иностранным участием, является сообщение министра оборонной и аэрокосмической промышленности РК Бейбута Атамкулова, сделанное им в ходе выступления в Мажилисе Парламента РК 14 мая. – На стадии разработки находятся 2 проекта по совместному строительству судостроительной верфи непосредственно на Каспийском море с участием иностранных компаний. Это связанно с возможностями и уровнем дна реки Чаган, который не позволяет нам производить в Уральске суда дедвейтом более 500 тонн в связи с потребностями более глубокого порта, – сказал казахстанский министр Б. Атамкулов.

– В настоящий момент в области военного судостроения мы практически полностью покрываем свои потребности за счет отечественного предприятия. 25 лет назад в Казахстане вообще не было судостроения. На сегодняшний день, силами двух предприятий в Уральске (АО «Уральский завод «Зенит» и АО «НИИ «Гидроприбор»), мы уже выпустили 47 судов для наших вооруженных сил, пограничной службы, береговой охраны, из них 9 кораблей 2 ранга, 8 кораблей 3 ранга, 9 морских и 18 речных катеров, 3 единицы военно-вспомогательных судов и 2 плавучих пунктов базирования. Нами была сформирована и продолжает совершенствоваться структура обеспечения обороны и безопасности на Каспийском море, включая задачи по противодействию терроризму, – подчеркнул выступая перед мажилисменами Атамкулов.

Главное фото: источник

4 июня, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели