Казахстан начнет использовать для диверсификации экспорта нефти Транскаспийский маршрут
Аналитика, Каспийский транзит

Казахстан начнет использовать для диверсификации экспорта нефти Транскаспийский маршрут

Казахстан нацелен использовать для диверсификации экспорта нефти Транскаспийский маршрут с 2024 года, когда в стране вырастет добыча, сообщил министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков.

В настоящее время Казахстаном ежегодно экспортируется 65-67 млн тонн посредством двух нефтепроводов – КТК и Атырау-Самара.

Нефтяные компании, работающие в Казахстане, осенью 2022 г. начали использовать альтернативные маршруты поставок нефти в ЕС, минуя транзит через систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК; соединяет месторождения на западе Казахстана с портом Новороссийска).

«Если говорить о масштабных больших перевозках путем Транскаспия, мы хотели бы быть готовыми такие маршруты иметь до момента увеличения добычи в Казахстане, как один из маршрутов, который позволяет нам диверсифицировать наш экспорт», — сказал Акчулаков на брифинге в Астане.

По его словам, увеличение добычи примерно на 12 млн. тонн нефти ожидается с середины 2024 года по результатам реализации программы проекта будущего расширения Тенгиза.

«Примерно какую-то часть этих объемов мы и должны будем начать полностью использовать для так называемых диверсифицированных маршрутов через Каспий. Но до этого мы должны переговорить, готова ли та сторона принимать такие объемы нефти в свою нефтепроводную систему», — отметил он.

Министр уточнил, что для использования данного маршрута «нужно будет достаточно большое количество инфраструктуры реализовать, включая не только трубопроводный транспорт и причальное хозяйство, но и увеличение количества танкеров на Каспии, которые могли бы перевозить данную нефть».

«Этот вопрос комплексный, нами детально изучается», — резюмировал он.

Как сообщалось, в начале июля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил «КазМунайГазу» проработать оптимальные варианты реализации Транскаспийского международного маршрута в целях диверсификации поставок казахстанской нефти.

По данным агентства, «Тенгизшевройл» планирует в октябре поставить 1000 тонн нефти по железной дороге в Финляндию. Компания разрабатывает крупное нефтяное месторождение Тенгиз с запасами 3,2 млрд. тонн. Ее акционерами являются американские Chevron (50%) и ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc (25%), казахстанская госкомпания «Казмунайгаз» (20%) и структура российского «Лукойла» Lukarco B.V. (5%).

Другая нефтяная компания Total & Dunga, как утверждают источники Reuters, до конца года планирует отгрузить до 200 000 тонн нефти через каспийский порт Актау в трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД; транспортирует азербайджанскую нефть через Грузию в турецкий порт Джейхан). Первые отгрузки, по их словам, начались в сентябре, за месяц было поставлено 25 000 тонн.

Total & Dunga разрабатывает месторождение Дунга (запасы нефти — более 100 млн. тонн), 60% в ней принадлежит французской Total, другими участниками являются Oman Oil Company (20%) и португальская Partex (20%).

ТМТМ — международный транспортный коридор, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы. Частью коридора является введенная в эксплуатацию железная дорога Баку-Тбилиси-Карс.

В настоящее время основной экспортный маршрут для казахстанской нефти — система Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). На нее приходится более 80% от прокачиваемых по трубопроводу объемов. Мощность трубопровода — 67 млн. тонн нефти в год.

О необходимости развития альтернативного маршрута для экспорта нефти в Казахстане заговорили после сообщений о возможной приостановке работы морского терминала КТК по решению суда для устранения нарушений экологического законодательства. Этому предшествовали ограничения работы причальных установок в связи с обследованием акватории на наличие взрывоопасных объектов (мероприятия не повлияли на выполнение графика отгрузок КТК), а также мартовская остановка отгрузок с причалов КТК из-за последствий шторма, продлившаяся почти месяц.

Аналитик «Финама» Андрей Маслов отмечает, что КТК – главный экспортный трубопровод для Казахстана и заменить его крайне тяжело. Эксперт считает, что по железной дороге казахстанские компании смогут максимально перевозить 12 000–15 000 т нефти в год, но такой способ транзита менее эффективен, чем поставки по трубопроводу или по морю. Трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан, по его словам, не сможет полноценно заменить КТК, потому что он уже загружен на 60 млн т в год при мощности 62 млн т.

«В то же время через КТК идет две трети всего экспорта Казахстана», — отмечает Маслов. 

Самый быстрый способ развития азиатского направления, поясняет Маслов, это ставка на каспийский маршрут, но этот путь осложняется тем, что через Каспийское море не проложен нефтепровод, а на загрузку и выгрузку с танкеров каспийского флота нужно время. В результате компаниям, работающим в Казахстане, придется увеличивать мощности прокачки через Баку или договариваться с Азербайджаном о выкупе части мощностей трубопровода.

По мнению замгендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, тестирование новых альтернативных маршрутов поставок нефти из Казахстана связано в том числе с опасениями нефтяных компаний, что казахстанскую нефть, которую они транспортируют по территории России, регуляторы ЕС могут принять за российскую. 

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник уверен, что КТК останется для Казахстана  «генеральным маршрутом». По его словам, диверсификация поставок нефти нужна казахстанским компаниям, но любые перестройки логистики «будут затратными». 

Подготовила Наталья БУТЫРИНА

На фото: Министр энергетики РК Болат Акчулаков

24 октября, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели