Казахстан подводит итоги реализации госпрограммы «Нурлы жол» за пять лет
Каспийский транзит, Повестка дня

Казахстан подводит итоги реализации госпрограммы «Нурлы жол» за пять лет

В 2020 году Казахстан приступил к реализации следующей пятилетки Государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы жол» (Светлый путь). Напомним, Государственная программа инфраструктурного развития была утверждена в апреле 2015 года Первым Президентом РК – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Целью программы была обозначена интеграция макрорегионов страны путем выстраивания эффективной инфраструктуры.

Информацию о том, как изменилась дорожная инфраструктура республики, а также каков в целом эффект от реализации программы, сообщает Kazpravda.kz со ссылкой на Primeminister.kz.

Отмечается, что программа «Нурлы жол» стала одним из ключевых драйверов национальной экономики. Вместе с появлением современных и качественных автомагистралей были созданы новые рабочие места, увеличились транзитные грузопотоки, была улучшена социальная инфраструктура. За пять лет реализации стало очевидно, что госпрограмма оказывает значительное влияние на рост ВВП страны. По данным Министерства национальной экономики, за время реализации Госпрограммы рост экономики обеспечен на уровне 16%.

Редакция портала «Каспийский вестник» изучила материалы казахстанских СМИ в их каспийском ракурсе.

Следует отметить, что по итогам реализации Госпрограммы построено и реконструировано порядка 3 тыс. км автодорог республиканского значения, в том числе и в прикаспийских регионах (Атырауская и Мангистауская области), в том числе  Актобе – Атырау – Астрахань – 42 км, Бейнеу – Актау – 382 км, Жетыбай – Жанаозен – 73 км, Бейнеу – Акжигит – 85 км.

В сфере морского транспорта в рамках госпрограммы «Нурлы жол» в 2015-2019 годы построены три новых сухогрузных терминала в порту Актау мощностью 3 млн тонн. Реализация проекта позволила увеличить возможности перевалки грузов через морской порт Актау до 20,7 млн тонн в год за счет строительства зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн в год, а также двух терминалов для генеральных грузов и контейнеров мощностью 1,5 млн тонн в год.

В целях развития мультимодальных перевозок в рамках госпрограммы построен многофункциональный паромный комплекс в порту Курык мощностью 6 млн тонн. В результате пропускная способность морских портов Казахстана увеличена до 27 млн тонн.

По сравнению с 2014 годом на сегодняшний день практически в 3 раза выросли объемы транспортировки через морские порты Актау и Курык сухих и паромных грузов.

С начала операционной деятельности порт Курык обеспечил перевалку более 4,8 млн тонн паромных грузов.

В целях ускорения процесса обработки паромных грузов в порту организована работа контролирующих органов (таможенные и пограничные органы контроля, СЭС) по принципу «одного окна», что позволяет обрабатывать паромные суда в течение 2-2,5 часов.

Также в рамках морских перевозок между портами Курык – Баку осуществляется предварительный обмен электронной информацией о судах и грузах.

За 2019 год через морские порты Актау и Курык перевалено порядка 6 млн тонн грузов, из них: 2,2 млн тонн нефти, 2,5 млн тонн сухих грузов и 1,4 млн тонн паромных грузов.

За I квартал текущего года через морские порты Актау и Курык перевезено более 1,6 млн тонн грузов, что на 2% ниже аналогичного периода прошлого.

Также с начала года через морские порты транспортировано порядка 6 400 контейнеров, из них более 50% были перевезены по фидерной линии Актау – Баку и далее по Транскаспийскому международному транспортному маршруту.

Доля в общем объеме грузооборота на Каспийском море увеличена с 21% до 38%.

В целях дальнейшего развития морского транспорта казахстанский торговый флот пополнился 4 сухогрузами грузоподъемностью по 5 и 7 тыс. тонн. Это положительно сказывается в целом на росте перевозок на морском транспорте.

При этом в настоящее время развивается сервис и совершенствуется технология работы по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Так, в апреле текущего года для повышения эффективности и сокращения оборота фитинговых платформ, используемых на маршруте через порт Актау, начаты контейнерные перевозки фидерными судами на маршруте Актау – Баку – Актау.

Как отмечают в МИИР РК, вышеуказанные мероприятия в совокупности с ранее проведенным развитием портовой инфраструктуры позволили усилить интеграцию морской портовой инфраструктуры на Каспии – Западных ворот страны – в сеть международных транспортных коридоров.

В сфере железнодорожной инфраструктуры на сегодняшний день практически завершено формирование оптимальной железнодорожной сети с акцентом на оптимизацию маршрутов внутриреспубликанских перевозок путем создания прямых сообщений между регионами, а также на повышение привлекательности казахстанских маршрутов для транзитных грузоотправителей.

В рамках программы «Нурлы жол» в 2016 году введена в эксплуатацию железнодорожная линия «Боржакты – Ерсай» протяженностью 14 км, которая соединила паромный комплекс в порту Курык с железнодорожной магистралью.

Цели и задачи второй пятилетки программы

31 декабря 2019 года Постановлением Правительства РК была утверждена Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы.

Программа направлена на создание транспортной инфраструктуры, которая будет комфортной и доступной для населения, повысит мобильность, производительность труда и качество жизни.

В рамках программы до 2025 года планируется реализация 112 инфраструктурных проектов на общую сумму 5,5 трлн тенге (свыше 1трлн рублей).

Основные задачи в рамках Госпрограммы «Нурлы жол» на 2020-2025 годы:

  • строительство и реконструкция 10 тыс. км автодорог (в том числе 3,8 тыс. км переходящих проектов), а также капитальный и средний ремонт 11 тыс. км дорог республиканской сети;
  • доля автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии будет доведена до 100%, а протяженность дорог I и II технической категории увеличится до 60%;
  • ремонт более 27 тыс. км дорог областного и районного значения и доведение доли в хорошем и удовлетворительном состоянии до 95%;
  • модернизация участка Достык – Мойынты и электрификация участка Мойынты – Актогай;
  • приобретение 600 новых пассажирских вагонов;
  • строительство 16 аэродромов;
  • приобретение 48 единиц судов, в том числе 6 торгового флота и проведение капитального ремонта шлюзов.

27 апреля, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели