Казахстан расширяет возможности коридора «Север-Юг»
Каспийский транзит

Казахстан расширяет возможности коридора «Север-Юг»

Коридор «Север-Юг» для Казахстана является одним из ключевых направлений в развитии перевозок в направлении Индии — крупнейшего в мире потребительского рынка, в том числе для казахстанских товаров и услуг, а также в направлении стран Северной Европы, сообщает 24.kz со ссылкой на пресс-службу Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК.

В материале отмечается, что участие Казахстана в этом проекте позволит привлечь дополнительный объем транзитного грузопотока через территорию страны и выход к портам Персидского залива. Также большой потенциал имеет развитие торговли Ирана и Китая, Ирана с регионами Урала, Сибири и Дальнего Востока России через сухопутные маршруты, часть из которых проходит через территорию РК и также интегрирована в коридор «Север-Юг».

Казахстан имеет хороший опыт участия в развитии транзитных коридоров из Китая в Европу, в направлении стран Кавказа и Турции, то есть положительный опыт планируется тиражировать и на коридор «Север-Юг».

В настоящее время Казахстан совместно с партнёрами работает над увеличением скорости перевозки грузов и пассажиров с целью оптимизации транспортных затрат, повышения качества транспортного сервиса, а также ведется активная работа по привлечению грузопотоков и организации контейнерных поездов.

В целях привлечения грузопотоков на железнодорожный маршрут Казахстан-Туркменистан-Иран установлены самые благоприятные тарифные условия, а именно на транзитные перевозки через пограничную станцию Болашак черных металлов, древесины, угля, растительного масла, зерновых грузов из России назначением на станции иранских железных дорог и далее в третьи страны транзитом по территории Ирана, а также на перевозки крупнотоннажных контейнеров по маршруту Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран.

Однако ввиду пандемии COVID-19 и ограничения пропуска через территорию Туркменистана, активно стали развиваться мультимодальные перевозки в направлении Ирана через казахстанские порты на Каспии.

Прорабатывается вопрос по запуску регулярного автопаромного сообщения между портами Актау и иранским портом Каспиан. Участие в развитии данного направления будет способствовать развитию транспортных маршрутов – казахстанского участка международного транспортного коридора Север-Юг, Центральной трансазиатской железнодорожной магистрали, а также выхода к портам Персидского залива и в целом реализации транзитного потенциала Республики Казахстан.

Основное преимущество этого маршрута: он дает реальное – почти двукратное сокращение – сроков перевозки товаров в 1,5 раза и уменьшение их стоимости по сравнению с традиционным морским путем через Суэцкий канал и Средиземное море на 10-15%.

Кроме эффектов от развития транзита, налаживание современного транспортного коридора создает хорошие предпосылки для развития экспорта казахстанской продукции на новые рынки, как было сказано в направлении Индии, а в перспективе и Африки. Рост грузовой базы будет способствовать снижению транспортных издержек казахстанских отправителей по выходу на эти новые рынки. Будут создаваться условия для роста экспорта транспортных услуг, предоставляемых отечественными логистическими компаниями, а значит будут создаваться условия для роста инвестиций в отрасль.

В целом при активном функционировании данного коридора предполагается развитие транзитного потенциала Республики Казахстан в направлении Ирана, стран Ближнего Востока, в перспективе Индии и Африки. Также ставится задача увеличить объемы перевозок грузов в транзитном сообщении через территорию Республики Казахстан, развивать паромное сообщение между портом Актау и портами других государств Каспийского бассейна, а также создать в порту Актау контейнерно-грузового хаба для обслуживания грузов по МТК «Север – Юг» и направлению Центральная Азия – Европа.

Кроме этого, казахстанская сторона рассчитывает на сопряжение МТК «Север-Юг» с ещё одним коридором, пролегающим в южном направлении Именно с этим связано решение Правительства РК от 13 ноября 2018 года по присоединению к Соглашению о создании международного транспортного и транзитного коридора между правительствами Исламской Республики Иран, Султаната Оман, Туркменистана и Республики Узбекистан (Ашхабадское соглашение).

Напомним, что Казахстан присоединился к международному транспортному коридору «Север-Юг» в 2003 году.

Международный транспортный коридор представляет собой мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов, общей протяженностью от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей) 7200 км. Создан для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море), и далее в Северную и Западную Европу.

Правовой основой этого проекта является межправительственное Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг», подписанное Россией, Индией и Ираном в Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 года в ходе II-й Международной евроазиатской конференции по транспорту. Депозитарием Соглашения является Иран. К маю 2002 года Соглашение было ратифицировано всеми его участниками и вступило в силу.

Помимо Казахстана к Соглашению присоединились Белоруссия, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия, Турция и Украина.

Казахстан участвует в МТК посредством железнодорожной магистрали «Казахстан-Туркменистан-Иран» и грузоперевозок по Каспийскому морю из портов Актау и Курык в направлении Ирана.

О том, как в нынешних условиях работает железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран, в публикации портала «Каспийский вестник»:

15 июля, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели