Казахстанский эксперт оценил значение договора о военном сотрудничестве с Россией
Безопасность и милитаризация, Комментарии экспертов

Казахстанский эксперт оценил значение договора о военном сотрудничестве с Россией

16 октября 2020 года министры обороны России генерал армии Сергей Шойгу и Казахстана генерал-лейтенант Нурлан Ермекбаев заключили в Нур-Султане Межгосударственный договор о двустороннем военном сотрудничестве.

По оценке Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации, это беспрецедентный документ, так как обычно в таких случаях подписывается Межправительственное соглашение, а не Межгосударственный договор о военном сотрудничестве, который по значимости и важности на несколько порядков выше.

Известно, что после вступления в силу обновленного договора прекратит свое действие Договор между Россией и Казахстаном о военном сотрудничестве от 28 марта 1994 года, основные положения которого были реализованы.

Как это предусмотрено межгосударственными документами прошлых лет, в соответствии с положениями обновленного договора военное сотрудничество осуществляется по широкому спектру и включает военное образование и подготовку кадров, поставки вооружения и техники, участие в совместных двусторонних и многосторонних учениях, мероприятиях боевой подготовки войск. Обновленный договор также дополнен новыми направлениями и формами взаимодействия, которые включают миротворческую деятельность, взаимодействие в рамках международных организаций, противодействие вызовам и угрозам региональной безопасности, культуру и спорт.

О значении подписанного договора в казахстанском и российском экспертном сообществе сказано довольно много, однако наиболее пристального внимания заслуживают оценки соглашения официальными представителями России и Казахстана. В этой связи представляется весьма интересным ознакомиться с мнением по данному вопросу замдиректора Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана, доктора политических наук Саната Кушкумбаева, опубликованном на портале «Евразия.Эксперт»:

– Санат Кайрслямович, для чего России и Казахстану двусторонние договоры о военном сотрудничестве, если обе страны состоят в региональных объединениях с аналогичными задачами?

– Это необходимо с точки зрения стратегического союзничества. ОДКБ – многосторонний военно-политический блок, но военно-техническое сотрудничество идет преимущественно на двустороннем уровне. Хоть ОДКБ и зонтичная структура, она состоит из сети двусторонних документов.

Договору о военном сотрудничестве, который был заключен в марте 1994 г., уже 26 лет. Мир стремительно меняется, соответственно, многие фундаментальные положения того договора были реализованы. В старом и новом договорах прослеживается прямая преемственность – ориентированность на внешнее сотрудничество, на взаимовыгодные и дружественные отношения. Разница в том, что ключевые пункты договора 1994 г. касались проблематики ядерной безопасности и разоружения. Если вспомнить Казахстан в первой половине 1990‑х гг., это были основные векторы международной политики. Ядерное нераспространение, денуклеаризация, стратегические наступательные вооружения (ракеты, которые находились на территории Казахстана, их вывоз с территории) – это было очень важно.

Все эти моменты реализованы. Сейчас требуется новая повестка, которая была бы ориентирована на текущие и перспективные вызовы и задачи.

Например, актуализировались вопросы международного терроризма. В договоре 1994 г. они подпадали под некие общие рамки, сейчас же это стало серьезным вызовом. Кибербезопасность в 1990‑х гг. не находилась на повестке дня, а в условиях цифровизации киберзащита становится трендом и в экономике, и в политике, и в других сферах жизнедеятельности общества.

Военно-техническое сотрудничество не может обойтись без обучения. Современная война – война технологичная, связанная с обслуживанием современной техники. А это уже не просто процесс покупки по взаимовыгодным ценам военного оборудования и вооружения. Это и обслуживание, и подготовка специалистов для этих целей. За годы сформированы аэрокосмические войска, навигация предусматривает использование спутников и дронов.

Большое количество оружия российского производства прошлых лет совместимо с последними разработками. Следовательно, Казахстан заинтересован, чтобы производители этого оружия обслуживали его и делились своими технологиями и навыками по его компетентной эксплуатации. Без подготовки кадров и военной науки эти задачи не выполнить.

– То, что подписание этого договора совпало с известными событиями в Беларуси, Кыргызстане и Нагорном Карабахе является случайностью или эти события связаны друг с другом?

– Это совпадение, потому что такие стратегические документы не готовятся в считанные недели или месяцы. Процесс переговоров и подготовки довольно длительный. Он не был обусловлен событиями в Беларуси в августе или в Кыргызстане в октябре.

С другой стороны, публичное и широкое анонсирование, освещение и информационное сопровождение подписания этого договора символично. Стороны как бы дают знать обществам двух стран и нашим партнерам по блокам и союзам, а также нашим дальним партнерам, что мы развиваем и углубляем наше партнерство в военно-технической сфере на стабильном фундаменте, открыто, прозрачно, последовательно и предсказуемо.

В данном договоре эти вещи обозначены четко, следовательно, не возникнут недомолвки или спекуляции на эту тему.

Говоря о миротворчестве: это новое направление, в котором Россия имеет большой опыт. Казахстан также неоднократно реализовывал свои миротворческие обязательства на международной арене – в Ираке и в Ливане. При соответствующей мировой поддержке под эгидой ООН это тоже важное направление, в котором мы могли бы кооперироваться. Нашим миротворцам было бы легче, учитывая соседство и историческую близость, участвовать в совместных миротворческих миссиях под эгидой международных организаций. Прежде всего, ООН.

– Не проще ли было бы Казахстану соблюдать военный нейтралитет?

– Конечно, масштабы миротворческих миссий разные. Однако в них участвуют и те страны, которые намного меньше Казахстана и территориально, и экономически. Миротворческие бригады – это шанс получить определенные навыки международных стандартов.

Нужно не забывать, что стратегически армия Казахстана ориентирована на оборону. Чтобы она была профессиональной и боеспособной, нужны не только учения. Они не всегда дают тот эффект и то качество вооруженных сил, каких можно добиться участием в миротворческих миссиях.

Миротворческие бригады – небольшой, но профессиональный и подготовленный контингент – дают любой стране возможности получить необходимые военные навыки, плечом к плечу с военными других стран обмениваться опытом, держать руку на пульсе современной военной мысли, науки и технологий.

Для этого не нужны многие тысячи солдат, достаточно батальона из нескольких сотен, которые методом ротации сменяют друг друга. У России, конечно, масштаб участия в миротворческих операциях богаче, это понятно, здесь уже обязательства страны как постоянного члена Совета безопасности ООН.

– Что вы думаете об обострении конкуренции США и России в Центральной Азии?

– Конечно, отношения США и России имеют большую историю плюсов и минусов. Сейчас они находятся, мягко говоря, не в самом лучшем состоянии. Очевидно, что в обозримой перспективе, вне зависимости от итогов выборов в США, мы увидим, что это противостояние и конкуренция будут сохраняться и даже нарастать, учитывая принципиальный характер разногласий между странами.

Если говорить о формате, который планирует использовать Москва – ЦА+Россия, то США работают в нем уже давно – ЦА+США действует со времен администрации Барака Обамы. А еще ранее, 10-12 лет назад, это первой начала использовать Япония, а следом за ней и Южная Корея. Сейчас в этом формате работает Китай, и вот на очереди Российская Федерация. Я бы даже сказал, что Москва с опозданием следует за этим трендом.

Но этот тренд продуктивен, потому что понятно – многие задачи и проблемы, если мы говорим о регионе не только в географическом смысле, похожи. Кооперируясь со всеми странами региона, легче решать эти вопросы, находить развязки, компромиссы, нежели работая только на двустороннем уровне.

– По данным СМИ, США обсуждают с государствами Центральной Азии, в том числе с Казахстаном и Узбекистаном, возможность транзитных перелетов военной авиации в Афганистан, что вызывает озабоченность России. Как Вы прокомментируете данную информацию?

– Страны Центральной Азии – те же Казахстан и Узбекистан – понимают роль и значение России в нашем регионе. Если речь идет о транзите в Афганистан американских грузов, то и Россия до 2011 г. участвовала в транзите грузов для западной военной коалиции в Афганистане. Потом это продолжалось в Кыргызстане, Узбекистане. А когда уже шло сокращение присутствия в Афганистане, вывод войск и оборудования проходил через «северный маршрут» – территории Узбекистана и Казахстана. То есть, здесь нет ничего, что расценивалось бы как недружелюбный и тем более враждебный жест в отношении России.

Российская сторона тоже это понимает, и обсуждаемая нами информация – не есть официальная позиция. То, что вы цитируете, всего лишь мнение. Есть официальная позиция Кремля, и она обозначена. Тот же военный договор, который подписали Казахстан и Россия. Все указывает на то, что все страшилки о присутствии США в регионе надуманы. Я бы назвал это попыткой сделать сенсацию на ровном месте, ведь в то же самое время идет сокращение американского военного присутствия в Афганистане. Американцы тоже думают о разнообразии маршрутов и сохраняют все возможные опции. Это понятно.

Конечно же, мы как соседи Афганистана заинтересованы в том, чтобы там не было какого-то очередного обострения внутренних противоречий. В данном случае, американское присутствие играет сдерживающую роль для региональной безопасности. Грузы идут в Афганистан, безусловно, но это не летальные и тем более не разведывательные грузы. Военное оборудование – не обязательно оружие и намек на некую потенциальную опасность. Это и колесная техника, и грузовики, используемые военными, продукты для армии.

Так что, я считаю, что выводы нужно делать, основываясь на официальных заявлениях уполномоченных лиц. А они не дают никаких оснований для переживания.

28 октября, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели