Китай нарастит присутствие в экономических проектах Каспийского региона
Аналитика, Каспийский транзит, Колонка редактора

Китай нарастит присутствие в экономических проектах Каспийского региона

С 6 по 8 июня т.г. состоялся государственный визит президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в Китай. В ходе визита лидер Казахстана провёл ряд встреч на высшем уровне с Председателем КНР Си Цзиньпином, Премьером Государственного совета КНР Ли Кэцяном, Председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР Ли Чжаньшу, также он встретился с представителями казахстанских и китайских деловых кругов. Как свидетельствуют результаты китайской поездки Н.Назарбаева, в ближайшей перспективе стороны значительно нарастят сотрудничество на Каспии.

В преддверии визита Н.Назарбаев дал расширенное интервью китайскому информационному агентству Синьхуа, в котором он характеризовал основные сферы казахстанско-китайского взаимодействия.

Основой успешного сотрудничества сторон, как отметил в интервью Н. Назарбаев, являются исторически обусловленные культурные связи Китая и Казахстана которые развивались под влиянием Великого шелкового пути, по которому с Востока на Запад перемещались не только товары, но и транслировались различные идеи, передавались культурные и научные достижения. Сегодня Великий шелковый путь, а точнее его возрождение, является основой экономического сотрудничества Пекина и Астаны. Стороны активно проводят мероприятия в рамках сопряжение «Экономического пояса Шелкового пути», являющегося частью китайской глобальной инициативы «Один пояс, один путь», и новой экономической программы «Нурлы жол», предусматривающей активную модернизацию казахстанской транзитно-транспортной инфраструктуры .

В рамках этой работы сегодня уже созданы и функционируют транспортно-логистические маршруты по направлениям Китай-Европа-Китай и Китай-Центральная Азия-Китай, которые позволяют раскрыть транзитный и экспортно-импортный потенциал Казахстана. Опорными точками  сотрудничества являются построенный в 2014 году логистический терминал в морском порту Ляньюньган и введенный недавно в строй в Казахстане «сухой порт» на базе Свободной экономической зоны «Хоргос — Восточные ворота».

Примечательно, что особую важность для успешного развития казахстанско-китайского стратегического партнёрства стороны придают эффективному использованию транзитного и углеводородного потенциала Каспийского моря.

Первое направление, на котором Казахстан и Китай планируют расширить масштабы сотрудничества, является транспортное. В настоящее время продолжается развитие казахстанского морского порта Курык, который будет специализироваться на паромных грузоперевозках зерна, нефтепродуктов, удобрений, химикатов и других видов грузов. Как стало известно по результатам интервью Назарабева для Синьхуа, на сегодняшнем этапе именно с этим портовым объектом казахстанская сторона связывает первоочередные планы по привлечению дополнительного грузопотока из Китая.

Ещё одним важным проектом экономического сотрудничества Казахстана и Китая на Каспии является добыча, транспортировка и глубокая переработка нефти и газа.

8 июня президент Казахстана в Пекине провел встречу с председателем совета директоров корпорации CNPC Ван Илинем. Как передает МИА «Казинформ», за годы работы в Казахстане китайская государственная нефтяная компания добыла более 100 миллионов тонн нефти, что, ожидаемо, вызывает удовлетворение деятельностью данного предприятия у президента Казахстана. С учетом успешного развития сотрудничества Н.Назарбаев в ходе встречи с главой CNPC выразил готовность продолжить сотрудничество с компанией, особенно в части использования нефтепровода Кенкияк-Атырау, который обеспечит увеличение поставок нефти в Китай и рост внутренних поставок.

Следует отметить, что заявление казахстанского лидера можно расценивать не только, как знак готовности к углублению партнёрства с Китаем. Китайская CNPC является участником крупнейшего нефтегазового проекта на каспийском шельфе – разработки Кашаганского месторождения. С учетом старта добычи нефти на Кашагане в 2016 году, главным вопросом последних лет является вопрос о направлениях поставки добываемой нефти, который, как известно, имеет важное геополитическое значение. Страны Запада, по большей части, заинтересованы, чтобы кашаганская нефть была направлена через Азербайджан и далее на Запад по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, что укрепит независимость Астаны и Баку от Москвы. Однако сегодня наиболее приемлемым в экономическом плане является маршрут Каспийского трубопроводного консорциума, проходящего по территории России.

В связи с этим, пекинское заявление Назарбаева является тревожным сигналом, прежде всего, для западных стран. В случае если Казахстан и Китай договорятся расширить объёмы транспортировки кашаганской нефти в восточном направлении, это исключит вероятность направления в ближайшей перспективе сколько-нибудь значимых объёмов углеводородов на Запад через Азербайджан.

Фото: akorda.kz

18 июня, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели