Китай тестирует новые транспортные маршруты в обход Каспия
Аналитика, Колонка редактора

Китай тестирует новые транспортные маршруты в обход Каспия

В последние годы страны Каспийского региона предпринимают активные меры по развитию транспортно-транзитной инфраструктуры на каспийском побережье, тиражируя новые амбициозные транспортные маршруты, которые призваны способствовать диверсификации национальных экономик стран региона за счёт существенного роста транзитных сборов.

Надежды руководства прикаспийских стран во многом связаны с реализацией китайской инициативы «Один пояс – Один путь», а точнее её сухопутного варианта Экономического пояса Шёлкового пути, призванного связать Китай со странами Европы через Центрально-азиатский и Каспийские регионы.

Однако, до сих пор нет ясности относительно загрузки данных проектов, от чего в конечном счёте зависит окупаемость вложенных в них денежных средств. Китайская сторона пока не спешит перенаправлять потоки своих товаров в Европу на сухопутные транскаспийские маршруты. За 2017-2018 годы регулярно сообщалось о пробных тестовых поставках грузов из Китая с использованием транспортных коммуникаций Каспийского региона, а именно железной дороги Казахстан-Туркменистан-Иран, мультимодальных проектов — Транскаспийский международный транспортный маршрут и Китай-Казахстан-Каспийское море-Иран. Но пока эти маршруты полноценно не функционируют.

В дополнение к этому, на текущей неделе стало известно о проработке Китаем совместно с Ираном нового транспортного коридора, который может связать Пекин с европейскими потребителями через территорию Пакистана и Ирана.

10 сентября Информационное агентство Исламской Республики (ИРНА) сообщило о запуске новой железной дороги между китайской провинцией Внутренняя Монголия и Ираном.

Сообщается, что почти 9000-километровая железная дорога соединяет Внутреннюю Монголию с городом Бам в юго-восточном Иране и будет использоваться грузовыми и служебными поездами. В ходе церемонии открытия новой дороги в Иран отправился грузовой поезд, состоящий из 41 контейнера с оборудованием, машинами и автозапчастями на общую сумму 1,5 млн. долларов США. По оценкам, он прибудет в Бам через 15 дней.

Как сообщает официальный иранский источник, новая магистраль является частью более крупной железнодорожной сети, которая связывает Китай с Европой через Иран. В мае текущего года другой грузовой поезд из города Баяннур на западе Внутренней Монголии уже прибывал в Тегеран по схожему маршруту.

Здесь следует сделать важное замечание о том, как формировался новый маршрут. По всей видимости, одной из составляющей проекта является введенная в строй в 2009 году дорога Керман — Бам — Захедан, которая позволила включить ещё одну линию Захедан — Мирджаве (иранский город на границе с Пакистаном) в сеть железных дорог Ирана.

Железнодорожная сеть Ирана в 2000-х гг.

Об этом, в частности, свидетельствует публикации СМИ от 2009 года, в которых сообщалось о вводе в эксплуатацию железнодорожного маршрута Исламабад – Тегеран – Стамбул. Так, на состоявшейся 23 августа того года с участием генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и послов стран-членов ОЭС торжественной церемонии встречи контейнерного поезда из Пакистана, министр дорог и транспорта Хамид Бехбехани заявлял, что железные дороги Ирана получили выход на Пакистан именно за счёт строительства железной дороги Керман – Бам – Захедан. По его словам, именно этот участок заполнил брешь в железнодорожной сети региона. Также известно, что после Тегерана контейнерный поезд проследовал в направлении пограничного терминала Рази и далее в Стамбул через район турецкого озера Ван, что в итоге подразумевало потенциальную возможность продолжения маршрута до стран ЕС.

Таким образом, в настоящее время Китай тестирует ещё один альтернативный каспийским маршрутам трансконтинентальный коридор, который может связать Пекин и страны ЕС в обход Каспийского моря. С учетом этого, очевидно, что борьба за привлечение китайских грузов в прикаспийских странах будет продолжаться. Однако её положительный для стран региона исход пока маловероятен. Портал «Каспийский вестник» ранее уже сообщал, что в настоящее время наибольшей популярностью пользуется сухопутный маршрут Китай-Европа с использованием территории Казахстана и России.

Известно, что объём железнодорожных контейнерных перевозок в направлении Азия-Европа через Россию в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился более чем на 55%. По подсчетам аналитиков АО «Русская контейнерная Компания», в настоящее время азиатские контейнерные грузы, следующие через Россию, в основном транспортируются по железной дороге через территорию стран ЕАЭС — Казахстан, Россию, Беларусь с объемом грузоперевозок в 278 000 TEU в 2017 году. Как сообщает таможенная служба пункта пропуска Алашанькоу на казахстанско-китайской границе, по состоянию на 14 августа в рамках сети маршрутов международных ж/д перевозок Китай — Европа прошел уже 6031 товарный состав. В целом через этот КПП проходит около 70 процентов всех отправляющихся по маршрутам Китай — Европа грузовых поездов.

Из всего вышеизложенного напрашивается один вывод — несмотря на разрекламированный статус Каспийского моря, как крупнейшего транспортно-логистического хаба Евразии, в нынешних условиях этот регион пока не оправдывает ожиданий. И те значительные средства, которые вложили так называемые новые независимые страны Каспия в транспортную сферу своей экономики, исходя из нынешних экономических реалий, будут ещё весьма долго окупаться.

Фото: zondnews.ru

12 сентября, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели