Конкуренция экономических проектов Китая и ЕС в Центральной Азии – экспертная оценка
Зарубежные материалы по Каспию

Конкуренция экономических проектов Китая и ЕС в Центральной Азии – экспертная оценка

Первый Китайско-Центральноазиатский саммит и второй Экономический форум ЕС-Центральная Азия, которые прошли фактически одновременно на прошлой неделе, подчеркнули интересы Пекина и Брюсселя и конкуренцию в регионе. Хотя обе стороны имеют стратегические интересы, экономические обязательства и дипломатические отношения с республиками Центральной Азии, растущее финансовое присутствие Китая на рынках Центральной Азии и Инициатива «Один пояс, один путь» может существенно ограничить возможности ЕС по укреплению партнерских отношений с местными субъектами. Такое мнение выразил в статье на портале «Special Eurasia» (партнёра портала «Каспийский вестник») итальянский эксперт Джулиано Бифолки.

В статье автор отмечает, что первый саммит «Китай-Центральная Азия», организованный в Сиане, подтверждает финансовое присутствие Китая в регионе и зависимость центральноазиатских республик от экономической поддержки Пекина.

Инициатива Китая «Один пояс, один путь» способствовала расширению его экономического присутствия в Центральной Азии, благодаря значительным инвестициям в инфраструктурные проекты, энергетические ресурсы и торговые коридоры.

При этом Второй экономический форум ЕС-Центральная Азия, организованный в Алматы, подчеркнул попытку Брюсселя позиционировать себя как альтернативного партнера, особенно привлекательного для стран Центральной Азии, стремящихся к диверсификации после начала конфликта на Украине и западных санкций против Москвы.

И ЕС, и Китай конкурируют за влияние в Центральной Азии, особенно в сферах торговли, энергетических ресурсов, развития инфраструктуры и политических альянсов, считает Джулиано Бифолки.

По его оценке Центральная Азия занимает геостратегическое положение и обладает богатыми энергетическими ресурсами, что делает ее центром притяжения крупных держав. Инициатива «ОПОП» КНР направлена на обеспечение экономических интересов Китая, расширение регионального влияния и укрепление его глобальных связей.

Выпустив в 2019 году документ под названием «ЕС и Центральная Азия: новые возможности для более тесного партнерства» Брюссель продемонстрировал свою заинтересованность в регионе и стратегию по содействию стабильности, расширению сотрудничества и защите своих экономических и политических интересов в Центральной Азии.

18-19 мая главы государств Центральной Азии посетили китайский город Сиань для участия в первом саммите «Китай-Центральная Азия» и встретились с президентом Китая Си Цзиньпином. В ходе саммита стороны обсудили новый пакет инвестиций на сумму около 3,7 миллиарда долларов и реализацию инфраструктурных проектов в поддержку инициативы «ОПОП». В те же дни, 18-19 мая в 2023 году в Алматы (Казахстан) был организован второй экономический форум ЕС-Центральная Азия. В ходе мероприятия представители ЕС подтвердили приверженность Брюсселя поддержке перехода Центральной Азии к устойчивому, социально устойчивому и климатически нейтральному росту.

Таким образом конкуренция между ЕС и Китаем в Центральной Азии представляет возможности и вызовы для обоих участников, считает итальянский эксперт. Экономическое влияние и инвестиции Китая создают риски зависимости и потенциальные политические осложнения для стран Центральной Азии. Акцент ЕС на ценностях и устойчивом развитии предлагает альтернативный подход, но сталкивается с проблемами с точки зрения ресурсов и конкурирующих приоритетов.

Саммит «Китай-Центральная Азия» подтверждает роль Пекина в Центральной Азии. С момента запуска инициативы «Один пояс, один путь» (BRI), Китай повысил свою роль в Центральной Азии, инвестируя огромные финансовые средства в местные рынки и инфраструктурные проекты.

Центральноазиатские республики находятся в существенной экономической зависимости от Китая поскольку на Пекин приходится значительная доля ВВП и внешнего долга региональных республик. В качестве примера, Таджикистан имеет долг перед Китаем в размере 81,2 миллиарда долларов (17% ВВП и 40% внешнего долга), в то время как долг Кыргызстана перед Пекином составляет 82,2 миллиарда долларов (20% ВВП и 45% внешнего долга).

В контексте конфликта на Украине и противостояния Брюсселя и Москвы второй экономический форум ЕС-Центральная Азия в Алматы подчеркнул усилия ЕС по расширению своей деятельности и присутствия в Центральной Азии путем улучшения проектов подключения и сотрудничества и выхода на рынок энергетических и минеральных ресурсов.

Центральная Азия имеет стратегическое значение из-за своего географического положения на евразийской геополитической шахматной доске, что делает регион «мостом» между Европой и Азией. После распада Советского Союза Россия и Запад соревновались за включение региона в свою зону влияния.

У Москвы привилегированные отношения с центральноазиатскими республиками благодаря недавнему историческому прошлому. Действительно, Кремль рассматривает этот регион как часть своего ближнего зарубежья и lebensraum (жизненно важное пространство), где Российская Федерация пытается расширить свои политические, экономические и военные связи через Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

В октябре 2022 года Астана принимала первый Саммит «Центральная Азия – Россия», где участники согласились активизировать и углубить экономические контакты между своими странами и подчеркнули важность сотрудничества на взаимовыгодной основе. Мероприятие высветило интересы России в обеспечении своего лидерства в Центральной Азии и использовании региона в качестве геополитического рычага в конфронтации с Западом.

На основании вышесказанного Джулиано Бифолки в своей статье приходит к заключению, что соперничество между ЕС и Китаем в Центральной Азии подчеркивает критическую важность региона и его огромный экономический потенциал. Предлагая республикам Центральной Азии альтернативный рынок и торгового партнера, ЕС может укрепить свое положение, продвигать свои идеалы и реально бросить вызов Китаю в Центральной Азии, одновременно способствуя долгосрочному улучшению региона.

Чтобы подтвердить свое региональное присутствие, Брюссель должен противостоять усиливающейся финансовой активности Китая и российскому военному и политическому присутствию в регионе.

«Конфликт на Украине, который вызвал столкновение между Европой и Россией, и конфронтация между Китайской Народной Республикой и Соединенными Штатами в Азиатско-Тихоокеанском регионе могут повлиять на Центральную Азию, подтолкнув Пекин и Москву к сотрудничеству против вмешательства Запада в регионе. В результате это временное китайско-российское сотрудничество может помешать стратегии Брюсселя в Центральной Азии», — резюмирует эксперт.

Подготовил Влад Кондратьев

23 мая, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели