Контейнерный транзит через Казахстан пошел в рост
Каспийский транзит, Повестка дня

Контейнерный транзит через Казахстан пошел в рост

Рост контейнерных перевозок, которые проходят по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) через территорию Казахстана, в частности, порт Актау, составил 167 процентов. До конца текущего года транзитные перевозки грузов в контейнерах планируются на уровне 824 тыс. ДФЭ. В 2018 году этот объем составлял 537 тыс. ДФЭ. На 2020 год запланировано перевезти 1 млн. 100 тыс. ДФЭ. Об этом сообщил генеральный директор АО «KTZ Express» Дмитрий Абдуллаев.

«Контейнерный транзит – стратегический вектор Компании, и точку роста мы видим именно в нем. На сегодняшний день инфраструктура Казахстана загружена только на 47%, есть огромный потенциал для развития, нам есть куда стремиться», — сказал Д.Абдуллаев.

Одним из основных инструментов, стимулирующих спрос на перевозки по всем транспортным коридорам, проходящим через территорию РК, стало увеличение скорости контейнерных поездов до 1 026 км/сутки. Кроме того, значительную роль играет гибкая тарифная политика АО «НК «КТЖ». В этом году принято 110 решений, направленных на понижение транзитного тарифа.

ТМТМ – динамика на лицо

Со дня запуска в апреле т. г. по сегодняшний день фидерного сообщения Транскаспийскому международному транспортному маршруту совершено более 40 рейсов. Морским оператором данного проекта является НМСК «Казмортрансфлот».

Напомним, ТМТМ – сложный мультимодальный маршрут, требующий нескольких перевалок грузов через морские порты.  

Немаловажным фактором роста перевозок по ТМТМ послужил запуск регулярной контейнерной фидерной линии с еженедельным отправлением из Актау в Баку и обратно. Запуск линии оптимизировал оборот контейнеров и сроки доставки. Также это дало возможность, в том числе экспортерам Казахстана, использовать фидер для доставки своей продукции в Азербайджан, Грузию, Турцию, а также в порты Черного и Средиземного морей.

Объем перевозок на фидерной линии Баку – Актау –Баку за 9 месяцев 2019 года достиг 3,4 тыс. TEUs. По данному маршруту было перевезено 2269 TEUs, в обратном направлении – 1124 TEUs. Максимальная вместимость судна составляет 225 TEUs. 

Основная доля грузов – различные товары из Китая, которые будут доставлены  в направлении Азербайджана, Грузии, Турции, стран Европы и обратно.

В целом, востребованность перевозок морем очень высока. Если рассмотреть загруженность фидерной линии, наполняемость судна с казахстанской территории в последние месяцы составляет 100%. При фи¬дерных перевозках использу¬ются суда вместимостью 225 двадцатифутовых контейнеров, что обеспечивает погрузку грузов двух полносоставных контейнер¬ных поездов в одно судно.

На сегодняшний день, наблюдается рост отгрузок контейнеров на маршруте ТМТМ. Недавно ТМТМ столкнулся с проблемой по обеспечению своевременной отгрузки контейнеров из порта Актау, в связи с чем КМТФ принял решение об увеличении частоты рейсов с ранее утвержденных 4-х рейсов в месяц до 7-ми.

Кроме того, планируется запустить второе судно. По планам  Казмортрансфлота – произвести замену фидерного судна «Туркестан» на другое собственное судно – MCV «Беркут» с января 2020 года. MCV судно – специализированное для транспортировки проектных грузов – модулей, негабаритных грузов и контейнеров. Всего будет в дальнейшем задействовано 4 судна. Активизировать контейнерные перевозки по маршруту Актау – Баку – Актау планируется на судах ASCO. 

Кроме того, подписано соглашение между тремя  компаниями об осуществлении регулярных перевозок по фидерной контейнерной линии между портом Батуми в Грузии и Констанца в Румынии.

Планируется, что на данной линии будут перевозиться транзитные грузы в направлениях Европа – Китай – Европа и Европа – Центральная Азия – Европа. Ожидается, что будут сокращены сроки доставки грузов по контейнерной линии в Черном море в вышеуказанных направлениях. Это повысит привлекательность Транскаспийского международного транспортного маршрута, проходящего и через Черное море, а также содействует увеличению объема транзитных контейнерных перевозок через Азербайджан.

Транскаспийский маршрут является ключевым звеном евразийских транспортных артерий и дополняет систему транзитных коридоров Казахстана.

Динамика перевозки контейнеров (эквивалент TEU)

К примеру, в октябре в рамках скоординированной работы стран-участниц Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), был запущен первый контейнерный поезд сообщением Стамбул – Алматы через порт Актау.

Поезд, состоящий из 33 сорокафутовых контейнеров со сборным грузом, преодолел расстояние за 14 дней, что является альтернативой отправки товара из Турции иными видами транспорта. На сегодняшний день сформирован второй аналогичный состав с турецким грузом.

Это важное событие, подтверждающее, что маршрут ТМТМ, являясь торговым маршрутом Великого Шелкового пути, обеспечивает кратчайший путь импорта на казахстанский рынок.

Как отметили в компании, для привлечения обратного грузопотока из Турции, Грузии и Азербайд¬жана в направлении Китая установлен понижающий коэффициент, делающий этот маршрут конкурентоспособным.

Кроме того, утверждены тарифные ставки на перевозки 45-футовых контейнеров с участием фидерных судов по маршруту Актау – Баку – Актау, которые действуют с 1 ноября 2019 года.  

Как ранее сообщалось, в 2019 году по Транскаспийскому международному транспортному маршруту планируется перевезти 60 тыс. TEU и 1,9 млн. тонн генеральных грузов.

Стоит подчеркнуть, что до апреля 2019 года контейнеры из казахстанских портов вывозились только паромами, а балкеры использовались в основном для поставок зерна и металла. Использование сухогрузов для морских перевозок контейнерных грузов позволяет оптимизировать расходы поставщиков.

В настоящее время мощности порта Актау позволяют переваливать до 40 тыс. контейнеров в год. Стоит задача по увеличению этой цифры до 75-100 тыс. контейнеров в год. Для этого порт покупает новую технику, меняет процедуры, конфигурацию складов, вводит дополнительные сервисы, которые необходимы при контейнерных перевалках. Расширен и работает Актауский морской северный терминал, который позволил увеличить пропускную способность по генеральным грузам и контейнерам в два раза. К 2020 году ожидается увеличение контейнерного потока до 300 тыс. TEU – двадцатифутовых контейнеров в год.

Альтернатива северному маршруту

По данным компании KTZ-Express, консолидированные транзитные грузы из Китая в Европу наряду с казахстанскими экспортными грузами в кон-тейнерах будут перевозиться в ускоренном режиме.

Например, мы запустили интересный потенциальный маршрут – альтернатива северному пути – Китай  – Европа – Китай, транзитом через казахстанскую пограничную станцию Алтынколь контейнерный поезд по маршруту Сиань (Синьчжу) – Стамбул (Халкали) – Прага (Чехия).  На «борту» поезда — 42 контейнера с бытовой техникой, которая была доставлена за 20 дней в Чехию. Это первое бесперебойное путешествие по коридору Баку – Тбилиси – Карс Расстояние в 8500 километров. Путь следования через территорию десяти стран. По территории Казахстана поезд следовал 72 часа.

В обход санкциям – налажен путь в Иран

Как отметили в KTZ-Express, создано несколько коридоров, по которым компания транспортирует контейнеры. Отмечается рост на 411% и по итогам 9 месяцев составил 3,3 тыс. ДФЭ.

Действует фидерное сообщение из Актау до портов Анзали и Амирабад.

В компании отметили, что контейнеры можно в Иран доставлять как по сухопутному пути (Алтынколь через Узбекистан, Туркестан и с выходом на Иран до Тегерана), так и по Каспийскому морю.

Еще нет железной дороги от Анзали до Тегерана. Там ближайшее время будет построен   30-ти километровый участок пути. И в этой связи казахстанский перевозчик от  Анзали доставляет автотранспортом контейнеры до Тегерана. В компании подчеркнули, что цены по транспортировке  по суше и морю – одинаковые. 

Транзит контейнерных поездов по маршруту из Китая в Иран производится через станцию Болашак на границе Казахстана (Мангистауская область) и Туркмении.

Ранее сообщалось, что объем перевозок грузов по железной дороге Казахстан – Туркменистан – Иран к 2022 году достигнет проектной мощности и составит 15 млн. тонн в год.

Транзит сибирского леса

Как отметил генеральный директор KTZ  Express Дмитрий Абдулаев, объем перевозок контейнеров по маршруту Китай-Россия и обратно транзитом через Казахстан за 9 месяцев 2019 года вырос в 8,5 раз -до 28,8 тыс. TEUs.

По словам Дмитрия Абдулаева, в текущем году компания развивает данный маршрут, транспортируя сибирский лес. 

«Мы через станцию Достык подаем контейнеры – с Казахстана (Алматы), Узбекистана (ташкентского узла) для разгрузки по маршруту Китай-Россия и обратно. Резкий рост контейнеропотока по этому маршруту связан с предоставлением казахстанской стороной скидок на перевозки на груженные и порожние вагоны. То есть в Казахстане сегодня действует упрощенная система скидок на тарифы. В России, чтобы получить тарифный коридор, уйдет 2-3 и более месяца. В Казахстане все гораздо проще. Если тарифы в швейцарских франках, то здесь достаточно грамотного обоснования в КТЖ. И длительной процедуры не требуется. КЖ ожжет дать тариф в течение недели», – пояснил Дмитрий Абдулаев.

Наталья БУТЫРИНА

16 декабря, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели