Место Каспийского региона в Энергетической стратегии Российской Федерации
Аналитика, Документы, Колонка редактора

Место Каспийского региона в Энергетической стратегии Российской Федерации

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р утверждена Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года (далее — Стратегия).

В официальном пресс-релизе по данному поводу отмечается, что в числе в качестве стратегических целей ТЭК документ фиксирует содействие социально-экономическому развитию России, а также укрепление и сохранение позиций в мировой энергетике. В числе основных задач – удовлетворение внутреннего спроса на энергоресурсы, развитие экспорта, модернизация и повышение доступности инфраструктуры, достижение технологической независимости, цифровая трансформация и обеспечение энергобезопасности.

Особое внимание в стратегии уделено расширению газотранспортной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развитию мощностей по производству сжиженного природного газа, обеспечению устойчивости энергосистемы. Кроме того, сделан акцент на снижении негативного воздействия ТЭК на окружающую среду.

В связи с утверждением новой Энергетической стратегии следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации не существует какого-либо документа стратегического планирования в отношении политики страны в Каспийском регионе, который бы предусматривал комплексный подход к рассмотрению региональных проблем. Ряд российских учёных считает, что отсутствие документально оформленной стратегии обеспечения национальных интересов и безопасности Российской Федерации на Каспии негативно влияет на реализацию каспийской политики страны.

В этой связи редакция портала «Каспийский вестник» изучила положения Энергетической стратегии России, чтобы определить место и значение Каспийского региона в государственной политике Российской Федерации в сфере энергетики.  

По результатам следует отметить, что в целом Каспийскому региону и прикаспийским субъектам РФ (Республики Калмыкия и Дагестан, Астраханская область) отведана второстепенная роль в приоритетах развития энергетики Российской Федерации.

Во втором разделе Стратегии «Цель, приоритеты и направления развития энергетики Российской Федерации» в пункте 1 «Цель и приоритеты развития» отмечается, что целью развития энергетики Российской Федерации является, с одной стороны, максимальное содействие социально-экономическому развитию страны, а с другой стороны, — укрепление и сохранение позиций Российской Федерации в мировой энергетике, как минимум, на период до 2035 года.

Для достижения поставленной цели Правительство считает необходимым ускоренный переход (модернизационный рывок) к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, способной адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей сфере и преодолеть имеющиеся проблемы. В числе мер, который позволит реализовать этот рывок, в числе прочих отмечена оптимизация пространственного размещения энергетической инфраструктуры, в рамках которой в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации сформируются нефтегазовые минерально-сырьевые центры, нефтегазохимические комплексы, расширится инфраструктура транспортировки энергетических ресурсов, что позволит в итоге Российской Федерации стать ведущим игроком на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Таким образом, главный вектор развития энергетики авторы Стратегии видят в АТР. Согласно их взглядам такое решение обусловлено прогнозом высокого спроса на энергоресурсы на этом направлении, а также ожидаемым приростом мощностей первичной переработки в Азиатско-Тихоокеанском регионе, прежде всего, за счет вводов новых нефтеперерабатывающих заводов на территории Китайской Народной Республики и Республики Индии, что будет способствовать усилению конкуренции на рынках нефтепродуктов.

С учётом того, что Каспийский регион расположен на значительном удалении от АТР, запасы ресурсов в российской секторе дна Каспийского моря и прибрежной территории довольно невелики, а их поставка на Дальний Восток нерентабельна, то очевидно, что каспийским нефти и газу Правительство России не придаёт глобального значения.

Вместе с тем, в соответствии со Стратегией каспийским ресурсам отводится важная роль в реализации пространственных приоритетов государственной энергетической политики, в частности по направлению  регионального развития сферы энергетики.

В пункте 1 раздела III Стратегии «Оценка состояния и тенденции развития энергетики Российской Федерации» отмечается, что энергетика РФ, основой которой является топливно-энергетический комплекс, вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально-экономическое развитие страны. При этом Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации включает в себя нефтяную, газовую, угольную и торфяную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение, играет ключевую роль в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Каспийское море прямо указано при характеристике нефтяной отрасли, как структурного элемента ТЭК России. В частности, рост добычи нефти с конденсатом в России более чем на 14 процентов по сравнению с 2008 годом стал возможен, в том числе, за счёт разработки месторождений, расположенных в акватории Каспийского моря. Среди других драйверов роста в Энергетической стратегии указаны месторождения в Восточной Сибири (Ванкорский кластер) и Республике Саха (Якутия), а также Приразломное месторождение на арктическом континентальном шельфе.

ЛУКОЙЛ ввёл в эксплуатацию новую скважину на месторождении Филановского
Разработка каспийский месторождений компанией ЛУКОЙЛ

Рост добычи каспийской нефти требует от Правительства страны мер по созданию инфраструктуры для её переработки и транспортировки.

В соответствии со Стратегией в части трубопроводного транспорта в стране в целом завершены крупномасштабные проекты по развитию системы магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, направленные на диверсификацию маршрутов экспортных поставок и повышение конкурентоспособности российских нефти и нефтепродуктов на мировых рынках. Применительно к Каспию реализован проект «Юг» развития системы магистральных трубопроводов для увеличения поставок нефтепродуктов в порт Новороссийск.

Создание мощностей по переработке каспийской нефти Стратегия относит к числу задач и ключевых мер развития энергетики Российской Федерации, указанных в разделе IV.

Так, в пункте 2 раздела «Пространственное и региональное развитие сферы энергетики» указано, что реализация пространственных приоритетов государственной энергетической политики в нефтегазохимической промышленности предполагает в числе прочего развитие кластерного подхода к формированию центров по глубокой переработке углеводородов с производственным ядром в виде крупных пиролизных мощностей (от 0,6 до 1 млн. тонн по этилену и более) и последующим производством пластмасс, каучуков и продуктов органического синтеза, их переработки в полуфабрикаты и конечные изделия для потребительского рынка.

Ввиду расположения вблизи источников сырья и рынков сбыта Каспийский кластер в Стратегии назван перспективным направлением развития, наряду с аналогичными Северо-Западным, Волжским, Западно-Сибирским, Восточно-Сибирским и Дальневосточным кластерами.

Как представляется, Каспийский кластер и в целом каспийские энергетические ресурсы внесут важный вклад в реализацию ещё одного пространственного приоритета государственной энергетической политики — развитие энергетической инфраструктуры, обеспечивающей опережающее социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации.

Таким образом, на основании анализа положений Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года можно сделать вывод, что несмотря на второстепенную роль Каспийского региона в реализации такой глобальной стратегической цели ТЭК России, как укрепление и сохранение позиций страны в мировой энергетике, каспийские энергоресурсы имеют принципиально важное значение для социально-экономического развития Северо-Кавказского и Южного федеральных округов страны. Создание Каспийского нефтегазохимического кластера и продолжение разработки месторождений северного Каспия позволит решит такие важные задачи государственной энергетической политики, как удовлетворение внутреннего спроса на энергоресурсы, модернизация и повышение доступности инфраструктуры, достижение технологической независимости и обеспечение энергобезопасности южных регионов Российской Федерации.

Что касается реализации Стратегии, то в документе предписано, что она будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными бюджетными учреждениями, коммерческими, некоммерческими заинтересованными организациями в сфере энергетики и смежных секторах экономики посредством принятия правовых, политических, организационных, информационных, производственных и иных мер в рамках компетенции. Для обеспечения реализации I этапа настоящей Стратегии разрабатывается план мероприятий («дорожная карта»), включающий в себя перечень конкретных мероприятий, ответственных исполнителей, сроки и ожидаемые результаты.

С учётом этого в ближайшее время станут известны конкретные меры, который предпримет Правительство России на каспийском направлении государственной энергетической политики.

Автор: Влад Кондратьев

19 июня, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели