Место Каспийского региона в Энергетической стратегии Российской Федерации
Аналитика, Документы, Колонка редактора

Место Каспийского региона в Энергетической стратегии Российской Федерации

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р утверждена Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года (далее — Стратегия).

В официальном пресс-релизе по данному поводу отмечается, что в числе в качестве стратегических целей ТЭК документ фиксирует содействие социально-экономическому развитию России, а также укрепление и сохранение позиций в мировой энергетике. В числе основных задач – удовлетворение внутреннего спроса на энергоресурсы, развитие экспорта, модернизация и повышение доступности инфраструктуры, достижение технологической независимости, цифровая трансформация и обеспечение энергобезопасности.

Особое внимание в стратегии уделено расширению газотранспортной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развитию мощностей по производству сжиженного природного газа, обеспечению устойчивости энергосистемы. Кроме того, сделан акцент на снижении негативного воздействия ТЭК на окружающую среду.

В связи с утверждением новой Энергетической стратегии следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации не существует какого-либо документа стратегического планирования в отношении политики страны в Каспийском регионе, который бы предусматривал комплексный подход к рассмотрению региональных проблем. Ряд российских учёных считает, что отсутствие документально оформленной стратегии обеспечения национальных интересов и безопасности Российской Федерации на Каспии негативно влияет на реализацию каспийской политики страны.

В этой связи редакция портала «Каспийский вестник» изучила положения Энергетической стратегии России, чтобы определить место и значение Каспийского региона в государственной политике Российской Федерации в сфере энергетики.  

По результатам следует отметить, что в целом Каспийскому региону и прикаспийским субъектам РФ (Республики Калмыкия и Дагестан, Астраханская область) отведана второстепенная роль в приоритетах развития энергетики Российской Федерации.

Во втором разделе Стратегии «Цель, приоритеты и направления развития энергетики Российской Федерации» в пункте 1 «Цель и приоритеты развития» отмечается, что целью развития энергетики Российской Федерации является, с одной стороны, максимальное содействие социально-экономическому развитию страны, а с другой стороны, — укрепление и сохранение позиций Российской Федерации в мировой энергетике, как минимум, на период до 2035 года.

Для достижения поставленной цели Правительство считает необходимым ускоренный переход (модернизационный рывок) к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, способной адекватно ответить на вызовы и угрозы в своей сфере и преодолеть имеющиеся проблемы. В числе мер, который позволит реализовать этот рывок, в числе прочих отмечена оптимизация пространственного размещения энергетической инфраструктуры, в рамках которой в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне Российской Федерации сформируются нефтегазовые минерально-сырьевые центры, нефтегазохимические комплексы, расширится инфраструктура транспортировки энергетических ресурсов, что позволит в итоге Российской Федерации стать ведущим игроком на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Таким образом, главный вектор развития энергетики авторы Стратегии видят в АТР. Согласно их взглядам такое решение обусловлено прогнозом высокого спроса на энергоресурсы на этом направлении, а также ожидаемым приростом мощностей первичной переработки в Азиатско-Тихоокеанском регионе, прежде всего, за счет вводов новых нефтеперерабатывающих заводов на территории Китайской Народной Республики и Республики Индии, что будет способствовать усилению конкуренции на рынках нефтепродуктов.

С учётом того, что Каспийский регион расположен на значительном удалении от АТР, запасы ресурсов в российской секторе дна Каспийского моря и прибрежной территории довольно невелики, а их поставка на Дальний Восток нерентабельна, то очевидно, что каспийским нефти и газу Правительство России не придаёт глобального значения.

Вместе с тем, в соответствии со Стратегией каспийским ресурсам отводится важная роль в реализации пространственных приоритетов государственной энергетической политики, в частности по направлению  регионального развития сферы энергетики.

В пункте 1 раздела III Стратегии «Оценка состояния и тенденции развития энергетики Российской Федерации» отмечается, что энергетика РФ, основой которой является топливно-энергетический комплекс, вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально-экономическое развитие страны. При этом Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации включает в себя нефтяную, газовую, угольную и торфяную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение, играет ключевую роль в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Каспийское море прямо указано при характеристике нефтяной отрасли, как структурного элемента ТЭК России. В частности, рост добычи нефти с конденсатом в России более чем на 14 процентов по сравнению с 2008 годом стал возможен, в том числе, за счёт разработки месторождений, расположенных в акватории Каспийского моря. Среди других драйверов роста в Энергетической стратегии указаны месторождения в Восточной Сибири (Ванкорский кластер) и Республике Саха (Якутия), а также Приразломное месторождение на арктическом континентальном шельфе.

ЛУКОЙЛ ввёл в эксплуатацию новую скважину на месторождении Филановского
Разработка каспийский месторождений компанией ЛУКОЙЛ

Рост добычи каспийской нефти требует от Правительства страны мер по созданию инфраструктуры для её переработки и транспортировки.

В соответствии со Стратегией в части трубопроводного транспорта в стране в целом завершены крупномасштабные проекты по развитию системы магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, направленные на диверсификацию маршрутов экспортных поставок и повышение конкурентоспособности российских нефти и нефтепродуктов на мировых рынках. Применительно к Каспию реализован проект «Юг» развития системы магистральных трубопроводов для увеличения поставок нефтепродуктов в порт Новороссийск.

Создание мощностей по переработке каспийской нефти Стратегия относит к числу задач и ключевых мер развития энергетики Российской Федерации, указанных в разделе IV.

Так, в пункте 2 раздела «Пространственное и региональное развитие сферы энергетики» указано, что реализация пространственных приоритетов государственной энергетической политики в нефтегазохимической промышленности предполагает в числе прочего развитие кластерного подхода к формированию центров по глубокой переработке углеводородов с производственным ядром в виде крупных пиролизных мощностей (от 0,6 до 1 млн. тонн по этилену и более) и последующим производством пластмасс, каучуков и продуктов органического синтеза, их переработки в полуфабрикаты и конечные изделия для потребительского рынка.

Ввиду расположения вблизи источников сырья и рынков сбыта Каспийский кластер в Стратегии назван перспективным направлением развития, наряду с аналогичными Северо-Западным, Волжским, Западно-Сибирским, Восточно-Сибирским и Дальневосточным кластерами.

Как представляется, Каспийский кластер и в целом каспийские энергетические ресурсы внесут важный вклад в реализацию ещё одного пространственного приоритета государственной энергетической политики — развитие энергетической инфраструктуры, обеспечивающей опережающее социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации.

Таким образом, на основании анализа положений Энергетической стратегии Российской Федерации до 2035 года можно сделать вывод, что несмотря на второстепенную роль Каспийского региона в реализации такой глобальной стратегической цели ТЭК России, как укрепление и сохранение позиций страны в мировой энергетике, каспийские энергоресурсы имеют принципиально важное значение для социально-экономического развития Северо-Кавказского и Южного федеральных округов страны. Создание Каспийского нефтегазохимического кластера и продолжение разработки месторождений северного Каспия позволит решит такие важные задачи государственной энергетической политики, как удовлетворение внутреннего спроса на энергоресурсы, модернизация и повышение доступности инфраструктуры, достижение технологической независимости и обеспечение энергобезопасности южных регионов Российской Федерации.

Что касается реализации Стратегии, то в документе предписано, что она будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными бюджетными учреждениями, коммерческими, некоммерческими заинтересованными организациями в сфере энергетики и смежных секторах экономики посредством принятия правовых, политических, организационных, информационных, производственных и иных мер в рамках компетенции. Для обеспечения реализации I этапа настоящей Стратегии разрабатывается план мероприятий («дорожная карта»), включающий в себя перечень конкретных мероприятий, ответственных исполнителей, сроки и ожидаемые результаты.

С учётом этого в ближайшее время станут известны конкретные меры, который предпримет Правительство России на каспийском направлении государственной энергетической политики.

Автор: Влад Кондратьев

19 июня, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели