Место Каспийского региона в новой Морской доктрине Российской федерации
Документы, Колонка редактора

Место Каспийского региона в новой Морской доктрине Российской федерации

31 июля 2022 г. указом № 512 Президента России Владимира Путина утверждена новая Морская доктрина Российской Федерации, которая является документом стратегического планирования, содержащим совокупность официальных взглядов на национальную морскую политику Российской Федерации и морскую деятельность Российской Федерации.

Редакция портала «Каспийский вестник» изучила положения новой Доктрины с целью определения места Каспийского региона в национальной морской политике. В результате следует отметить, что Каспийское море достаточно часто упоминается в доктринальном документе. Более того, Каспийское  море названо в качестве одного из региональных направлений национальной морской политики России.

Впервые Каспийское море упоминается во втором разделе Доктрины «Национальные интересы, вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане».

В пункте 8 раздела отмечается, что национальные интересы Российской Федерации как великой морской  державы  распространяются  на  весь Мировой  океан и Каспийское море.При этом в документе констатируется, что они [национальные интересы] формируются с учетом вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации в Мировом океане, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, а также с учетом суверенитета и национальных интересов других государств.

Такое выделение Каспийского моря в документе, как представляется обусловлено его особым международно-правовым статусом  и закрытым характером.

В следующий раз Каспий упоминается пункте 14 раздела, посвященном жизненно важным районам (зонам) обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане, которые согласно Доктрине  непосредственно связаны с развитием государства, защитой его суверенитета, территориальной целостности и укреплением обороны, критически влияют на социально-экономическое развитие страны, а утрата контроля над ними может поставить под угрозу национальную безопасность Российской Федерации и само существование государства.

Согласно документу к жизненно важным районам (зонам) обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане относятся в числе прочего и российский сектор Каспийского моря.

Далее Каспийское море упоминается в четвертом разделе Доктрины под названием «Приоритеты развития морской деятельности на функциональных направлениях». В пункте 34 документа поясняется, что функциональными направлениями морской деятельности являются сферы деятельности, связанные с изучением, освоением и использованием ресурсов и пространств Мирового океана. К функциональным  направлениям  морской  деятельности относятся развитие морского транспорта; освоение и сохранение ресурсов Мирового океана; развитие морских трубопроводных систем; морские научные исследования; военно-морская деятельность.

Каспийское море упоминается в направлениях, посвящённых развитию морского транспорта, а также освоению и сохранению ресурсов Мирового океана.

Так, в качестве приоритетного направления развития морского транспорта названоактивное участие Российской Федерации в деятельности международных организаций, формирующих международные нормы и стандарты функционирования морского транспорта в Мировом океане, актуализация действующих норм международного права в сфере морского транспорта и подготовка новых норм с учетом национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане и Каспийском море.

Применительно к освоению и сохранению ресурсов Мирового океана каспийская тематика упоминается в положениях Доктрины, раскрывающих приоритетные направления развития морского рыболовства и рыбоводства (аквакультуры), а также освоения морских минеральных и энергетических ресурсов.

Так, в первом случае одним из приоритетных направлений развития морского рыболовства и рыбоводства (аквакультуры) названо обеспечение интересов Российской Федерации в части, касающейся сохранения и использования водных биоресурсов в Каспийском и Азовском морях, разработка и обеспечение соблюдения согласованных мер, направленных на сохранение популяций ценных и исчезающих видов водных биоресурсов.

Во втором случае в числе приоритетных направлений освоения морских минеральных и энергетических ресурсов в доктрине указано увеличение объемов геолого-разведочных работ и добычи углеводородных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации, а также в российском секторе Каспийского моря.

Согласно пятому разделу Морской доктрины Каспийское море выделено в отдельное региональное направления национальной морской политики, которые согласно документу определяются в соответствии с наиболее значимыми для Российской Федерации регионами мира, объединенными общими физико-географическими, экономико-географическими, политико-географическими и военно-географическими характеристиками.

Наряду с каспийским в качестве региональных направлений национальной морской политики выделяются Арктическое, Тихоокеанское, Атлантическое (Балтийский, Азовско-Черноморский и Средиземноморский бассейны), Индоокеанское и Антарктическое. Отмечается, что национальная морская политика на региональных направлениях строится исходя из географических и социально-экономических особенностей регионов, а также их геополитической и военно-стратегической значимости для Российской Федерации.

В подразделе Доктрины, посвящённом каспийскому региональному направлению, отмечается, что Каспийский регион обладает значительными по объемам и уникальными по качеству минеральными и биологическими ресурсами, требующими комплексного подхода к их освоению с учетом прав и обязанностей Российской Федерации, определенных Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря от 12 августа 2018 г.

Приоритетами национальной морской политики на Каспийском региональном направлении являются:

  • 1)      укрепление экономического и геополитического положения Российской Федерации в Каспийском регионе, углубление экономических, военных и культурных связей с государствами этого региона;
  • 2)      формирование современного нефтегазодобывающего комплекса в российском секторе Каспийского моря и связанной с ним береговой транспортной инфраструктуры с учетом требований экологической безопасности;
  • 3)      привлечение российских компаний к осуществлению геолого- разведочных и поисковых работ с последующим включением месторождений российского сектора Каспийского моря в систему подводных трубопроводов;
  • 4)      модернизация и повышение пропускной способности российских морских портов, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в целях дальнейшего социально-экономического развития Каспийского региона путем увеличения морских перевозок экспортных и импортных грузов, диверсификации направлений, расширения объемов и способов поставок товаров и услуг на внутренние и внешние рынки морским транспортом;
  • 5)      повышение эффективности мероприятий по сохранению и воспроизводству водных биоресурсов, прежде всего рыб семейства осетровых, развитие интегрированных форм рыбоводства;
  • 6)      проведение комплексных научных исследований, включающих в себя мониторинг состояния подводных потенциально опасных объектов и подводных трубопроводов, состояния и изменения экосистемы Каспийского моря в условиях активного антропогенного воздействия, прогнозирование опасных гидрометеорологических,  гидрофизических  и  сейсмологических явлений, представляющих угрозу для населения прибрежных районов, береговой зоны и буровых платформ;
  • 7)      развитие сотрудничества с государствами Каспийского региона в области гидрометеорологии и мониторинга морской среды Каспийского моря, обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности населения прибрежных районов;
  • 8)      предотвращение роста, а в перспективе существенное снижение негативного антропогенного воздействия на экосистемы Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна;
  • 9)      организация трансграничного сотрудничества в сфере туризма в целях организации каспийских морских круизных маршрутов;
  • 10)    развитие сил (войск) и системы базирования Каспийской флотилии, наращивание их количественно-качественных параметров;
  • 11)    развитие международного военного сотрудничества с военно-морскими силами государств Каспийского региона.

Таким образом, подводя итог обзору «каспийских» положений подписанной 31 июля Владимиром Путиным Морской доктрины Российской Федерации, следует отметить следующее:

  • Каспийское море данным концептуальным документом включено в сферу национальных интересов Российской Федерации, а непосредственно российский сектор Каспийского моря назван жизненно важным районом обеспечения национальных интересов страны;
  • Каспийское море будет являться одним из важных направлений развития морского транспорта, а также освоения и сохранения ресурсов Мирового океана, при этом особое значение руководство России придаёт вопросу сохранения и использования водных биоресурсов в Каспийском море, сохранению популяций ценных и исчезающих видов водных биоресурсов, увеличению объемов геолого-разведочных работ и добыче углеводородных ресурсов в российском секторе дна Каспия;
  • Российское руководство с принятием Морской доктрины официально объявило Каспийское море одним из наиболее значимых для национальных регионов мира, в котором власти страны планируют реализовывать выверенную национальную морскую политику в соответствии с четко определенным набором приоритетов и целей.

Влад Кондратьев

Фото: РИА-Новости

3 августа, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели