Место порта Чабахар в политике Ирана — взгляд Mehr News
Каспийский транзит

Место порта Чабахар в политике Ирана — взгляд Mehr News

Стратегический порт Чабахар на юго-востоке Ирана занимает особое место в стратегии страны «Взгляд на Восток», и может связать Индию с Центральной Азией, Кавказом и прибрежными государствами Персидского залива. Об этом пишет портал Iran.ru со ссылкой на иранское агенство Mehr News.

Порт Чабахар, как единственный океанский порт Ирана на Макранском побережье не только важен для геополитических интересов Индии в Западной Азии, но и может сыграть ключевую роль в выводе Афганистана из его нынешнего географического тупика и в обеспечении Индии легкого и недорогого доступа к его соседям.

Кроме того, важность порта удвоилась для Индии из-за усилий Китая по увеличению своего влияния на соседей Индии. Китай пытается ограничить сферу влияния Индии в Пакистане, запустив инициативу «Один пояс — один путь» и инвестируя в пакистанский порт Гвадар. Именно с учетом этого Нью-Дели решил сделать крупные инвестиции в порт Чабахар.

В декабре 2018 года India Ports Global Limited открыла офис в порту Чабахар и взяла на себя строительство порта Шахид Бехешти в этом городе. Порт мог бы поддерживать и укреплять связи Индии с Афганистаном и Центральной Азией.

Основа ирано-индийских отношений, основанных на «благосостоянии через укрепление отношений», сосредоточена на двустороннем сотрудничестве в области энергетики, торговли, связи и развития торговых отношений между двумя странами. Иран и Индия, наряду с Афганистаном, подписали трехстороннее соглашение о развитии порта Чабахар.

Иран играет жизненно важную роль, помогая Индии стать развивающейся мировой державой. Эти двусторонние отношения с Ираном важны не только для экономических интересов Индии, но и сыграют значительную роль в развитии влияния Нью-Дели на его новых соседей в Персидском заливе и Центральной Азии.

Важность Чабахара в региональных уравнениях

Успех и провал проекта развития Чабахара настолько тесно переплетены с транснациональными уравнениями региона, что администрация президента Дональда Трампа, на пике беспрецедентной устойчивости к подрыву экономики Ирана, заявила, что освобождает развитие порта от режима всеобъемлющих санкций. Государственный департамент США заявил, что роль порта в экономике и развитии Афганистана является главной причиной исключения.

Решение Государственного департамента США освободить Чабахар является признаком того, что порт занимает особое место в региональных и глобальных отношениях. Как была получена эта позиция и почему Чабахар стал таким важным?

Чабахар, первый глубоководный порт в Иране

Простая, но очень важная причина заключается в том, что развитие порта Чабахар сделает его первым глубоководным портом в Иране.

Глубоководные порты являются результатом революции в судоходной отрасли, которая позволила огромным грузовым судам перевозить и транспортировать сотни контейнеров по очень низкой цене. Не возможно загрузить или разгрузить эти суда в любом другом типе порта, и это требует специального оборудования.

Иран в настоящее время не имеет глубоководного порта. Вот почему Иран может получить доступ к международной торговле, чтобы эти корабли входили в Персидский залив и затем разгружали свои грузы в Объединенных Арабских Эмиратах. Порт Джебель-Али в ОАЭ является одним из двух портов в Персидском заливе с этой функцией (порт Даммам в Саудовской Аравии также является глубоководным портом).

В конечном счете, строительство и развитие порта Чабахар устранят необходимость полагаться на ОАЭ для международной торговли. Кроме того, Чабахар, в отличие от Бандар-Аббаса, находится за пределами неспокойного региона Персидского залива и вне досягаемости региональных и глобальных врагов Ирана. Порт Чабахар — единственный порт в Иране, имеющий прямой выход к Индийскому океану.

Уязвимость иранских портов в Персидском заливе во время навязанной войны (1980-1988) ясно продемонстрировала стратегическую важность развития Чабахара. Наконец, в конце войны и в то время, когда иранское правительство пыталось открыть двери для политики деэскалации и нормализации отношений, в 1992 году в Чабахаре была создана одна из первых Зон свободной торговли.

Чабахар, золотые ворота торговли Индии с миром

Важность Чабахара для Индии настолько серьезна, что она занимается развитием этого южного иранского порта в течение почти трех десятилетий. На самом деле, развитие проекта Чабахар выходит далеко за рамки увеличения торговых отношений и экспорта в Иран.

Первая задача Индии — конкурировать со стратегическим альянсом Китая и Пакистана и найти альтернативу порту Гвадар. Гвадар является практически пакистанским «побочным портом» иранского Чабахара и расположен по другую сторону границы в пакистанском Белуджистане. Расстояние между двумя портами составляет 170 км, и Китай играет ту же роль в Гвадаре, что и Индия в Чабахаре. Как и Чабахар, Гвадар станет глубоководным портом.

Для Индии Чабахар также является ключевым пунктом в его амбициозном проекте «Международный транспортный коридор Север-Юг». Соглашение ждет чуда с 2000 года, чтобы проложить путь для новой торговой и коммуникационной линии, которая соединит Индию с севером через порт Чабахар.

Сокращение экспортных издержек Индии

По мнению экспертов, экспорт Индии в Центральную Азию, на Кавказ и даже в Россию через порт Чабахар экономит около трети стоимости и времени транспортировки товаров в эти страны, и этот фактор может сыграть роль в снижении цен на индийские товары.

Министр судоходства Индии Мансух Л. Мандавия недавно объявил, что с развитием порта Чабахар, Индия может сэкономить до 20% на стоимости доставки и логистики при отправке контейнеров в Содружество Независимых Государств в Центральной Азии.

Он добавил: «До сих пор Индия имела косвенный доступ к Содружеству Независимых Государств в центрально-азиатском регионе только через Европу».

Содружество Независимых Государств включает Армению, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Россию и Узбекистан.

Министр судоходства Индии заявил, что «в рамках стратегического развития в порту Чабахар начались погрузка и разгрузка грузов. Расходы на контейнерные перевозки в страны СНГ будут снижены на 20 процентов через Чабахар. Пока что грузы в страны СНГ из Индии можно отправлять только через Китай или Европу».

Порт Чабахар

«Если мы хотим отправлять контейнеры в страны СНГ, мы можем отправлять их только через Европу или Китай. Других соединений со странами СНГ не было. Теперь мы разработали порт Чабахар, и есть прямая связь с этими странами через Афганистан», — добавил он.

«Экспорт контейнерных перевозок в Афганистан, который начался в феврале 2019 года, растет. Порт Чабахар значительно расширяет свою деятельность. На прошлой неделе 39 холодильных и обычных контейнеров были загружены в Индию из Афганистана. Это важный этап на пути роста порта Чабахар», — подчеркнул далее индийский министр.

Индия приветствует создание ЗСТ в порту Чабахар

Индия приветствовала создание Зоны свободной торговли в порту Чабахар на прошлой неделе, на что Иран согласился. В связи с этим был подписан меморандум о взаимопонимании между Организацией порт и морского судоходства Ирана и должностными лицами Зоны свободной торговли с целью осуществления правил и положений Зоны свободной торговли в порту Чабахар.

Арун Кумар Гупта, исполнительный директор Глобальной организации индийских портов, заявил, что создание свободной зоны в порту Чабахар увеличит перевозки грузов в этом порту.

Генеральный директор портовой и морской организации Систана и Белуджистана Бехруз Агаи также сообщил, что впервые и в рамках трехстороннего соглашения между Индией, Афганистаном и Ираном транзитный груз был отправлен из порта Шахид-Бехешти в Чабахаре в Индию.

«Контейнеровоз Hazel был загружен 30 рефрижераторными контейнерами и девятью обычными контейнерами, каждый из которых содержал транзитные грузы из Афганистана в индийские порты Мундра и Нхава-Шева, а также 28 пустых контейнеров», — добавил он.

Инвестиции Индии в порт Чабахар

В своем бюджетном плане на 2021-2020 годы, представленном в парламент, правительство Индии удвоило свой бюджет для проекта порта Чабахар по сравнению с прошлым годом, и наблюдатели ожидают скорейшего выполнения решений Индии.

Газета Print в воскресенье написала:  «В бюджете, объявленном для Министерства иностранных дел Индии, 100 крор рупий (примерно один миллиард рупий или 14 010 000 долларов) были рассмотрены для развития иранского порта Чабахар».

Увеличение бюджета на проект порта Чабахар в то время, когда напряженность между Ираном и США высока, указывает на важность проекта для Индии, а также на приверженность Нью-Дели завершению строительства порта Чабахар.

Соединенные Штаты освободили развитие порта Чабахар от санкций. В декабре прошлого года индийские СМИ сообщили, что США предоставили Индии письменную гарантию, согласно которой Индия может закупать оборудование для порта Чабахар.

Министр финансов Индии Нирмала Ситхараман после встречи с министром финансов США Стивеном Манучером в Нью-Дели в декабре 2019 года объявил, что Индии нужен иранский порт Чабахар для продолжения торговли с Афганистаном.

Иранский порт Чабахар имеет большое значение для Индии по разным причинам, наиболее важной из которых является стратегическое расположение порта. Из-за споров с соседними странами, включая Пакистан и Китай, Индия решила создать новый маршрут для доступа к странам Западной и Центральной Азии и расширить свои интересы в не имеющем выхода к морю Афганистане.

Первая очередь порта была открыта в декабре 2017 года в присутствии президента Ирана Хасана Рухани и представителей Индии и других стран региона.

Порт Чабахар, расположенный на берегу Оманского залива, облегчает доступ Индии в Афганистан по морю. Правительство Индии обязалось инвестировать 500 миллионов долларов в развитие Чабахара, а также 1,5 миллиарда долларов на строительство ряда автомобильных и железных дорог.

12 июля, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели