Минэкономразвития РФ поддержит развитие порта Оля — как окупить инвестиции?
Каспийский транзит, Колонка редактора

Минэкономразвития РФ поддержит развитие порта Оля — как окупить инвестиции?

20 октября на заседании специальной рабочей группы, прошедшей под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ Юрия Трутнева, рассмотрен вопрос создания портовой особой экономической зоны (ОЭЗ) в Астраханской области.

По информации пресс-службы Минэкономразвития, проект создания ОЭЗ планируется реализовывать в два этапа. На первом этапе Минэкономразвития считает возможным выделить финансирование на модернизацию существующих причалов порта «Оля». По итогам достигнутых результатов будет приниматься решение по финансированию второго этапа, в рамках которого планируется создание нового контейнерного терминала на Каспии.

«Для реализации первого этапа создания Портовой экономической зоны на 2020 год предусмотрено более 257 млн рублей. В 2021-2022 годах Минэкономразвития России предоставит субсидии Астраханской области в размере 1,1 млрд рублей для инженерной подготовки территории и модернизации причалов порта Оля и 1,4 млрд рублей для создания нового морского порта, соответственно. Эти средства предусмотрены проектом федерального бюджета» — заявил заместитель министра экономического развития Сергей Галкин.

По итогам состоявшегося заседания также стало известно, что в рамках проекта определено 5 якорных резидентов портовой ОЭЗ, готовых реализовать инвестиционные проекты по строительству и эксплуатации инфраструктуры морского порта и логистической деятельности с общим объемом заявленных инвестиций 17,26 млрд рублей.  Создание ПОЭЗ в районе морского порта Оля в Астраханской области будет являться отправной точкой по развитию транзитного потенциала МТК «Север-Юг» и повысит конкурентоспособность российских портов на Каспии. Ожидается, что на конец 2030 г. в ПОЭЗ будут осуществлять деятельность не менее 26 резидентов, которыми будет создано не менее 1000 рабочих мест.

Сообщается, что проект постановления о создании на территории Астраханской области портовой ОЭЗ и Каспийского кластера был внесен Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации в начале октября 2020 года.

В связи с проведением совещания необходимо отметить, что ряд российских экспертов считает создание в порту Оля ОЭЗ довольно рискованным проектом, так как не совсем ясно с какой грузовой базой придётся работать транспортно-логистическим компаниям. МТК «Север-Юг», прежде всего, нацелен на транзит индийских грузов, однако объёмы торговли Индии с Россией, как двусторонней, так и транзитной, пока весьма невелики и вряд ли существенно вырастут в ближайшей перспективе.

Транзит более перспективных сегодня китайских грузов по МТК «Север-Юг» не предусмотрен его спецификацией.

Получается, что сегодня единственным реальным отправителем товаров в порт Оля могут стать прикаспийские страны, прежде всего Иран, торговля которого с ЕАЭС постепенно наращивает обороты.

Справка редакции: По последним данным иранских СМИ товарооборот Ирана с Евразийским Экономическим Союзом в период с 27 октября 2019 года, когда между двумя сторонами вступило в силу соглашение о преференциальной торговле, достиг значения в 2,8 млрд долларов. В годовом исчислении рост составил 6%. Экспорт Ирана достиг $ 823,9 млн, импорт из ЕАЭС составил $1,97 млрд, зафиксировав рост на 21% и 1% соответственно в годовом исчислении. Основным импортом Ирана из ЕАЭС являются товары первой необходимости и сырье для кормления животных.

Вместе с тем, довольно сложно сказать, достаточны ли текущие объёмы торговли между прикаспийскими странами для окупаемости инвестиций в порт Оля, как государственных, так и частных.

В этой связи на текущем этапе развития торгово-экономических связей прикаспийских стран крайне актуальной задачей для России становится создание и поддержка новых каналов морской торговли в Каспийском регионе. Важное значение для решения этой задачи, безусловно, имеет успешное проведение в 2021 году в России Второго Каспийского экономического форума. Именно на этой площадке бизнесмены пяти прикаспийских государств могут договориться о реализации тех проектов, которые обеспечат устойчивое развитие активно формирующейся в нашей стране каспийской портовой инфраструктуры.

Автор: Влад Кондратьев

Фото порта Оля. Источник Астрахань24

21 октября, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели