Минэкономразвития РФ поддержит развитие порта Оля — как окупить инвестиции?
Каспийский транзит, Колонка редактора

Минэкономразвития РФ поддержит развитие порта Оля — как окупить инвестиции?

20 октября на заседании специальной рабочей группы, прошедшей под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ Юрия Трутнева, рассмотрен вопрос создания портовой особой экономической зоны (ОЭЗ) в Астраханской области.

По информации пресс-службы Минэкономразвития, проект создания ОЭЗ планируется реализовывать в два этапа. На первом этапе Минэкономразвития считает возможным выделить финансирование на модернизацию существующих причалов порта «Оля». По итогам достигнутых результатов будет приниматься решение по финансированию второго этапа, в рамках которого планируется создание нового контейнерного терминала на Каспии.

«Для реализации первого этапа создания Портовой экономической зоны на 2020 год предусмотрено более 257 млн рублей. В 2021-2022 годах Минэкономразвития России предоставит субсидии Астраханской области в размере 1,1 млрд рублей для инженерной подготовки территории и модернизации причалов порта Оля и 1,4 млрд рублей для создания нового морского порта, соответственно. Эти средства предусмотрены проектом федерального бюджета» — заявил заместитель министра экономического развития Сергей Галкин.

По итогам состоявшегося заседания также стало известно, что в рамках проекта определено 5 якорных резидентов портовой ОЭЗ, готовых реализовать инвестиционные проекты по строительству и эксплуатации инфраструктуры морского порта и логистической деятельности с общим объемом заявленных инвестиций 17,26 млрд рублей.  Создание ПОЭЗ в районе морского порта Оля в Астраханской области будет являться отправной точкой по развитию транзитного потенциала МТК «Север-Юг» и повысит конкурентоспособность российских портов на Каспии. Ожидается, что на конец 2030 г. в ПОЭЗ будут осуществлять деятельность не менее 26 резидентов, которыми будет создано не менее 1000 рабочих мест.

Сообщается, что проект постановления о создании на территории Астраханской области портовой ОЭЗ и Каспийского кластера был внесен Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации в начале октября 2020 года.

В связи с проведением совещания необходимо отметить, что ряд российских экспертов считает создание в порту Оля ОЭЗ довольно рискованным проектом, так как не совсем ясно с какой грузовой базой придётся работать транспортно-логистическим компаниям. МТК «Север-Юг», прежде всего, нацелен на транзит индийских грузов, однако объёмы торговли Индии с Россией, как двусторонней, так и транзитной, пока весьма невелики и вряд ли существенно вырастут в ближайшей перспективе.

Транзит более перспективных сегодня китайских грузов по МТК «Север-Юг» не предусмотрен его спецификацией.

Получается, что сегодня единственным реальным отправителем товаров в порт Оля могут стать прикаспийские страны, прежде всего Иран, торговля которого с ЕАЭС постепенно наращивает обороты.

Справка редакции: По последним данным иранских СМИ товарооборот Ирана с Евразийским Экономическим Союзом в период с 27 октября 2019 года, когда между двумя сторонами вступило в силу соглашение о преференциальной торговле, достиг значения в 2,8 млрд долларов. В годовом исчислении рост составил 6%. Экспорт Ирана достиг $ 823,9 млн, импорт из ЕАЭС составил $1,97 млрд, зафиксировав рост на 21% и 1% соответственно в годовом исчислении. Основным импортом Ирана из ЕАЭС являются товары первой необходимости и сырье для кормления животных.

Вместе с тем, довольно сложно сказать, достаточны ли текущие объёмы торговли между прикаспийскими странами для окупаемости инвестиций в порт Оля, как государственных, так и частных.

В этой связи на текущем этапе развития торгово-экономических связей прикаспийских стран крайне актуальной задачей для России становится создание и поддержка новых каналов морской торговли в Каспийском регионе. Важное значение для решения этой задачи, безусловно, имеет успешное проведение в 2021 году в России Второго Каспийского экономического форума. Именно на этой площадке бизнесмены пяти прикаспийских государств могут договориться о реализации тех проектов, которые обеспечат устойчивое развитие активно формирующейся в нашей стране каспийской портовой инфраструктуры.

Автор: Влад Кондратьев

Фото порта Оля. Источник Астрахань24

21 октября, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели