Министр финансов Ирана прокомментировал строительство коридора «Север-Юг»
Каспийский транзит

Министр финансов Ирана прокомментировал строительство коридора «Север-Юг»

Иран надеется увидеть завершение строительства и запуск транспортного коридора «Север-Юг» до 2025 года, заявил в интервью РИА Новости министр экономики и финансов Эхсан Хандузи.

«Мы надеемся увидеть завершение проекта коридора «Север-Юг» и открытие железнодорожных путей до того, как сроки полномочий нынешнего правительства Ирана (во главе с президентом Эбрахимом Раиси – ред.) подойдут к завершению (следующие президентские выборы в Иране пройдут летом 2025 года – ред.)», — сказал Ханудзи.

Международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг » — это мультимодальный маршрут от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Индия) протяженностью 7,2 тысячи километров. Коридор является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Существует три маршрута МТК «Север-Юг»: Транскаспийский (с использованием железных дорог и портов), западный и восточный (сухопутные).

«Север-Юг» – это международный транспортный коридор. Он идет из России в Иран через Азербайджан и соединяется по морю с Индией. Азиатские рынки в последние десятилетия резко выросли, к примеру, ВВП той же Индии за последние 20 лет увеличился в пять раз.

ВВП Ирана и Пакистана – в четыре раза (при том, что иранцев уже многие годы душат экономическими санкциями). Подъем Азии создает возможность как для экспорта, так и импорта. Для продажи и покупки товаров нужна логистика, а в наше время самое главное для перевозчиков – это экономия времени.

Проект «Север-Юг» предлагает странам кратчайший маршрут для торговли между Европой, Индией и странами Персидского залива. Длина коридора от Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбаи составляет 7,2 тыс км. Этот путь на 30-40% короче, чем через Суэцкий канал, а, следовательно, в столько же раз экономнее.

Надо сказать, проект не ограничивается только лишь Россией, Азербайджаном, Ираном и Индией. К нему может присоединиться Европейский союз, у которого с Россией налаженное железнодорожное сообщение. Для ЕС это дополнительная возможность сбыта и закупки товаров, учитывая, что он является крупнейшей торговой державой в мире.

Север-Юг» может охватить и страны Средней Азии, потому что второй маршрут дороги пролегает по восточному берегу Каспия через Казахстан и Туркменистан.

Полный перечень заинтересованных стран можно на сайте МИД России: Беларусь, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия, Турция и Украина. Все они присоединились к межправительственному Соглашению о международном транспортном коридоре Север-Юг, подписанному Россией, Индией и Ираном в Санкт-Петербурге в 2000 году.

Для России крайне выгодно, что немалая часть товаропотока между Южной Азией, странами Персидского залива и ЕС, а это сотни миллиарды долларов, пойдет транзитом через ее территорию, что принесет Москве значительные доходы. Конечно, до подключения других игроков к Север-Югу потребуется время, но до того надо хотя бы завершить тот оптимальный вариант, над которым работают Россия, Иран и Азербайджан.

На сегодняшний день участок из России до азербайджано-иранской границы уже готов. Еще в феврале 2018 года по этому участку к иранскому городу Астара прибыл первый грузовой состав из России. На иранской границе в сторону Индии тоже все готово. В 2019 году завершилось строительство участка железной дороги из Казвина в Решт. Индия со своей стороны вложила больше $2 млрд в железные дороги Ирана и за $500 млн построила порт Чабахар на берегу Оманского залива. Именно отсюда по морю грузы пойдут из Европы в Индию и обратно.

Для завершения Севера-Юга осталась самая малость — достроить 200-километровую железную дорогу из иранского Решта в приграничную Астару, чтобы соединить ее с инфраструктурой Азербайджана. Для ускорения процесса Азербайджан выделил Ирану кредит в $500 млн, но дорога все еще не готова.

Смогут ли Россия и Иран реализовать один из грандиознейших проектов современности, покажет время. Понятно, что недоброжелатели будут продолжать ставить палки в колеса, и это будут делать, прежде всего, США, которые хотят замкнуть всю мировую торговлю на морские пути, где владычествует сильнейший и вездесущий американский флот. Но если России и странам Евразии удастся все-таки поставить на ноги Север-Юг, то он сделает эти государства не только богаче, но и независимее перед лицом нескончаемых западных санкций.

Подготовила Наталья БУТЫРИНА

25 марта, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели