МТК Север-Юг как проект трансрегиональной организации – мнение эксперта
Геополитика и геоэкономика, Комментарии экспертов

МТК Север-Юг как проект трансрегиональной организации – мнение эксперта

Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев поделился с редакцией портала «Каспийский вестник» своими мыслями по вопросу экономической интеграции в Каспийском регионе. Эксперт  считает, что пришло время вывести торгово-экономическую тематику за пределы традиционного перечня каспийской повестки, так как она «тонет» в потоке других проблем —  безопасность, биоразнообразие, правовое регулирование. На его взгляд, наиболее подходящий формат для многосторонней экономической координации по Каспию, с учётом российских интересов, возможен в рамках МТК Север-Юг.

«Саму инициативу нужно поднимать на уровень трансрегиональной организации (постоянный международный форум участников или Фонд развития инициативы). Здесь, в сфере логистики, наиболее масштабные капиталы, которые крутятся в регионе, за пределами сферы добычи углеводородов — развитие портов, ж.д. коммуникаций. Здесь же подключается тема инноваций в судостроении (RSD 59 «река-море» — «Волго-Дон макс» признан в Лондоне одним из лучших отраслевых проектов в судостроении, у Красного Сормово заказ на 20 единиц, более 20 млрд рублей, плюс идея с новозеландским скоростным автопаромом катамаранного типа – примеч. А.Караваева),  обновление парка ж.д. вагонов, строительство прибрежных автодорог с использованием геотекстиля (крупный заказ для местных газохимических  комплексов — малотонажная нефте-, газохимия), развитие промзон по трасвидовым узлам коридора и так далее. Каспийская экономическая повестка выглядит именно  так», — отмечает Александр Караваев.

При этом, эксперт обращает внимание на тот факт, что до сих пор на Каспии не создан механизм экономической координации. Идея экономической координационной структуры для Каспия — ОКЭС, предлагалась ещё с 1992 года, по аналогии с ОЧЭС. Но до сих не обрела никакой реализации, именно по указанной выше причине — сведения всей повестки взаимодействия в один блок, слишком обширный, с массой обусловленных  трений, уверен Александр Караваев.

Кроме того, важная ценность для каспийского круга вопросов — постараться изолировать проблематику бассейна от влияния третьих сторон, не работает в экономической сфере. Динамичное развитие предполагает многосторонний подход. И собственно, нефтегазовый сектор это доказывает.

«Именно по этой причине эффективность ОКЭС с пятью субъектами выглядит зыбко. В отличие от более обширной структуры, включающей интересы Индии, Персидского залива и Японии (эти группы стран также можно подключить к трансрегиональной структуре МТК Север-Юг). При этом, формат МТКСЮ более удобный, чем иные, потому как выводит на первый план инициативы альтернативные Китаю рынки», — уверен эксперт.

По его мнению, если Россия будет развивать МТКСЮ с элементами ЗСТ,  тогда он может видеться как «коридор развития», получая свойства трансрегиональной интеграции: включая постепенный переход на использование национальных валют в торговле и страховании перевозок. Это также усилит каспийские проекты. Таким образом, каспийская интеграция, инвестиционная координация диктует именно такой разворот.

«Конечно, это не панацея, и в этом раскладе множество  проблемных узлов, но, во всяком случае, те стратегические документы в сфере общекаспийской экономики, которые уже есть, как раз из сферы координации МТК: 

 — комплексный «План модернизации и развития магистральной инфраструктуры до 2024 года»;

 — «Стратегия развития морских портов в Каспийском бассейне до 2030 года». Регламентирует расширение грузопотока на с портами каспийской пятерки и развитии трансвидовых сочленений (морской — авто — ж.д транспорт);

 — создание АНО «Дирекция по развитию международных транспортных коридоров» в рамках Постановления правительства РФ от 10 апреля 2020 г. № 969-р.

Поэтому, вот мое предложение, вместо «пробивания» ОКЭС, как аналога черноморской координации 1980-90-х гг. на Каспии, и вряд ли эффективной структуры, сосредоточиться на разработке с участниками и заинтересованными субъектам МТК Север-Юг проекта трансрегиональной организации», — заключил Александр Караваев.

10 декабря, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели