На Каспии активизируется межрегиональное сотудничество
Колонка редактора

На Каспии активизируется межрегиональное сотудничество


Прошедшая неделя ознаменовалась всплеском активности ряда прикаспийских государств по налаживанию торгово-экономических связей со своими соседями по Каспию. Наибольшую активность проявили Россия и Иран, ряд важных действий в этой сфере предприняла и азербайджанская сторона.  
                                                                                                                                                      
24 октября в Астраханской области было успешно проведено XVI заседание Совета «Деловой Каспий», на который прибывала внушительная иранская делегация, а уже 26 октября в г.Астрахань состоялось Четвёртое заседание группы по сотрудничеству в области промышленности Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Иранскую сторону представил первый заместитель Министра промышленности, рудников и торговли Ирана Моджтаб Хосровтадж.                                               

Справка: Постоянная Российско-Иранская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству является основным механизмом межправительственного взаимодействия России и Ирана. В рамках комиссии на постоянной основе действует восемь отраслевых рабочих групп, в том числе: по торговле, энергетике, финансово-банковскому сотрудничеству и промышленности.
О подробностях состоявшегося мероприятия сообщает Пресс-служба вице-губернатора — председателя правительства Астраханской области, а также новостной портал Kaspyinfo.ru. Отмечается, что стороны уделили особое внимание вопросам сотрудничества в сфере судостроения. Как отметил вице-губернатор Астраханской области Расул Султанов, Республика Иран является самым значимым внешнеторговым партнёром для Астраханской области, а судоходная иранская компания «Хазар Шипинг», работающая на Каспийском море, другие иранские судоходные компании на регулярной основе осуществляют ремонт собственных судов на астраханских верфях. Иранская сторона, в свою очередь, проявила интерес к взаимному сотрудничестве в сфере пассажирского судостроения, что послужит дальнейшему развитию туристической отрасли.

Кроме этого, важным итогом российско-иранской встречистало соглашение о сотрудничестве между Свободной экономической зоной «Энзели» (Исламская Республика Иран) и особой экономической зоной «Лотос». Астраханская сторона в рамках соглашения обязуется оказывать иранским компаниям полное содействие, в том числе в подготовке бизнес-планов. Соглашение подписали Председатель правления, Генеральный директор Свободной Экономической Зоны «Энзели» Реза Масрур и генеральный директор ОЭЗ «Лотос» Сергей Милушкин.  
                                                                                                                                                                                      
В рамках соглашения ОЭЗ «Лотос», развитие которой курирует губернатор Астраханской области Александр Жилкин, резервирует земельный участок размером 20 га на полгода для размещения производственных и промышленных предприятий Ирана. В свою очередь, управляющая компания СЭЗ «Энзели» привлекает к размещению производств на территории ОЭЗ «Лотос» иранские компании.  Астраханская сторона оказывает иранским партнерам полное содействие, в том числе в подготовке бизнес-планов.

Справка: СЭЗ «Энзели» создана в 2005 году на севере Ирана в провинции Гилян и является одной из самых успешных и быстроразвивающихся экономических зон страны с большим количеством производств. ОЭЗ «Лотос» создана в 2014 году в Астраханской области. Является единственной российской ОЭЗ на Каспии и предоставляет резидентам существенные налоговые льготы и режим свободной таможенной зоны. В настоящее время здесь зарегистрировано шесть резидентов (в том числе один иностранный), заявленные инвестиции которых составляют порядка 5 млрд руб.  

26 октября стало известно, что азербайджанское ЗАО «Каспийское морское пароходство» (Каспар) планирует сотрудничать с российской Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК). В этот день состоялась деловая встреча председателя ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» Рауфа Велиева и директора Департамента маркетинга и продаж Объединенной Судостроительной Корпорации (ОСК) Дмитрия Пряхина, в ходе которой они провели обмен мнениями по вопросам сотрудничества, обсудили перспективы развития двусторонних отношений, отмечается в сообщении компании.                                                                              

В ходе встречи была проведена презентация последних проектов, реализованных заводом «Красное Сормово», в т.ч. представлена подробная информация о новом пассажирском судне, которое будет эксплуатироваться в круизных плаваниях по рекам Россиия и на Каспийском море. Представители азербайджанской стороны отметили, что детально изучат этот вопрос.

Справка: АО «Объединенная судостроительная корпорация» — крупнейшая судостроительная компания России. В корпорацию входит около 40 предприятий и организаций отрасли: основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро. В настоящее время на базе ОСК консолидировано большая часть российского судостроительного комплекса.

Важное мероприятие состоялось 27 октября в Москве. Министр дорог и городского строительства Ирана Аббас Ахунди встретился с российским министром по делам Северного Кавказа Львом Кузнецовым. Оба чиновника обсудили различные вопросы, в числе которых были двусторонние отношения, в том числе экономика, торговля, туризм, транспорт и судоходство, сообщает Iran.ru со ссылкой на IRNA.

Российский министр рассказал, что двустороннее сотрудничество между двумя странами будет поддерживаться на основе приоритетов, определенных президентами двух стран в марте этого года. Говоря о том, что Россия планирует использовать свои порты в Каспийском море, особенно в рамках транспортного коридора «Север-Юг», он добавил, что за последний год через данный коридор было отправлено 7 000 контейнеров.

Кроме этого, стороны обсудили интегрирование портов Дагестана и Астраханской области в главные транспортные коридоры международной торговли в рамках создания Каспийского транспортно-логистического комплекса (хаба) и в целом Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне.

В этой связи министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов отметил, что основная задача стратегии — интегрировать российские порты на Каспии в главные транспортные коридоры международной торговли, образующие единый транспортный узел в Каспийском бассейне. Поскольку Исламская Республика Иран имеет обширную наземную и морскую транспортную инфраструктуру в Каспийском бассейне, развитие российских портов будет способствовать выходу российских товаров на рынки Ирана, а также стран Персидского залива и Индии.

Справка: Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года разработана во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 октября 2016 года. С целью реализации Стратегии предлагается развитие действующих портовых мощностей, а также строительство нового морского порта на территории Республики Дагестан, развитие автомобильных и железнодорожных подъездов к морским портам. Одновременно с созданием морского порта будут реализованы меры стимулирования развития территорий, в том числе создание ряда промышленных кластеров в целях формирования грузопотоков под растущие потребности перспективных потребителей – Ирана, Индии, стран Персидского залива и Восточной Африки. Обоснование разработки стратегии представлено в следующей презентации — kontseptsiya-razvitiya-transportnologisticheskogoklastera-v-kaspiyskom-basseyne, со Стратегией можно ознакомиться по этой ссылке.

В ходе встречи с иранской делегацией стороны также обсудили перспективы взаимодействия регионов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов и Ирана — прежде всего в сфере туризма, медицине, сельском хозяйстве, а также в вопросах развития транспортной инфраструктуры.

По итогам встречи сообщается, что министр транспорта и городского развития Ирана Аббас Ахмад Ахунди поддержал перспективы взаимовыгодного сотрудничества в вопросах развития портовой инфраструктуры, наземных и морских транспортных коридоров. Стороны выразили готовность детально проработать эти направления в ближайшее время.

Таким образом, в преддверии трехстороннего саммита глав России, Ирана и Азербайджана в Тегеране, который состоится 1 ноября, представители государств достигли положительных результатов при выстраивании дальнейшего экономического сотрудничества на Каспии. Данное обстоятельство, безусловно, придаст положительный импульс предстоящим в Иране переговорам на высшем уровне.

В этой связи закономерной видится реакция министра иностранных дел России Сергея Лаврова на результаты трехстороннего сотрудничества стран региона. Выступая на заседании Совета глав субъектов РФ при МИД, он в частности отметил, что инвесторы из Ирана и Азербайджана активно участвуют в строительстве заводов в особой экономической зоне (ОЭЗ) «Лотос» в Астраханской области, передает ТАСС

«Диалог российских регионов со странами Каспия опирается на широкие торгово-экономические связи, регионы ведут целенаправленную работу по созданию благоприятных условий для инвестиционного сотрудничества, используя все возможности территорий опережающего развития, особых экономических зон и тех льгот, которые предоставляются на основе российского законодательства», — отметил Лавров.

30 октября, 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели