На встрече в Сочи лидеры РФ, Ирана и Азербайджана согласуют проект «Север-Юг» – Аждар Куртов
Каспийский диалог, Комментарии экспертов

На встрече в Сочи лидеры РФ, Ирана и Азербайджана согласуют проект «Север-Юг» – Аждар Куртов

Встреча лидеров России, Азербайджана и Ирана позволит разрешить ряд проблем, которые сегодня есть по вопросам Каспийского моря и энергетики, такое мнение в интервью Федеральному бизнес-агентству «Экономика cегодня» выразил главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов.

Россия, Иран и Азербайджан обсудят нефть, газ и TANAP

Дело в том, что заместитель председателя Совета Федерации РФ Ильяс Умаханов заявил, что 14 августа в Сочи пройдет трехсторонняя встреча лидеров России, Ирана и Азербайджана, причем это будет постоянный переговорный формат на высшем уровне.

Примечательно, что эти три государства затрагивает вопрос Каспийского моря, а также перспектива развития региональной энергетики. При этом, с Ираном мы сегодня постоянно контактируем через другие переговорные площадки, а что касается Азербайджана, то это государство уже долгое время смотрит в направлении Турции, хотя именно в Иране находятся другие части исторической азербайджанской территории.

«Прежде всего, здесь будут обсуждаться именно энергетические вопросы, поскольку Россия, Иран и Персия являются странами, добывающими углеводороды, причем как нефть, так и природный газ, и в очень большом количестве», — заключает Куртов.

Как замечает эксперт, сегодня обычно не помнят про то, что и в советское время все эти три государства были соединены газопроводной системой. Тогда был построен магистральный газопровод из Ирана в Азербайджан для снабжения данной советской республики.

«Этот газопровод был задействован и в постсоветское время, когда у Азербайджана не хватало объемов собственной газовой добычи, и тогда Баку в качестве резервного варианта задействовал импорт азербайджанского газа в свою экономику», — резюмирует Куртов.

Здесь нужно вспомнить и газопровод TANAP, который во многом базируется на этой традиционной энергетической связи Азербайджана и Ирана. Он официально начал работать с 1 июля, как часть так называемого Южного газового коридора для государств Евросоюза.

Этот газотранспортный проект создан для того, чтобы снабжать Евросоюз природным газом в обход России, хотя, несмотря на то, что общий объем производства газа в Азербайджане серьезно вырос, существуют большие сомнения, что Баку сможет бесперебойно обеспечивать загрузку данного проекта. С этим и связано подписанное соглашение между Баку и «Газпромом» на поставку 5 млрд кубов природного газа.

«Впрочем, по сравнению с советским временем Азербайджан активно нарастил, как нефтедобычу, так и газодобычу. И надо сказать, что у стран, которые делают ставку на экспорт нефти и газа, всегда есть, что обсудить между собой», — констатирует Куртов.

Согласование подобных вопросов очень важно, поскольку есть как высокодоходные рынки, по которым имеет смысл обсудить общую политику, так и регионы, через которые существует возможность проложить газопроводные мощности для поставки нефти или газа.

Например, TANAP появился из проекта Nabucco, по которому газ должен был поставляться в Евросоюз не только Азербайджаном, но и Туркменией, которая отделена от Баку Каспийским морем. В то же время, прокладка газопровода через эту акваторию противоречит интересам, России и Ирана. Это также вопрос для обсуждения, поскольку данная проблема не урегулирована договором о Каспии.

Наиболее актуальным вопросом является коридор «Север-Юг»

«Есть еще вопросы санкционного давления на Иран, а также заявление президента США Дональда Трампа о том, что он будет жестко наказывать те государства, которые продолжат закупать иранские углеводороды. И это касается, как России, так и Азербайджана. Кроме того, существуют и другие моменты экономического сотрудничества, связанные непосредственно с коридором «Север-Юг», — заключает Куртов.

Данный проект связан с созданием транспортных коммуникаций через иранскую территорию до Каспийского моря и дальше к портам России на берегу Балтийского моря. И здесь присутствует несколько вариантов, которые как включают Азербайджан, так и не включают.

«Целью участников этого проекта является пуск значительной части товарных потоков из Азии в Европу по данному маршруту. Долгое время из этого вообще ничего не получалось, но в итоге отдельные участки данного пути были проложены», — резюмирует Куртов.

На сегодня уже создана относительно приличная портовая инфраструктура в Иране, а через восточное побережье Каспийского моря проложена железная дорога из России через Казахстан и Туркменистан к иранскому городу Горган. Она сегодня уже действует и имеет стыковку с иранскими железнодорожными путями, но по ряду экономических причин здесь существует и транзит через Азербайджан.

«Сейчас строится дорога через Аракс – от азербайджанского города Астара к его иранскому тезке. Это должно стать частью этого транспортного коридора, но здесь проявились значительные проблемы с финансированием», — констатирует Куртов.

По словам Аждара Ашировича, у Ирана не хватает денег для осуществления таких масштабных транспортных проектов. Также здесь играет роль и тот фактор, что Иран традиционно ориентируется на развитие автотранспорта, а не железнодорожного сообщения.

«Внутренняя железнодорожная сеть Ирана является неразвитой, причем те мощности, которые там существуют, нуждаются в существенной модернизации, как, впрочем, и российская часть транспортного коридора «Север-Юг», — заключает Куртов.

Так что, здесь существует масса аспектов, о которых должны договориться лидеры России, Ирана и Азербайджана.

5 июля, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели