Новая Евразия — Каспийский вектор: перспективы развития интеграции с Ираном обсудили в Астрахани
Каспийский диалог

Новая Евразия — Каспийский вектор: перспективы развития интеграции с Ираном обсудили в Астрахани

26 августа 2022 года в Астрахани состоялся Международный научно-экспертный форум «Новая Евразия. Каспийский вектор». Мероприятие было приурочено к празднованию 110-летия великого учёного, этнолога и географа Льва Николаевича Гумилёва, который предсказал процветание России в случае принятия евразийской идеологии как философии единения и содружества народов и культур. Он же утверждал, что важнейшей геополитическим центром, вокруг которого в будущем развернётся процесс экономической и культурной интеграции будет регион Каспийского моря. 

Развитие коридора «Север-Юг», транспортного пути из Петербурга в Ормузд и Бомбей через акваторию Волги и Каспия представляется важнейшей доминантой торгового и геополитического сотрудничества на территории Евразии в XXI веке.

Перспективы и прогнозы развития проекта в практической плоскости обсудили участники форума «Новая Евразия. Каспийский вектор». Организаторами мероприятия выступили Каспийский институт морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. АпраксинаМеждународное движение «Новая Евразия» и Евразийский центр культурных и общественных инициатив им. Льва Гумилёва.

В мероприятии приняли участие эксперты-евразийцы, государственные отраслевые структуры, предприниматели, дипломаты, представители банковского и транспортного сектора. На повестке дня стояли геостратегические и финансовый аспекты развития транспортного коридора «Север-Юг», значение Астрахани, как «южных ворот» России через позиционирование логистических и туристических проектов Астраханской области в федеральной и международной повестке, туристическое сообщение между Россией и Ираном, развитие молодежных программ евразийского сотрудничества.

Ольга Карташова, директор Каспийского института морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина, открыла мероприятие и отметила, что в институте, который представляет собой «дружественную площадку», учатся молодые люди из всех прикаспийских государств. Большое внимание в обучении курсантов уделяется патриотическому аспекту воспитания.

Генеральный консул ИР Иран в городе Астрахань Мехди Акучакиан в своей речи отметил, что рост экономики требует расширения взаимодействия между странами прикаспийского региона, а развитие судоходного, ж/д и автомобильного направлений коридора «Север-Юг» является ключевым вопросом в торговом и культурном сотрудничестве стран Прикаспия и Персидского залива.

«Данное направление представляет собой уникальную стратегическую возможность для развития транспортных и торговых связей между важными городами, повышения экономической доступности стран к трем крупнейшим мировым рынкам — региону Прикаспия, Индийского океана и Юго-Восточной Азии, обеспечения безопасности и надежности транспортных перевозок и создания равных условий для поставщиков товаров и услуг. Мы готовы активно сотрудничать по этим вопросам с Российской Федерацией после ратификации соглашения о формировании зоны свободной торговли с ЕАЭС. От России мы ожидаем помощи в привлечении инвестиций, обеспечении судов, ускорении темпа дноуглубительных работ и улучшении инфраструктуры портов. 

Сегодня уже налажено ж/д сообщение Иран-Туркменистан-Казахстан. Строительство ж/д линии «Решт-Астара» и ее присоединение к ж/д полотну Республики Азербайджан, а затем к Российской Федерации может оказать огромное влияние на увеличение объемов торгового оборота в Евразии.

Расширение пассажирского авиасообщения произошло с недавнего открытия авиаперевозчиком Pars Air маршрута Астрахань-Решт», — сказал дипломат.

Заместитель министра внешних связей Астраханской области Илья Торопицын поблагодарил организаторов за проведение важного для региона мероприятия, заверил, что результаты работы форума получат практическое воплощение, и отметил, что в регионе действует более 200 предприятий с участием капитала стран Прикаспия, чему поспособствовало подписание ряда соглашений с Торгово-промышленными палатами и крупнейшими инвестиционными фондами Туркменистана, Ирана и Азербайджана.

Заместитель начальника управления промышленности и логистики, начальник отдела развития нефтегазовой отрасли министерства промышленности и природных ресурсов Астраханской области Александр Гусаров в своем выступлении выразил уверенность в том, что развитие важного транспортного проекта «Север-Юг» будет способствовать росту в социально-экономической сфере региона.

Павел Зарифуллин, директор Евразийского центра им. Льва Гумилева, председатель Евразийского совета движения «Новая Евразия», обратил внимание на повышенное внимание международного сообщества к проводимому мероприятию, о чем свидетельствует прямая трансляция в разных странах Евразии.

«В задачи движения «Новая Евразия» входит обьединение различного рода интеграционных геополитических, культурных и экономических инициатив на евразийском пространстве. Мы провели сходные по формату форумы в ЯкутскеБелоруссии, республике Тыва и Казахстане

Сотрудничество с братской ИР Иран выходит на совершенно иной уровень, мы решили обьединить усилия гражданского, научного и предпринимательского сообщества наших стран и поспособствовать в разрешении возникающих в процессе интеграции проблем путем обсуждения и формирования резолюции, которая будет направлена в государственные инстанции стран Прикаспийского региона. Пришло время продолжить начатую Петром I инициативу создания логистического коридора «Север-Юг», — отметил Павел Зарифуллин.

В завершении своего выступления Павел Зарифуллин презентовал Генеральному консулу ИР Иран Мехди Акучакиану свою книгу «Новые скифы», переведенную на персидский.

Модератор и организатор форума Катерина Гуйвик-Клёнова, начальник УМПТИиСО КИМРТ, обратила внимание присутствующих на исключительную важность обсуждаемых на форуме тем, а так же важность совместной работы над идеологией и предлагаемыми решениями, поскольку мероприятие носит международный характер.

Белорусский политолог Алексей Дзермант отметил, что формируется новая евразийская реальность, где представители России, Ирана, Белоруссии, Таджикистана, Азербайджана, Казахстана собираются вместе и осуждают различного рода идеи и предложения.

«Новая Евразия — это миропорядок, где Запад уже не играет доминирующую роль. 500 лет Запад строил свое могущество на контроле морских путей и технологий в логистике и вооружении, подавляя более древние цивилизации, которые имеют такое же право на голос в решении судеб мира. И сейчас мы видим, что эта эпоха заканчивается и должны появиться новые транспортные пути и союзы.

43 года назад Иран избавился от трека колониального развития и стал полностью независимым государством. Сейчас иранский санкционный опыт крайне востребован как для России так для Белоруссии.

Движение «Новая Евразия» как локомотив продвигает, лоббирует проект сотрудничества с Ираном через подобные форумы, через СМИ, через общение с представителями власти. Мы создаем мировозренческий контекст, объясняем почему это необходимо и почему это надолго. Идеи интеграции с Востоком должны закрепляться и в общественном сознании. Это единственное спасение от войны, в которую нас ввергли», — заявил Алексей Дзермант.

Эльдар Идрисов, к. полит. н., директор Научно-образовательного центра пространственного развития при Астраханском филиале РАНХиГС, осветил вопрос этнокультурной палитры Астраханской области как геополитического ресурса региона в Прикаспии. 

«Исторически Астраханский регион был полиэтничным центром управления кочевыми народами и восточной торговли, регионом с высоким миграционным потенциалом. Сейчас со студентами мы модерируем проекты развития туризма, рассматриваем развитие туристического направления, выходящие на Северный Кавказ и Иран», — отметил эксперт.

Сохраб Гайрат, директор российско-иранской компании в IT-сфере, отметил, что бизнес по иранскому направлению постоянно сталкивается с барьерами и препятствиями, которые приходится преодолевать. 

«Чтобы масштабировать торговлю с Ираном, необходима консолидированная помощь научного и политического сообщества. Одним из вопросов, требующих разрешения  и взаимовыгодного соглашения — это тарификация перевозок и оптимизация транспортных затрат. Значительно ускорить темпы наращивания экспорта-импорта с Ираном, пока решается технический вопрос по дноуглублению в российских портах, позволит разработка преференций в системе тарификации грузовых перевозок.

Вторая проблема — это долгая бюрократическая процедура таможенного оформления товаров и отсутствие единой системы расчетов между Россией и Ираном.

Третья проблема состоит в том, что большое количество иранских компаний, заинтересованных в продукции российских компаний, вынуждены действовать через посредников, что занимает много времени, усилий и финансовых затрат. Назрела необходимость в создании онлайн-площадки, где в режиме реального времени российскими и иранскими  компаниями-производителями будет представлена информация о готовых к экспорту объемах продукции, в свою очередь на этой же платформе компании будут проходить верификацию через Торгово-промышленную палату, что позволит компаниям-производителям и покупателям связываться напрямую

После работы в течение нескольких месяцев онлайн-площадки, наберется статистика объёмов продаж, станет понятен индекс волатильности и появится возможность создания токена по технологии блокчейн для безналичных платежей. Хотя до сих пор для подобного рода операций нет законодательной базы, и ее разработка и согласование так же потребует времени», — отметил Сохраб Гайрат.

От лица председателя Думы Астраханской области Игоря Александровича Мартынова, выступила Анастасия Журавлева, представитель Законодательного собрания и депутат Думы Астраханской области, выразила готовность поддержать региональном и федеральном уровне инициативы по расширению Российско-иранского сотрудничества.

Махди Саадат Нежад, директор иранской экспортно-импортной компании «Партак», отметил, что работает с Россией по продовольственному и инвестиционному направлениям. Бизнесмен обратил внимание на то, что назрела необходимость улучшения инфраструктуры наземного, воздушного и водного сообщения между Россией и Ираном. 

«В настоящее время, процедура экспорта пшеницы из Краснодара до Астары занимает месяц — это очень долго. Необходимо упростить таможенные процедуры. Что касается финансовых операций, колебания курса рубля по отношению к доллару, приводят к колебанию стоимости продукции. За неимением из-за санкций  возможности прямых расчетов с Россией, Иран вынужден пользоваться услугами неофициальных агентов, которые выступают финансовыми гарантами сделок, оплата проходит наличными. Надеюсь в ближайшем будущем эти вопросы будут решены», — сказал иранский представитель частного сектора.

Александр Мельников, директор АО «Морской торговый порт Оля», отметил необходимость осмыслить уровень взаимодействия между странами по техническому, технологическому, экономическому, правовому и информационному направлениям транспортного сервиса.

«Нам необходимо синхронизировать с Ираном и Индией технические параметры и пропускную способность узловых транспортных терминалов. Срок сдачи в эксплуатацию современного контейнерного терминала в рамках особой экономической зоны на территориях, прилегающих к порту «Оля» — конец 2023 года. Так же нам необходимо обновление контейнерного флота. В Астрахани есть судостроительные мощности для сухогрузов, но нет единого оператора контейнерного парка И убежден, будут предоставлены меры государственной поддержки судоходным компаниям.

Еще одна проблема — нет согласованного решения о валюта платежа за услуги по транспортировке грузов. Расчеты между участниками идут по схемам позапрошлого века: взаимозачет, бартер, наличные. 

Также в рамках ШОС необходимы институты страхования грузов на период перевозки. 


Что касается льготной тарификации, Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция на уровне межправительственных соглашений установили единые тарифы с хорошими льготами для грузов, в результате динамика развития — поражает. 

Оформление транзита, проведение досмотров, таможенные процедуры должны быть сведены к минимуму. На пути движения груза должен быть установлен режим «Зеленого коридора». В 2020 году таможенные службы России и Ирана подписали ряд весьма важных документов о сотрудничестве в результате, российские таможенники заранее получают от иранских коллег переведенную на русский язык информацию о номенклатуре и стоимости товаров, что сокращает простой груза на погранпереходах.

Важным шагом в развитии торговых отношений России и Ирана будет вступление Ирана в Евразийский Экономический Союз на правах полноценного члена», — сказал Александр Мельников.

Герман Садулаев, главный редактор портала «Новая Евразия», отметил, что астраханские земли всегда были ключевым регионом по внутренней евразийской торговле и сейчас есть шанс сделать Астрахань снова великой.

«Империя Чингисхана двигалась на Запад строго по векторам Великого шелкового пути и после того, как Тамерлан после одержал победу над Золотой ордой на Тереке, весь Шелковый путь перестал существовать и мировая торговля была переориентирована на морские пути, которые контролировала Европа. В следствие чего, Европа стала мировым гегемоном и эта ситуация длится уже несколько веков.

Государства и политические союзы всегда складываются вдоль торговых путей, и сейчас меняются торговые пути, и меняется экономическая и политическая  архитектура мира.

Наша задача переориентировать транспортные коридоры Евразии, выиграть в экономической войне, объявленной нам Западом, и сформировать новый политический союз Россия-Иран-Индия», — сказал Герман Садулаев.

Константин Малышев, исполнительный директор движения «Новая Евразия», поблагодарил участников международной конференции за то, что общение происходит на русском языке. 

«Необходимо выстроить диалог по созданию нормативно-правовой базы для взаимодействия стран Каспийского региона на уровне парламентов на регулярной основе, в том числе решать вопрос правового регулирования финансовой системы. 

В России стоит начать с реформирования структуры Центробанка, который действует не в интересах страны. 

Важны новые программы обучения для молодежи по подготовке специалистов по работе с Ираном, которые разбираются в деталях иранского законодательства и знают культурные особенности. Знакомства в сфере политического и бизнес-сообщества позволят молодым специалистам эффективно решать поставленные перед ними задачи.

Еще один вопрос к обсуждению на парламентском уровне — это Конвенция о правовом статусе Каспийского моря — документ, который ратифицировали Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан, однако Иран, последний из стран «пятерки», до сих пор медлит в этом вопросе. 

Мы приглашаем к сотрудничеству на площадке «Новой Евразии» депутатов региональных и местных представительных органов стран Прикаспия для обсуждения и выработки правил, по которым будет осуществляться международное взаимодействие. Это позволит ускорить механизм законодательных реформ», — предложил Константин Малышев.

Фаридун Усмонов, директор таджикского фонда «Диалог цивилизаций», обратил внимание, что попытки выхода России к Индии продолжаются со времен Петра Великого, а Каспийский вектор развития транспортных коридоров России невозможен без Ирана.

«Иран обладает беспрецедентным опытом по выстраиванию своей экономики и социальной жизни в условиях санкций. То, что России еще предстоит сделать, к примеру, создание суверенного Интернета, Ирану удалось в 2010-м году. По масштабам рынка Иран схож с Турцией. По итогам 2021 года Иран входит в число 20-ти крупнейших экономик мира по ряду параметров.

Иран может открыть дорогу российскому бизнесу не только в Индию, но и в Индонезию, Малазию, Вьетнам, страны Африканского континента и послужить ключом к построению другой экономической модели мира.

В Каспийском бассейне важно развивать морские пути сообщения. Иран предоставляет для транзита грузов не только порт Бендер Аббас, но и проект развития инфраструктуры порта Чабахар, который граничит с Пакистаном и существенно сокращает путь грузов до Индии», — отметил Фаридун Усмонов.

Владислав Кондратьев, главный редактор аналитического информационного портала «Каспийский вестник», поднял вопрос о перспективах развития зоны свободной торговли и интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. 

«В настоящее время ведутся переговоры, чтобы временное соглашение (до 2025 года) о зоне свободной торговли с Ираном стало постоянным. Туркменистан и Азербайджан либо войдут в ЕАЭС как страны-наблюдатели, либо так же подпишут соглашения о зоне свободной торговли. 

Благодаря интеграционным процессам и подписанию Соглашения о судоходстве в рамках ЕАЭС Казахстан получил выгодную возможность упрощенного порядка доступа к внутренним водным ресурсам России. Страны Прикаспия проявляют большую заинтересованность, чтобы использовать Волго-донской канал для транспортировки своих товаров в Черное и Средиземное моря.

Россия выражает готовность содействовать при строительстве 146-километрового участка Решт — Астара, который сможет соединить действующие железные дороги России, Азербайджана и Ирана.

В целом интеграционные процессы в регионе Прикаспия открывают большие возможности для стран-участниц», — отметил Владислав Кондратьев.

Дарья Горбунова, председатель Евразийского клуба РЭУ им. Г.В. Плеханова, редактор видео-канала «Новая Евразия», отметила, что российская молодежь 20-25 лет выросла в европоцентричном мире с акцентом на ценностях западного мира, сейчас эти люди чувствуют, что мир меняется и находятся в поиске новых идей.

«Одна из привлекательных сформулированных идей для молодежи — это идея евразийской интеграции и собственного пути развития для России. 

Иран демонстрирует нашей молодежи успешный опыт преодоления санкционного давления и импортозамещения, страну, где молодые люди могут развиваться не иммигрируя, следовать принципу «где родился, там и пригодился». При более близком знакомстве с Ираном наша молодежь увидит, что без запада жизнь не только возможна, но может быть лучше и прогрессивнее», — сказала Дарья Горбунова.

Александр Лисин, директор центра стратегического развития водных путей и инфраструктуры ФГБОУ ВО «ВГУВТ», осветил тему развития новых туристических направлений в Каспийском регионе, сотрудничества в области туризма с Ираном.

«Для развития крепких деловых связей и инвестиционных программ важно и полезно развивать культурную и туристическую составляющую», — отметил Александр Лисин.

Анна Королевская, председатель исполнительного комитета движения «Новая Евразия» рассказала о сакральных маршрутах Ирана и подвела итоги мероприятия, заверив присутствующих в том, что результатом форума станет резолюция, содержащая консолидированные практические предложения по развитию сотрудничества между Россией и Ираном. Итоговая резолюция на русском и персидском языках будет направлена в центры принятия решений стран Каспийского региона.

В ходе заседания форума также состоялось торжественное подписание соглашения о сотрудничестве между Каспийским институтом морского и речного транспорта имени генерал-адмирала Ф.М. Апраксина и Международным движением «Новая Евразия».

Движение «Новая Евразия» планирует продолжить российско-иранский диалог на своей площадке в Тегеране.

Пресс-служба движения «Новая Евразия»

6 сентября, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели