Общественность Казахстана обеспокоена планами по строительству морских каналов на Каспии
Природа Каспия, Экология Каспия

Общественность Казахстана обеспокоена планами по строительству морских каналов на Каспии

В настоящее время в Казахстане обсуждается проект по морским судоходным каналам на Каспии.

Напомним, компания «Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.» (NCOC) планирует реализацию данного проекта для предотвращения возможной остановки одного из крупнейших месторождений Казахстана – Кашаган.

Подробнее здесь:

В этой связи в апреле Комитет экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК сделал заявление по поводу обсуждаемой в социальных сетях темы касательно проекта «Морские судоходные каналы».

Как отметил председатель Комитета Зулфухар Жолдасов, 21 сентября 2020 года акиматом Атырауской области, согласно требованиям экологического законодательства, были организованы общественные слушания в неограниченном режиме по проекту «Оценка воздействия на окружающую среду» к «Проекту обустройство месторождения Кашаган. Морской комплекс. Морские судоходные каналы».

«Проект широко обсуждался при непосредственном участии экологической общественности. По сведениям Комитета, слушания были организованы Жайык-Каспийским Орхусским центром, в мероприятии приняли участие более 120 человек, среди них представители экологических организаций, экоактивисты. Все замечания участников по проекту были запротоколированы», — отмечается в сообщении.

После этого, в ноябре того же года проект поступил в Департамент экологии по Атырауской области для проведения комплексной вневедомственной экспертизы. «В конце прошлого года Департаментом по проекту NCOC был проведен экспертный совет, по итогам которого был направлен для разрешения ряд замечаний. После их устранения в феврале 2021 года в Департамент повторно поступил вышеуказанный проект и уже 25 марта 2021 года было выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы одновременно с разрешением на эмиссию в окружающую среду», — пояснил Зулфухар Жолдасов.

Представители властей также подчеркивают, что обсуждаемый участок моря, выделенный для строительства морского канала, расположен вне зон гнездования птиц и нереста осетровых рыб, согласно отчетности по фоновому мониторингу и мониторингу воздействия. Что же касается неизбежного ущерба рыбным ресурсам в процессе строительства канала, то документально доказано, что при проведении планируемых работ проектом предусмотрен максимальный комплекс природоохранных мероприятий для сохранения экосистемы моря и снижения воздействия на окружающую среду», — сказал глава ведомства.

В Комитете добавили, что морские каналы будут проведены в 17 километрах от водоохранной зоны, а выбранный вариант размещения и строительства морского канала, а также разворотных бассейнов представлен наиболее безопасным и экологичным вариантом среди других рассмотренных альтернативных предложений.

Несмотря на положительное заключение профильных госорганов Казахстана, проект строительства каналов на Северном Каспии, вызывает серьёзное беспокойство у экологической общественности.

Редакция портала «Каспийский вестник» обратилась за комментариями к авторитетному экологу из Атырауской области Казахстана, главе Центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галине Христофоровне Черновой.

Комментируя заявление Министерства экологии эксперт выразила сомнение, что при реализации проекта компания NCOC сможет выполнить все технические параметры и требования. По её словам, министерство экологии очень активно согласовывает подобные проекты, но по факту в регионе происходит разрушение экомистем. Так, в атмосфере г.Атырау постоянно фиксируется сероводород; в местных речных и морских водоемах сокращается популяция не только осетровых пород рыб, но и частиковых. В итоге прикаспийский регион Казахстана сталкивается со множеством  экологических проблем.

Справка редакции: Последний инцидент с загрязнением атмосферного воздуха в Атырауской области произошёл 7 апреля. Как сообщалось, в 15.20 по времени Атырау на предприятии ТОО «Тенгизшевройл» по причине сбоя оборудования автоматической блокировки через дымовую трубу произошел выброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Через полчаса сработала общезаводская сирена. И в течение 10 минут выброс вредного дыма желтого цвета в окружающую среду был прекращен. Причины срабатывания автоматической блокировки выясняются.

Фото инцидента из социальных сетей

Что касается проведения общественных слушаний по проекту каналов, то к условиям их проведения у Галины Черновой также есть серьёзные претензии. Они, в частности, были проведены на ZOOM-площадке с ограничением по времени, когда на вопросы общественности в итоге было отведено не более 20 минут. В целом, по мнению эксперта, проект оценки воздействия на окружающую среду, оставил больше вопросов, чем ответов. Среди них она отметила следующие:

  • 1. К примеру, почему из ОВОСа исчезли факты губительного воздействия на мальков и рыбу при рытье каналов? Хотя еще при предварительном ознакомлении общественности с этим проектом ОВОС эти данные были представлены.
  • 2. Про гибель бентоса, зообентоса и зоопланктона: компания согласно международных требований должна была провести исследования по воздействию минимум по 20-50 таксонам этих видов и поскольку эта зона кормовых угодий ихтиофауны акватории Северо-Восточного Каспия, то из этих видов выделить группу наиболее уязвимых и имеющих наибольший ущерб с точки зрения кормовых единиц, подсчитать этот ущерб и сопоставить эти данные с целесообразностью проведения морских работ. Где эти исследования и какие виды таксонов были отобраны, какова оценка их ущерба — ответа нет до сих пор!
  • 3. Во всем цивилизованном мире применяется экосистемный подход при проведении ОВОС данного проекта. Здесь же нарушен в том числе и экосистемный подход: нигде нет расчетов на воздействие в целом на экосистему Северо-Восточного Каспия и как этот проект повлияет на гидрологический режим моря, его способность к самоочищению и саморегуляции, к восстановлению биоразнообразия и устойчивого развития нашего региона?
  • 4. Где полные прогнозные данные по изменению уровня Каспийского моря на весь период нефтедобычи компанией NCOC минимум до заявленной компанией даты развития проекта до 2038 года? В Интернете в общем доступе есть прогнозы по изменению уровня Каспийского моря аж(!) до 2054 года! Проводили эти исследования немецкие ученые, составили прогнозные карты регрессии Каспия и математические модели. И прогнозы эти не утешительные ни для населения, живущего по берегам Каспия, ни тем более для компаний, ведущих нефтедобычу в акватории Каспийского моря: море будет уменьшать свой уровень, все больше обнажая дно и отступая от береговой его части. Таким образом, рытье каналов — очередная пустая и бесполезная затея компании NCOC!
  • 5. Какова стоимость проекта морских каналов и насколько эти работы вызовут удорожание всего проекта нефтедобычи NCOC?
  • 6.Поскольку в мелководной части Каспия наблюдается активная волновая и ветровая динамика, компания NCOC вынуждена будет каждые 3-4 месяца прокапывать каналы заново, поскольку каналы будут заиливаться, терять свою глубину и контуры (пример с искусственным каналом, прорытым на участке Прорва, в районе Тенгизского нефтяного месторождения), поэтому данный проект абсурден еще и по причине бесконечных финансовых затрат, ведущих к удорожанию всего Кашаганского проекта, за который согласно СРП рассчитывается по полной Казахстан и его население, как основной налогоплательщик страны. За рытье каналов также будет рассчитываться население Казахстана!
  • 7.Каспийское море — замкнутый водоем, в его географию входят кроме Казахстана еще 4 страны — Россия, Азербайджан, Туркмения и Иран. Согласован ли данный проект с другими странами, входящими в атлас Каспийского моря? Как решается вопрос трансграничного ОВОСа в рамках требований международных экологических законов и действующих конвенций?

«Как вы понимаете общественность до сих пор не получили внятных ответов на поставленные вопросы. Ну и как после этого верить компании NCOC, и министерству, которое по основной своей миссии должно обеспечивать охрану природы или на худой конец вести контроль за природными ресурсами, проводя регулирование и мониторинг их устойчивости?!», — резюмировала Галина Чернова.

Таким образом планируемый к реализации в Казахстане новый инфраструктурный проект опять ставит на повестку дня главный вопрос экологии Каспийского моря – как соблюсти баланс между недропользованием на дне водоёма и необходимостью сохранения уникальной природной среды Каспия?

Редакция портала «Каспийский вестник» продолжит следить за ситуацией в северо-восточном Каспии.

19 апреля, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели