Опубликована очередная порция статистики морской торговли на Каспии
Аналитика, Повестка дня

Опубликована очередная порция статистики морской торговли на Каспии

На этой неделе стали известны отдельные статистические показатели торгово-экономического сотрудничества прикаспийских стран. При этом, опубликованные данные довольно разнонаправленные. Наряду с положительной статистикой, выявляются и негативные тенденции в развитии каспийской торговли.

Прежде всего, следует отметить положительные данные, опубликованные Ассоциацией  морских торговых портов РФ (АСОП). По данным организации, в январе 2018 года грузооборот портов Каспия вырос на 45,9% по сравнению с аналогичным периодом 2017-го и составил 426 тыс. т, а уже в январе – феврале вырос на 58%, до 851,1 тыс. т.

В целом за 6 месяцев рост грузооборота портов Каспийского бассейна составил 39,1% к уровню 2017 года. Так, объем перевалки наливных грузов в январе – июне 2018 года увеличился более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017-го, сухогрузов – на 10,4%, в том числе за счет увеличения поставок зерна в Иран. Эксперты связывают такой всплеск перевалки с утвержденной в ноябре 2017-го правительством РФ стратегией развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года. Однако, более вероятным представляется версия управляющего партнера M.A. Research Людмилы Симоновой, которая считает, что главную роль здесь играет процесс восстановления перевалки наливных грузов, идущих транзитом из Казахстана, после снятия запрета Минэнерго России на транспортировку нефти с содержанием серы, превышающим 0,6% (у казахстанской нефти этот показатель равен 1,2%).  (РЖД-Партнёр от 16.07.18 г.)

Благоприятно развиваются и торгово-экономические связи Ирана и России. Импорт товаров Ираном и России за первые три месяца текущего 1397 иранского финансового года (21 марта-21 июня 2018) вырос на 205 процентов, а экспорт товаров из Ирана в Россию увеличился на 40 процентов.

По данным Таможенного управления Исламской Республики Иран (IRICA), Россия заняла 8-е и 18-е места по объему импорта и экспорта, соответственно, среди 100 стран, которые имеют торговые отношения с Ираном. Россия за указанный период экспортировала 319 531 тонн продукции, стоимость которой оценивается в $381 720 767. За указанный период из России в страну было ввезено запчастей и оборудования для ядерных реакторов на сумму $76 727 000. Кроме того, из Ирана в Россию было экспортировано 151 174 тонны продукции на сумму 78 223 486 долларов США, что составляет 0,54 и 0,67 процента от общего объема экспорта Ирана с точки зрения веса и стоимости. (Iran.ru от 16.07.18 г.)

Однако, следует отметить и негативные моменты в прикаспийской торговле. Стало известно, что общий объем не нефтяной торговли Ирана с прибрежными государствами Каспийского моря за прошлый 1396 иранский финансовый год (закончившийся 20 марта 2018 года) составил 4,15 млн. тонн на сумму 2,05 млрд. долларов, что означает снижение по тоннажу и стоимости на 32,64% и 35,43%, соответственно, по сравнению с предыдущим годом. Данные цифры базируются на статистике Таможенной администрации Исламской Республики Иран. Примечательно, что не нефтяной товарооборот Ирана с другими странами в прошлом 1396 году составил $ 101,23 млрд, что свидетельствует о том, что на не нефтяную торговлю Ирана с прикаспийскими государствами в прошлом году приходилось только 2,02% от общего объема внешней торговли страны, что говорит о том, что сегодня прикаспийские страны являются довольно малозначительными торгово-экономическими партнёрами Тегерана. (Iran.ru от 16.07.18 г.)

Наряду с вышеозначенными положительными итогами развития грузоборота российских портов в первом полугодии, следует отметить, что по данным Ассоциации морских торговых портов РФ (АСОП), за январь – июнь 2018 года порты Каспийского бассейна на 19,2% снизили контейнерооборот по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. За указанный период было перевалено 983 TEU. В экспортном направлении было обработано 395 TEU, что ниже прошлогоднего показателя на 24,3%, в импортном – 373 TEU (-22,8%). Каботаж вырос на 1,4%, до 215 TEU. Можно сказать, что обработкой контейнеров на российской части Каспия сегодня занимаются только стивидоры порта Астрахань. Их результат – 983 TEU, что ниже уровня прошлого года на 19,7%. Оставшиеся 8 TEU приходятся на порт Махачкала. При этом в других бассейнах в целом с начала года контейнерооборот портов РФ вырос до 2,5 млн TEU, что превышает показатель 2017-го за январь – июнь на 11,6%. (РЖД-Партнёр от 16.07.18 г.)

Не следует «почевать на лаврах» и по поводу роста оборота нефтеналивных грузов в российских портах. Как сообщила управляющий партнер M.A. Research Людмила Симонова, в 2014–2017 гг. перевалка нефтеналивных грузов сокращалась, поэтому можно говорить об эффекте низкой базы. Так как на Каспийском море объемы перевалки небольшие – всего 4–5 млн т в год, то грузооборот может и в дальнейшем показывать высокую положительную динамику. «В прошлом году Махачкалинский порт сократил перевалку нефти в 1,6 раза. В текущем году планируется утроить перевалку за счет совершенствования инфраструктуры порта. Вместе с тем сильнейшая конкуренция со стороны порта Баку, который в последнее время увеличивает свои мощности, будет существенно ограничивать возможности по дальнейшему наращиванию перевалки нефти», – комментирует Л. Симонова. (РЖД-Партнёр от 16.07.18 г.)

Таким образом, в целом, несмотря на улучшение статистических показателей по развитию российских портов на Каспии и двусторонней российско-иранской торговли, говорить о том, что ситуация в регионе в этой сфере развивается в положительном ключе преждевременно. Торговля прикаспийских стран с Ираном пока развита довольно слабо, да и рост грузоборота портов России пока обеспечивается в основном за счёт роста перевалки нефтеналивных грузов в порту Махачкала.

Июль 17, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели