Организация каспийского экономического сотрудничества: значение, перспективы, проблемы
Комментарии экспертов

Организация каспийского экономического сотрудничества: значение, перспективы, проблемы

Выступая на форуме «Россия – страна возможностей» (15 марта 2018 года, г.Москва) министр иностранных дел России Сергей Викторович Лавров отметил, что руководство России не первый год думает о том, чтобы вопросы экономического сотрудничества на Каспии объединить в общую повестку дня и сформировать в идеале Организацию каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС). Но в качестве первого шага, если не все будут сразу к этому готовы, Лавров поддержал создание механизма ежегодных встреч по торгово-экономическому сотрудничеству. По всей видимости, глава МИД РФ имел ввиду переговорный процесс между прикаспийскими странами в рамках соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, разработка которого инициирована руководством Туркменистана в ходе Четвертого каспийского саммита в Астрахани. Последняя встреча экспертов по данному вопросу состоялась в марте этого года в Ашхабаде.

С учетом заявления С.В. Лаврова, редакция портала «Casp-Geo» обратилась с просьбой рассказать о перспективах и значении для ситуации на Каспии вопроса о создании Организации Каспийского экономического сотрудничества к Котилко Валерию Валентиновичу – доктору экономических наук, профессору, академику РАЕН.

В.В.Котилко имеет более 600 публикаций по проблемам территориального управления, прогнозирования, оценки экономической безопасности, устойчивости и конкурентноспособности отраслей регионов России и стран СНГ. Работает 45 лет в СОПС Минэкономразвития РФ и РАН. Ранее он был разработчиком темы по сотрудничеству прикаспийских государств для органов государственной власти РФ и хорошо знаком с проблематикой создания ОКЭС.

Собеседник редакции, прежде всего, отметил, что Каспийское море известно своими богатейшими ресурсами, в том числе, углеводородными и биологическими. Каспийское море является важным источником развития многостороннего сотрудничества пяти стран, имеющих к нему выход — Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана.

Сегодня Каспийский регион находится в фокусе интересов России, Западной Европы, США, а также влиятельных государств Востока — Ирана и Турции и других государств, претендующих на роль региональных лидеров. Растущее внимание региону уделяют Китай, Япония и другие государства. Все это делает Кавказско-Каспийскую региональную систему политических отношений важным перекрестком для нескольких крупномасштабных проектов, требующих сотрудничества стран всего континента.

Каспийский регион связан с Россией качественно более тесными историческими, экономическими, политическими и культурными отношениями, нежели с Западом. С другой стороны, российская геополитика на Северном Кавказе является пассивной, тогда как США, НАТО и Европейский Союз целенаправленно реализуют здесь свои политические интересы.

Каспийский регион занимает в геополитике стратегическую нишу. С географической точки зрения Кавказско-Каспийский регион это:

  • во-первых, плацдарм, стягивающий на себя Черноморское и Каспийское морские пространства;
  • во-вторых, с военно-стратегической точки зрения — важнейший плацдарм для давления и наступления в любом направлении, на любую страну не только данного региона, но и прилегающих регионов;
  • в-третьих — это плацдарм для контроля над коммуникациями;
  • в-четвёртых, с экономической точки зрения — это не только мировой перекресток транспортных путей по осям Восток-Запад, Север-Юг, но и регион с прилегающими к нему огромными углеводородными ресурсами.

Относительно целей, задач, проблем, направлений, приоритетов и интересов сотрудничества в рамках создания ОКЭС В.В. Котилко напомнил, что в 2008 году на межправительственной экономической конференции Прикаспийских государств было принято решение о необходимости создания Организации Каспийского экономического сотрудничества.

В рамках конференции прошло 5 рабочих сессий, посвященных актуальным вопросам экономического взаимодействия стран в прикаспийском регионе. Среди итогов конференции – предложение о создании Организации Каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС). В рамках этой Организации предполагается сотрудничество в области транспорта, энергетики, торговли и экологии. Кроме того, должны быть созданы исследовательские центры – экономические и политические. В будущем странами ОКЭС будет создан совместный банк для финансовой поддержки региональным проектам.

Участники конференции обсуждали также вопросы энергетического сотрудничества и развития транспортной инфраструктуры. Среди экологических вопросов – комплексный мониторинг состояния морской среды Каспийского моря и контроль рыбохозяйственного комплекса для сохранения популяции осетровых рыб.

В организацию войдут все пять прикаспийских стран: Россия, Иран, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан.

Правительство России считает, что создание такой организации будет способствовать консолидации потенциала каспийской пятерки, а также достижению нового уровня экономического развития на базе многосторонних проектов.

ОКЭС должна формироваться на основе опыта и подобия таких региональных организаций, как организации Балтийского региона, Черноморского экономического сотрудничества.

Сотрудничество, прежде всего, должно быть сосредоточено в таких сферах, как энергетика, транспорт, экология, водные и биоресурсы, финансы, инвестиции, торговля — «плюс широкое сотрудничество деловых кругов».

В рамках этой организации целесообразно создание двух центров и финансовой структуры:

  1. Центра каспийских политических и экономических исследований;
  2. Центра исследования биоресурсов;
  3. Совместной финансовой организации — совместного банка, который бы содействовал финансированию совместных проектов.

Финансирование проектов разработки углеводородов на Каспии требует определения его статуса.

Широкомасштабное финансирование проектов разработки месторождений углеводородов на Каспии необходимо для  обеспечения безопасности при их транспортировке.

Энергетика является важным аспектом экономического сотрудничества в этом регионе  из-за больших запасов углеводородов. Ожидается, что их освоение даст новый импульс экономическому сотрудничеству в прикаспийском регионе.

Обоснование создания ОКЭС должно опираться на такие нормативно-правовые документы, как:  Морская доктрина, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Концепция судоходной политики Российской Федерации, Основы политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности и других нормативных правовых актов Российской Федерации.

Национальная морская политика в сфере Каспийского региона – заключается в определении государством и обществом целей, задач, направлений и способов достижения национальных интересов Российской Федерации на морском побережье, во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в открытом море.

К национальным интересам Российской Федерации в Каспийском регионе относятся:

  • незыблемость суверенитета Российской Федерации, распространяющегося на внутренние морские воды, территориальное море, а также на воздушное пространство над ними, на дно и недра;
  • обеспечение суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации, осуществляемых в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, управления этими ресурсами, производства энергии путем использования воды, течений и ветра, создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды;
  • свобода открытого моря, включающая свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
  • охрана человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения морской среды, обеспечение контроля за функционированием жизненно важных морских коммуникаций, создание условий, способствующих извлечению выгоды из морской хозяйственной деятельности населением Российской Федерации, особенно ее приморских регионов, а также государством в целом.

Основными проблемами, препятствующими реализации ОКЭС, являются следующие:

  1. Прежде всего, это проблемы преодоления мирового финансово-экономического кризиса, роста спроса и соответственно цен на углеводороды на международных рынках.
  2. Проблемы ресурсной обеспеченности трубопроводов БТД, Одесса–Броды, Южный газовый коридор, «Белый поток».
  3. Политическая ситуация вокруг Ирана создает проблемы для реализации проектов Южного газового коридора, а ситуация в Афганистане и Пакистане, а также отношения между Пакистаном и Индией для проекта газопровода из Туркменистана — ТАПИ.
  4. Политическая и экономическая ситуация в Туркменистане, а также экономические возможности «Газпрома» создают проблемы для строительства Прикаспийского газопровода.
  5. Отношения между Туркменистаном и Казахстаном, а также Узбекистаном создают проблемы для модернизации трубопровода Средняя Азия — Центр, строительства Прикаспийского газопровода.
  6. Нерешенность проблемы правового статуса Каспийского моря создает трудности для прокладки подводного нефтепровода из Казахстана в Баку с подключением к БТД, а также Транскаспийского газопровода с подключением газа Туркменистана к Южному газовому коридору.
  7. Возможное ужесточение позиции Турции вокруг ситуации с черноморскими проливами может создать проблемы с расширением Каспийского трубопроводного консорциума.
  8. Проблемы привлечения инвестиций создают трудности для реализации всех проектов с учетом сложившейся экономической ситуации в мире.

Одним из главных сдерживающих факторов реализации ряда проектов на Каспии, в т.ч. и ОКЭС, является неурегулированность правового статуса Каспийского моря.

Экспертами прогнозируется нарастание воздействия внерегиональных стран на реализацию проектов добычи и транспортировки каспийских углеводородов (США, КНР, ЕС, Турция, Украина и др.).

Вокруг маршрутов транспортировки каспийских углеводородов ожидается обострение дипломатической борьбы между государствами и конкуренции между международными компаниями.

Для повышения эффективности каспийской энергетической дипломатии необходимо разработать и реализовать единую стратегическую линию России по отношению к региону с учетом баланса интересов государства и отечественных компаний.

Целесообразно рассмотреть возможность создания международного каспийского нефтегазового консорциума для участия в реализации выгодных для России и других прикаспийских стран проектов добычи и транспортировки углеводородов в регионе.

В целях систематизированной разработки концептуальных и аналитических материалов по геополитическим и экономическим проблемам Каспийского региона проработать возможность образования Международного центра каспийских (политических и экономических) исследований (МЦКИ) с участием правительственных и деловых структур России и прикаспийских стран.

Большой вклад в развитие экономического сотрудничества между правительственными и деловыми кругами пяти каспийских стран на основе баланса интересов, особенно в энергетической сфере, могла бы внести согласованность усилий государств-членов Организации каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС). В рамках ОКЭС каспийские страны смогут эффективно находить взаимовыгодные решения ряда спорных проблем.

P.S. Редакция портала «Casp-Geo» продолжит сотрудничество в Валерием Валентиновичем Котилко. В ближайшее время на страницах нашего портала будет опубликована серия публикаций, посвященных перспективным проектам и программам в области многостороннего экономического сотрудничества прикаспийских  государств.

20 марта, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели