Персидская Астрахань — статья об истории российско-иранских связей от издания «Астраханский листок»
Исторические хроники Каспийского региона

Персидская Астрахань — статья об истории российско-иранских связей от издания «Астраханский листок»

На сайте астраханского сетевого издания «Астраханский листок» опубликована интересная статья об истории российско-иранских связей и «персидском присутствии» в Астраханской области

Если Астрахань сравнить с ковром со сложным орнаментом, на котором сплелись разнообразные линии и цвета множества наций и культур, несомненно, красной шелковой нитью там пройдет персидское присутствие. Только ленивый не рассказывал про персидские подворье и мечеть — главные свидетельства активного присутствия персов в городе. Но чем жили эти люди тогда? Мы расскажем об их жизни в Астрахани. Чем они торговали, наживая несметные богатства, или разоряясь, как заключали браки и разводились, за что их побаивались местные жители, во что верили персы и какие суеверия их одолевали. За один раз охватить все не получится, поэтому давайте устроим свои сказки Шахерезады.

В своем большинстве, персы, проживающие в Астрахани, были люди торговые. Но не все. Была еще одна категория людей, которым не так повезло в жизни. Но память о них, сохранилась в определении «амбал». Да-да, широко известный факт, что так называли грузчиков персов работающих на астраханских пристанях и двенадцатифутовом рейде. В астраханском говоре «амбал» стало синонимом физически сильного человека. Но, как оказалось, не все так просто. И даже для того, чтобы устроиться работать амбалом, требовалось выполнить определенные условия.

Персы не сами приходили наниматься, их набирали подрядчики, в основном кавказские татары. Подрядчики входили в соглашение с пароходовладельцами или администрацией пароходных обществ и уже от себя набирали работников в Персии. На эту тяжелую работу заманивали высокой оплатой труда, обещали бесплатный проезд в Астрахань и обратно, а также бесплатное жилье, стол, чай, сахар и булку. Считалось, что на родине перс жует только черствый чурек, и потому для него нет нечего вкуснее булки. Получив от подрядчика деньги на несколько месяцев вперед, амбал отправлялся в неведомую Россию. Партия амбалов от 50 до 100 человек заталкивалась в тесный трюм шхуны и вывозилась подобно африканцам, отправляемых работорговцами с западного берега Африки. По прибытию в один из портов Каспийского моря перс оказывался в полной зависимости от подрядчика.

Амбалы работали как волы, таская на спине ящики по 10-12 пудов. Проработав несколько месяцев, работник являлся к подрядчику за расчетом, но получал сумму вдвое меньше обещанной. Тут ему припоминали и квартиру, и дорогу, и злополучную булку. А в случае недовольства предлагали отправиться домой за свой счет, т.к. желающих приехать на заработки и так много. Ужаснее всего была невозможность вернуться на родину. Полбеды, если амбал холост, но показаться на глаза семье без денег решались немногие. Даже если живя в режиме жесткой экономии, отказывая себе во всем, амбал и умудрялся скопить какое-то количество денег, то по приезду домой уже персидские чиновники стремились выжать из такого человека по максимуму. Поэтому в большинстве случаев амбал оставался на службе до старости, либо до полного физического истощения. Он на всю жизнь становился рабом подрядчика. Немного по-другому начинаешь смотреть на дореволюционные фотографии персов-амбалов, зная невеселую подоплеку их и без того тяжелого труда.

Вернемся к делам торговым. Рушились одни государства, появлялись новые. Но пока существовала Волга, впадающая в Каспийское море, существовала и артерия, объединяющая восточный и западный миры. Жажда богатства заставляла везти свой товар в земли, где можно было получить хорошую прибыль и купцы выгодно обменивались товарами.

Присоединение Астрахани к Русскому государству закрепило право на законный и стабильный выход к Каспию. Так наш город стал главными торговыми воротами, через которые ввозились товары. В том числе из Персии. В семнадцатом столетии персидские купцы поселились в Астрахани на постоянной основе и организовали свой Персидский (Гилянский) Торговый двор. Во второй половине 17-го века их товары (шелк-сырец, предметы роскоши, кожа, ковры, драгоценные камни, рис, пряности и т.д.) составляли большую часть импорта, популярность же таких вещей только росла. Спустя примерно сто лет персидское купечество завоюет ведущие позиции в российско-азиатской торговле на Каспийском море.

Наблюдать за растущими капиталами приезжих торговцев было неприятно. Созрело решение заняться вопросами экономического и политического благополучия региона, которое как минимум вылилось в пошлинное налогообложение и защиту интересов российских поданных. После вступления в силу положений «Жалованной грамоты городам» в 1785 году вопрос о подданстве персов, живущих в городе, был поставлен ребром.

Персидских купцов, впрочем, как и других купцов азиатского происхождения, вынудили записаться либо в мещанство, либо в гильдейское купечество. Купцов, попавших в ведение Городового Магистрата, обложили новыми налогами. Кроме того, вступившие в купечество обязывались платить ежегодный гильдейский взнос. Кто любит платить новые налоги? Ответ очевиден. Но купцам улыбнулась удача. Император Павел I после восшествия на престол стремился изменить, если не уничтожить, многое из того, что сделала его мать Екатерина II. Он удовлетворил просьбу делегатов от астраханских купцов о «переходе в бывшее до 1786 г. положение». В этой ситуации большинство персидских купцов, проживающих в Астрахани, вновь объявили себя иностранцами. Богатые же торговцы предпочитали время от времени вступать в российское гильдейское купечество первой или второй гильдии, в зависимости от объемов торговли.  Местные власти относительно удовлетворились сложившейся ситуацией.

В 1804 году началась русско-персидская война. Осенью того же года астраханского губернатора обязали арестовать имущества купцов-подданных шаха как агентов противника. В городе, в котором на протяжении столетий сплелись взаимозависимые отношения, выполнить приказ было практически невозможно. Персидское, российское, армянское купечество зачастую являлись кредиторами и гарантиями друг другу. Российско-армянского купечество объявило имущество персидского купечества своим, тем самым спасая его от конфискации.

Battle Between Persians and Russians — State Hermitage Museum

Несмотря на состояние войны, торговые отношения между странами сохранялись. Персидских купцов, состоящих в гильдии, стали автоматически считать российскими подданными, а остальных приписали к Армянскому городскому обществу. Война еще не закончилась, а вышел уже новый манифест. Согласно новому положению оптовую торговлю с заграницей и владение торговыми судами становилось привилегией российского купечества первой гильдии. Обойти этот закон уже не представлялось возможным. В этот период семи купцам-персам принадлежало восемнадцать торговых судов. В 1807 году азиатских торговцев вновь обязали определиться с подданством и гильдейским статусом. Конечно, исходя из соображений самосохранения, персы с большим состоянием вступили в подданство России.

После победы Росси, процедура обретения российского подданства упростилась еще больше. Достаточно было принести присягу на верность императору. В астраханской персидской общине 80% ее членов стало российскими подданными. Главной проблемой для персов теперь стали взаимоотношения с чиновниками у себя на родине. В Иране чужестранные купцы платили пошлину, достигающую порой двойную стоимость товара, а персы всего лишь 2,5%. Вот здесь и сослужило добрую службу то обстоятельство, что документальных свидетельств о принесении присяги российскому монарху практически не было. И персидские купцы просто прятали российские паспорта при возвращении на родину. Но и это прощалась, так как от «азиатской торговли» зависело процветание Астрахани. Соответственно, местные власти на многое закрывали глаза, руководствуясь экономической выгодой.

Таким образом, несмотря на две русско-персидские войны в первые два десятилетия 19-го века, с Астраханью были крепкие торговые связи. Деятельность персидских купцов, здесь проживающих,  нередко оценивалась на самом высоком уровне. Летом 1854 года шесть персов удостоились благодарности императора за поддержку, оказанную в период Крымской войны. Купец Аджи Али Акпер Усейнов, чьи дома до сих пор стоят на улицах Астрахани, был удостоен золотой медали на Станиславской ленте за «особо полезные заслуги». В 1878 году во время посещения Астрахани Александром Вторым, купцов-персов с ценными дарами допустили к императору как представителей отдельной социоэтнической группы.

Оборот торговли нарастал, увеличивалось количество судов на Каспийском море. В начале 20-го века грузооборот порта Энзели достиг 10 млн. пудов, из которых половина грузов приходилась на привезенные из Астрахани и Баку. В Энзели свободно шла в ход русская монета, широкое распространение имел русский язык.

Ну а дальше, вы и сами знаете, что произошло. Революционный коктейль – смешайте хаос и кровь, добавьте пороха по вкусу. В январе 1918 года был создан Мусульманский революционный комитет, агитирующий за советскую власть. Существовала интернациональная дружина грузчиков, большую часть которой составляли персы. В 1921 году в Астрахани было создано Ликвидационное отделение, занимающееся закрытием церквей и мечетей. Но в повести Юрия Селенского «Не расти у дороги», рассказывающей об Астрахани 20-30-х годов, есть отрывок про празднование персами их религиозного праздника «Ашуры» и про определенный ажиотаж в городе, связанный с этим необычным действом. Получается, что в книге описан один из последних случаев проведения такого открытого ритуального мероприятия.

Существовали даже планы по созданию Гилянской республики, но они вскоре рухнули. Традиционная конкуренция России с Англией за главенствующую роль доминирующего друга к внятным результатам не привела. Внутренние же распри на территории самой Персии не позволяли выстроить четкую тактику. Кроме того, персияне оказались слишком религиозны. Разгоны с применением оружия во время празднования «Ашуры» в поселке Балаханы популярности большевикам также не прибавили. Но подробное описание хронологии тех событий все же не входит в задачу нашей публикации.

Уже к началу 30-х годов в СССР прекратили выдачу видов на жительство лицам, не имеющим национальных паспортов, но заявляющих о принадлежности к иностранному государству. В 1936 году вышло постановление Совета Народных Комиссаров СССР о выселении ряда лиц из Азербайджана в Иран. На следующий год иранцев начали выискивать уже по всему СССР. А в 1938 году были даны разъяснения, что арестованные иранско-подданные, «в отношении которых нет серьезных улик антисоветской и шпионской деятельности», будут высылаться в Иран, причем с членами семей независимо от их гражданства (при их согласии). До отъезда они имели право распорядиться принадлежащим им в СССР имуществом. В тридцатых годах из Астрахани иранские подданные были депортированы, хотя есть свидетельства, что отдельные потомки от межэтнических браков остались. Персидское кладбище было заброшено, а мечеть закрыта. Отношения разорвались на несколько десятилетий.

В наш город иранцы вернулись только в 1991 году, а спустя три года астраханская делегация во главе с Анатолием Гужвиным посетила Иран. Сейчас мы пишем новые страницы этих взаимоотношений, но том первый содержал в себе несколько столетий, а насколько будет толстым том второй, покажет время.

Чем торговали в нашем городе на протяжении столетий иранские купцы, что такое мерчандайзинг по-персидски, и зачем в крупе нужны жучки, читайте в следующей части!

16 октября, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели