Персидская Астрахань — статья от издания «Астраханский листок» — часть вторая
Исторические хроники Каспийского региона

Персидская Астрахань — статья от издания «Астраханский листок» — часть вторая

На сайте астраханского сетевого издания «Астраханский листок» опубликовано продолжение интересной статьи об истории российско-иранских связей и «персидском присутствии» в Астраханской области.

Как и обещали, рассказ сегодня пойдет о персидской торговле в Астрахани. Казалось бы, ничего сложного. Купи подешевле, продай подороже. Ну а если повезет добраться в дальние страны, где твой товар диковинка, то и шанс обогащения возрастет в разы. Но это только в теории. Ведь даже для того, чтобы устроиться на каторжную работу амбалом на пристань, приходилось действовать через подрядчиков и согласно заведенным порядкам. У купцов же были свои сложности.

Первое, что необходимо сразу обозначить, упоминания о персиянах-купцах в Астрахани в различных источниках не всегда подразумевают выходцев непосредственно из самой Персии. Из-за этого может возникать определенная путаница. Многие исследователи считают, что под этим термином изначально подразумевались мусульманские торговцы шиитского вероисповедания. Нередко «персиянами» называли азербайджанцев. В ведомостях казенной палаты выходцы из азербайджанских провинций числились как ленкоранские, шемахинские, бакинские и т.д. персияне.

Но и без этого факта персы были практически неуловимы для подсчета. Торговцы постоянно мигрировали между Россией и Персией, и пребыванием в Астрахани зачастую не ограничивались, частенько отправлялись вглубь страны, посещая крупные города и ярмарки. Почти каждый корабль, прибывавший из Персии или Мангышлака, привозил в город новых торгующих людей. М.С. Рыбушкин писал, что персияне «…не смея обнаружить в своем отечестве ни сродной им наклонности к роскоши и пышности, с тем же самым приезжают в Астрахань, производя торговые дела свои тихо и с великой расчетливостию».

Персидские купцы обосновались в Астрахани с 17-го века, но по-настоящему широкие обороты набрали после ослабления влияния индийцев и хивинцев. Первые гостиные дворы состояли при таможенных пунктах. Складирование товаров в частых домах было под запретом и могло караться их конфискацией. Богатые персияне не скупились на постройку гостиных дворов, так как наличие собственной недвижимости позволяло вести торговые дела без лишних свидетелей. К середине 19-го века гостиные дворы постепенно уже перестали выполнять роль караван-сараев. И это уже стало новым витком эволюции торговли в городе. Стали появляться мусульманские купеческие династии.

Чем больше обособленность общины от постороннего мира, тем крепче связи внутри нее. Особенностью ведения торговых дел у персов было старшинское или векильское управление. Оно возникло в 1790-х гг. и просуществовало почти на протяжении всего 19-го века. Это особая форма организации торговой деятельности купеческих корпораций по земляческому принципу. Векиль (вакиль, вукела) — человек, которому что-то вверяется (поверенный в делах). Во главе шиитской общины стоял староста-векиль. Купцы, не обладающие большими капиталами, могли передавать право торговать соотечественникам, которые отправлялись в другую страну или там проживали. Векиль сосредотачивал в своих руках огромные капиталы. Кроме того, он являлся посредником во взаимоотношениях с русскими властями, поэтому не только хорошо владел русским языком, но и пользовался доверием у персидского консула. Обычно староста находился на своей должности десятилетиями, зачастую имел награды от российского правительства.

В основном персияне торговали персидским товаром. В редкой их лавке можно было обнаружить европейские товары. Персидские караван-сараи тянулись по улице Московской (ныне Советская) от дома губернатора до реального училища. Вся эта часть улицы со своей сути представляла персидскую биржу. Невообразимая толчея, азиатский рынок во всей красе. Штылько рассказывая об этой части города, упоминает о талантах персов украшать свои лавки целыми гирляндами из винограда, разных фруктов, а также их красного стручкового перца, демьянок (баклажанов) и прочей зелени, пирамидами из яблок, груш, лимонов, померанцев; на окнах сплошь рядом видны необыкновенной величины арбузы, дыни, тыквы. Вечером персы ярко освещают свои магазинчики и лавченки лампами, чаще с рефлекторами, отражающими свет на красивые группы из фруктов и персидских изделий. Вообще персы любят показать товар «лицом» и дешевенькие продукты, вроде сушеных персидских фруктов, как-то: кишмиш, курага, шептала и т.п. умеют ловко выложить на показ. Так что основы мерчандайзинга в Астрахани применялись давно и с успехом.

Но не всех можно «купить» на пирамидки из фруктов. Российский путешественник П.И. Огородников описал сию картину по-своему: «…Персидские ряды, расположенные против губернаторского дома выглядели как грязные и темноватые чуланчики, беспорядочно заваленными ящиками, мешками или бочками с разными сушеными фруктами: кишмиш, сливы, дули, фисташки, миндаль, простые и грецкие орехи. Тут же в маленьких мешочках продается растительная краска для окрашивания волос, ладоней, пяток и ногтей в красноватый цвет. Другая краска для чернения волос и зелье для вывода таковых на шаловливых местах. Розовое масло, простые и красиво вышитые туфли тамбурной работы, комки мазендеранского персидского сахара грязно-желтого цвета и отвратительного вкуса, тоненький тростник, употребляемый персами вместо перьев и рис, обращающий на себя внимание».

Между лавками сновали персидские торговцы в мерлушечьих шапках, длиннополых разноцветных архалуках и большей частью с рыжими усами и бородами. Пятки и ногти на руках могли быть выкрашены в темно-оранжевый цвет. Приезжих жителей европейской части России подобный экзотический вид не оставлял равнодушными. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что не только за счет персов складывался азиатский облик Астрахани.

Еще в персидских лавках продавались бумажные и жестяные пеналы константинопольской работы, на которых помещается чернильница, перо, ножик, персидские ножницы с одним кольцом, зубочистка и прочая мелочь. Каждый грамотный перс носит такой пенал и маленькие свертки кусками нарезанной бумаги в кармане. Распространённые для письма в то время перья персы не использовали. Подписи на документах заменяли именные печати. Большей частью сердоликовые, которые носили в кошельке. Грамотные персы могли их носить в пенале с письменными принадлежностями.

Взгляды на качество товара у персов, бывало, тоже весьма отличались от традиционных. К примеру, наличие живности в мешках с крупами считалось очень хорошим признаком. Один из купцов вспоминал, как у него завалялось несколько мешков сарацинского риса, в котором завелась какая-то «дрянь» и он его выбросил. С упреками приходили к нему знакомые персы: «Зачем бросил?….в дурном пшене вошь не заведется».

От торговых рядов рукой подать до караван-сарая. Это четырехугольное со двором внутри здание служило складочным местом для персидских товаров, гостиницей для приезжих и конторой, или вернее, биржей для местных персидских купцов. Надо сказать, что биржа, построенная в Астрахани в 1870 г., популярностью особой не пользовалась. Персидские купцы, не сойдясь с русскими рыбопромышленниками, туда не заглядывали. Редко они пользовались и услугами страховых компаний.

Комната в караван-сарае обустраивалась довольно просто – половину занимали высокие нары, служащие местом сидения, отдыха и конторкою. Помещение было выстлано циновками и коврами. Углы комнаты и чуланчик заваливались тюками товаров, персидскими коврами, туфлями и кашемировыми шалями и т.д.  Стены могли украшаться картинами. Всю работу выполняла мужская прислуга, женщин видно не было.  В книге «Путешествие Яна Потоцкого в Астрахань и окрестные страны в 1797 году» читаем: «В Астрахани больше купцов персидских, нежели индейских; я видел двести первых, собравшихся в караван-сарае, который они украсили для праздника Госсейна; здание было освещено большими фонарями в китайском вкусе, что производило прекрасный вид».

Николай Рудиков «Персидское подворье в Астрахани. XIX век»

Мало было быть просто успешным торговцем. Наиболее благоприятным для развития торговли являлось наличие собственных судов. Позволить себе подобное могли только очень богатые купцы. К тому же мы помним, что с определенного момента иметь собственное судно мог лишь представитель российского купечества 1-й гильдии. Но зато это открывало широкие возможности в увеличении капитала за счет повышения оборота и независимости от чужой навигации.

На самом деле судоходство на Каспийском море во многом тормозило русско-персидскую торговлю, и вот в каком плане. Каспий у южного своего берега имел лишь одну естественную гавань Бендер-Гез, а на остальном протяжении лишь незначительные бухты. Мелководье и подводные мели не позволяли плавать глубоко сидящим судам. Кроме того, отсутствовала правильная навигация. В персидские порты направлялись лишь немногие суда (Тегеран, Киргиз, Туркмен) и товар порой ждал отправки в Россию несколько месяцев. В итоге он мог достигать Астрахани лишь на пятый месяц, в то время на как на пятый – шестой месяц он достигал другим путем Англии. С той лишь разницей, что в случае с Англией торговцы были уверены в том, что товар достигнет цели и в нем заинтересованы. А вот общество «Кавказ и Меркурий» заслужило в этом аспекте дурную репутацию главным образом из-за своего отношения к данному вопросу. Подозревали, что развитие этой торговли будет способствовать появлению новых пароходных обществ-конкурентов, а также снижению фрахты, в чем «Кавказ и Меркурий» не были заинтересованы.

Не у всех персов торговля шла хорошо. Сколь ни хитры и коварны были купцы, но все же часто бывали они обмануты. Бывали примеры, что возвращались они обратно безо всякого имущества от всяких подлостей и обманов. Иногда купцов элементарно спаивали, воспользовавшись их товарами. Еще одной из причин разорения называли склонность к рискованным предприятиям и спекуляциям. Торговец, имеющий не более 10 тысяч туманов, накупал товара на 100-200 тысяч, рассчитывая на громадный заработок. Но в случае неудачи оказывался, конечно же, несостоятельным.

Широкое распространение имели кредиты. Далеко не все астраханские персы становились богачами, по большей части это были голыши, берущие товар у прочих торговцев на сроки, в кредит. Нередко у кредитора на руках оказывалось множество долговых расписок. Но проку от них было мало, чаще всего должники попросту уезжали или скрывались. Так и хранились кипы долговых бумаг с чернильными печатями, заменяющими у персов подпись. Но астраханские торговцы на риск все же шли, ведь иначе ничего не продашь.

Вот какие слова приведены в книге П. Огородникова о поездке в Персию. На встрече с астраханским губернатором, крупный армянский купец Ф. рассуждает: «Причины преобладания в Персии заграничного транзита над нашими произведениями кроются преимущественно в нас самих. Мы не только не умеем высмотреть, как англичане и другие европейцы, нужды и потребности нашей соседки, а следовательно и удовлетворить их, мы не только не умеем выбрать для того добросовестных людей, но даже не понимаем такой очевидной истины, что при сношениях с дикарем,  как и с просвещенным человеком, необходимо быть гуманным и добросовестным, а иначе результатом будет потеря в его глазах доверия и уважения… Примеры под рукой: «Закаспийское товарищество» обманывало персов на товарах, относилось в ним крайне оскорбительно, агенты этого товарищества били нагайками персов, кутили, роскошничали; некоторые из них ездили не иначе, как окруженные десятками конвойных; правда между ними были и честные и просвещенные люди, но неумелые, неопытные в торговле и доверчивые, так что персы в свою очередь их ловко надували. Пришлось товариществу оставить о себе незавидную память в глазах персов. С тех пор русская торговля там заметно уменьшилась… Барановскому торговому товариществу тоже не везло; наконец некто Севастьянов недавно еще затевал торговлю с Персией железом в обширных размерах, но на первых же порах приказчик обворовал его на десятки тысяч и дело лопнуло.»

Ну, пожалуй, хватит на этом про хлопоты и работу. Давайте лучше в следующий раз мы заглянем домой к персиянину и познакомимся уже с бытовой стороной его жизни в Астрахани.

23 октября, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели