Перспективы порта Лагань на Каспии в фокусе внимания американских экспертов
Зарубежные материалы по Каспию, Комментарии экспертов

Перспективы порта Лагань на Каспии в фокусе внимания американских экспертов

5 августа на сайте Каспийского политического центра – ведущего американского мозгового центра, занимающегося проблемами Каспийского региона, опубликована статья видного американского эксперта по Каспийскому региону — Люка Коффи, посвященная анализу текущей политики российского руководства по поддержке развития портовой инфраструктуры в прикаспийских регионах РФ (оригинальное название — New Russian Port Signals Ambitions in the Caspian).

Следует отметить, что Люк Коффи является директором Центра внешней политики Сары и Дугласа Эллисон, а также Института национальной безопасности и внешней политики Кэтрин и Шелби Каллом Дэвис при Фонде наследия. Кроме того, он числится членом Совета консультантов Каспийского политического центра. С учётом большого аналитического опыта и авторитета Люка Коффи весьма вероятно, что к его мнению прислушиваются высокопоставленные американские чиновники, ответственные за выработку политики Вашингтона в так называемом Большом Каспийском регионе, куда американские эксперты относят страны Центральной Азии, Южного Кавказа и Афганистан.

В преамбуле к статье Люк Коффи пишет, что Россия планирует инвестировать около 1,6 миллиарда долларов в строительство современного порта и связанных с ним железнодорожных и автомобильных дорог в каспийском городе Лагань.   

Далее он отмечает, что Каспий расположен между Европой и Азией -двумя основными энергопотребляющими рынками. Инвесторы направляют миллиарды долларов в регион, чтобы связать его с остальным миром. Строятся новые и модернизированные дороги и железнодорожные линии, связывающие Каспий с Восточной Азией, Европой и Индией.

В последние годы Россия наращивает свое экономическое присутствие и безопасность в Каспийском регионе. Москва расширила свои военные учения в регионе. В 2015 году Россия даже запустила крылатые ракеты с кораблей в Каспийском море для поражения целей в Сирии, которые угрожали режиму Асада. Эта демонстрация силы напомнила другим прикаспийским государствам, что Россия остается доминирующей военной державой в регионе. 

В экономическом и энергетическом плане Москва также расширяет свое влияние. Помимо недавнего объявления по Лагани, Россия инвестирует миллионы долларов в модернизацию и расширение портовых сооружений в Астрахани и военно-морской базы под Махачкалой. Россия также заключает сделки с Туркменистаном и Казахстаном, чтобы поставлять больше своей нефти на международные рынки по северным маршрутам, а не по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) на Южном Кавказе.

Далее Люк Коффи анализирует причины, побудившие российское руководство уделить внимание порту Лагань. Он пишет, что Лагань расположена в полуавтономной Республике Калмыкия, где находится самый большой буддийский храм в Евразии. Калмыкия — единственный регион в Европе, где буддизм исповедует множество граждан. Это также один из самых бедных регионов России с ВВП на душу населения менее половины от среднего показателя по стране. В то время как Астрахань и Махачкала привлекли большую часть внимания и ресурсов Москвы, направленных на Каспий, Калмыкия только сейчас может получить «свою долю пирога». 

Однако, по мнению эксперта, есть две проблемы, на которые стоит обратить внимание, при анализе решения Москвы о строительстве нового порта в Лагани.

Первый связан с финансированием. Российская экономика испытывает трудности. Пандемия COVID-19 в сочетании с продолжающимися западными санкциями нанесла ущерб российской экономике. В отношении крупных энергетических и инфраструктурных проектов в Сибири Москва обратилась за поддержкой к Пекину. Сообщалось, что Россия будет искать иностранные инвестиции в Лагань из Китая и Ирана. Один из основных торговых путей из Каспийского региона в Европу пролегает через Азербайджан, Грузию и Турцию. Однако эти страны не готовы получать китайские инвестиции. Таким образом, Китай может рассматривать ситуацию в Лагани, как возможность для расширения своей инициативы «Один пояс — Один путь» на Каспии.

Второй момент связан с влиянием строительства порта на мировую торговлю. У России большие планы на этот новый порт, пишет Люк Коффи. Помимо портовых сооружений, Россия также планирует строительство новой сети железнодорожных и автомобильных дорог. Есть и планы строительства нового канала, который соединит Каспийское море с Черным морем по более прямому маршруту, чем существующий Волго-Донский канал. По завершении строительства мощность нового порта составит 13,7 млн ​​тонн в год, в то время как в настоящее время совокупная пропускная способность всех российских портов на Каспии составляет всего 8,3 миллиона тонн. Также эксперт отмечает, что этот порт будет иметь возможность обрабатывать контейнерные перевозки. Такое внимание к контейнерным перевозкам в Лагани является убедительным показателем того, что Москва рассматривает этот порт как важный торговый хаб, ориентированный на Китай и Индию.

В завершении своей статьи Люк Коффи отмечает, что Каспийский регион был, есть и будет зоной важного геополитического значения и конкуренции. Недавнее заявление России о Лагани — последнее тому подтверждение. В этой связи, если США хотят иметь грандиозную стратегию борьбы с «возрождающейся Россией и воодушевленным Китаем», одновременно улучшая энергетическую безопасность Европы, политики в Вашингтоне не могут игнорировать Каспийский регион, заключает эксперт.

13 августа, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели