Перспективы порта Лагань на Каспии в фокусе внимания американских экспертов
Зарубежные материалы по Каспию, Комментарии экспертов

Перспективы порта Лагань на Каспии в фокусе внимания американских экспертов

5 августа на сайте Каспийского политического центра – ведущего американского мозгового центра, занимающегося проблемами Каспийского региона, опубликована статья видного американского эксперта по Каспийскому региону — Люка Коффи, посвященная анализу текущей политики российского руководства по поддержке развития портовой инфраструктуры в прикаспийских регионах РФ (оригинальное название — New Russian Port Signals Ambitions in the Caspian).

Следует отметить, что Люк Коффи является директором Центра внешней политики Сары и Дугласа Эллисон, а также Института национальной безопасности и внешней политики Кэтрин и Шелби Каллом Дэвис при Фонде наследия. Кроме того, он числится членом Совета консультантов Каспийского политического центра. С учётом большого аналитического опыта и авторитета Люка Коффи весьма вероятно, что к его мнению прислушиваются высокопоставленные американские чиновники, ответственные за выработку политики Вашингтона в так называемом Большом Каспийском регионе, куда американские эксперты относят страны Центральной Азии, Южного Кавказа и Афганистан.

В преамбуле к статье Люк Коффи пишет, что Россия планирует инвестировать около 1,6 миллиарда долларов в строительство современного порта и связанных с ним железнодорожных и автомобильных дорог в каспийском городе Лагань.   

Далее он отмечает, что Каспий расположен между Европой и Азией -двумя основными энергопотребляющими рынками. Инвесторы направляют миллиарды долларов в регион, чтобы связать его с остальным миром. Строятся новые и модернизированные дороги и железнодорожные линии, связывающие Каспий с Восточной Азией, Европой и Индией.

В последние годы Россия наращивает свое экономическое присутствие и безопасность в Каспийском регионе. Москва расширила свои военные учения в регионе. В 2015 году Россия даже запустила крылатые ракеты с кораблей в Каспийском море для поражения целей в Сирии, которые угрожали режиму Асада. Эта демонстрация силы напомнила другим прикаспийским государствам, что Россия остается доминирующей военной державой в регионе. 

В экономическом и энергетическом плане Москва также расширяет свое влияние. Помимо недавнего объявления по Лагани, Россия инвестирует миллионы долларов в модернизацию и расширение портовых сооружений в Астрахани и военно-морской базы под Махачкалой. Россия также заключает сделки с Туркменистаном и Казахстаном, чтобы поставлять больше своей нефти на международные рынки по северным маршрутам, а не по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) на Южном Кавказе.

Далее Люк Коффи анализирует причины, побудившие российское руководство уделить внимание порту Лагань. Он пишет, что Лагань расположена в полуавтономной Республике Калмыкия, где находится самый большой буддийский храм в Евразии. Калмыкия — единственный регион в Европе, где буддизм исповедует множество граждан. Это также один из самых бедных регионов России с ВВП на душу населения менее половины от среднего показателя по стране. В то время как Астрахань и Махачкала привлекли большую часть внимания и ресурсов Москвы, направленных на Каспий, Калмыкия только сейчас может получить «свою долю пирога». 

Однако, по мнению эксперта, есть две проблемы, на которые стоит обратить внимание, при анализе решения Москвы о строительстве нового порта в Лагани.

Первый связан с финансированием. Российская экономика испытывает трудности. Пандемия COVID-19 в сочетании с продолжающимися западными санкциями нанесла ущерб российской экономике. В отношении крупных энергетических и инфраструктурных проектов в Сибири Москва обратилась за поддержкой к Пекину. Сообщалось, что Россия будет искать иностранные инвестиции в Лагань из Китая и Ирана. Один из основных торговых путей из Каспийского региона в Европу пролегает через Азербайджан, Грузию и Турцию. Однако эти страны не готовы получать китайские инвестиции. Таким образом, Китай может рассматривать ситуацию в Лагани, как возможность для расширения своей инициативы «Один пояс — Один путь» на Каспии.

Второй момент связан с влиянием строительства порта на мировую торговлю. У России большие планы на этот новый порт, пишет Люк Коффи. Помимо портовых сооружений, Россия также планирует строительство новой сети железнодорожных и автомобильных дорог. Есть и планы строительства нового канала, который соединит Каспийское море с Черным морем по более прямому маршруту, чем существующий Волго-Донский канал. По завершении строительства мощность нового порта составит 13,7 млн ​​тонн в год, в то время как в настоящее время совокупная пропускная способность всех российских портов на Каспии составляет всего 8,3 миллиона тонн. Также эксперт отмечает, что этот порт будет иметь возможность обрабатывать контейнерные перевозки. Такое внимание к контейнерным перевозкам в Лагани является убедительным показателем того, что Москва рассматривает этот порт как важный торговый хаб, ориентированный на Китай и Индию.

В завершении своей статьи Люк Коффи отмечает, что Каспийский регион был, есть и будет зоной важного геополитического значения и конкуренции. Недавнее заявление России о Лагани — последнее тому подтверждение. В этой связи, если США хотят иметь грандиозную стратегию борьбы с «возрождающейся Россией и воодушевленным Китаем», одновременно улучшая энергетическую безопасность Европы, политики в Вашингтоне не могут игнорировать Каспийский регион, заключает эксперт.

13 августа, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели