Перспективы развития и сотрудничества в Каспийском регионе обсудили на ПМЭФ
Аналитика, Каспийский транзит, Колонка редактора

Перспективы развития и сотрудничества в Каспийском регионе обсудили на ПМЭФ

8 июня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) ведущие международные и российские эксперты в области торговой политики и международных экономических отношений обсудили вопросы развития Каспийского региона и сотрудничество на море с прикаспийскими регионами в рамках круглого стола «Россия в Каспийском регионе: перспективы развития международной торговли».

На круглом столе организатора мероприятия – Министерство РФ по делам Северного Кавказа, представили Министр Российской Федерации по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарёв, его первый заместитель Одес Байсултанов и заместители Ольга Рухуллаева, Арсен Гаглоев и Игорь Кошин. В дискуссии также приняли участие заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Азер Талыбов, заместитель директора департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии Станислав Георгиевский, Генеральный представитель Китайского совета по содействию международной торговле в России Сюй Цзиньли, Президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич, представители субъектов СКФО и другие.

На круглом столе состоялось обсуждение актуальных вопросов развития Каспийского региона, в том числе привлечение Ирана к свободной торговле, развитие сотрудничества на море с Индией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном и транзит через их территорию в страны Персидского залива и Азии, реализация Стратегии развития морских портов РФ в Каспийском бассейне, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним до 2030 года, разработанной и подписанной в 2017 году.

Согласно сообщению ТАСС одним из ключевых на состоявшемся мероприятии стало выступление замминистра экономического развития РФ Азера Талыбова. Прежде всего, он отметил, что сегодня Каспийский регион является одним из перспективнейших регионов на карте мира, поскольку экономики сопредельных регионов здесь достаточно быстро развиваются. В последние годы динамику развитию этого направления придало подписание конвенции о правовом статусе Каспийского моря и соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве прикаспийских государств, сконцентрировав внимание руководства прикаспийских стран на необходимости совместного развития этой территории.

По расчётам Минэкономразвития РФ прикаспийские страны к 2025 году могут суммарно заработать на экспорте несырьевых неэнергетических товаров $4 млрд долларов. Часть этих денег придется на экономику России. В связи с этим пяти соседям по Каспию нужно сообща выстроить новую экономику региона: модернизировать инфраструктуру, снять таможенные и приграничные барьеры, привлечь новых инвесторов. Если план осуществится, транспортные коридоры привлекут игроков и из стран Азии, таких как Китай и Индия.

Чтобы реализовать экономический потенциал региона Азер Талыбов отметил необходимость создания предпосылок для активного развития экономики в регионе, в том числе таких как повышение его инвестиционной привлекательности и развитие инфраструктуры: портовой, автомобильной, железнодорожной, складских и распределительных комплексов, таможенных терминалов. Кроме этого крайне важным он назвал снятие административных и таможенных барьеров между странами, введение специальных административных режимов (например, «зеленых коридоров» на границах прикаспийских государств), гармонизацию законодательства, правил и тарифов.

Что касается перспектив международного транспортного коридора «Север-Юг», то по прогнозам Талыбова, в середине 2020 года грузопоток по этому маршруту может достигнуть 17 млн тонн, что в 2,5 раза больше текущих объемов. С учетом прогнозируемого увеличения взаимной экспортной базы стран в зоне коридора, объем грузоперевозок к 2030 году может в абсолютном значении приблизиться к 30 млн тонн. Если данный прогноз осуществится, то валовый региональный продукт только одного прикаспийского Дагестана может вырасти на 15%. Дополнительный экономический эффект испытают и другие российские регионы расположенные на впадающей в Каспий Волге.

Министр РФ по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев, выступая на «каспийской сессии» ПМЭФ, сделал акцент на развитие портовой инфраструктуры региона. По его словам, Каспийское море, крупнейший на планете замкнутый водоем, который связывает Россию, Казахстан, Иран, Азербайджан и Туркмению. Основные транспортные маршруты через регион — это пути из Китая в Россию и проектируемые маршруты из Китая в Европу (часть глобальной концепции «Один пояс — один путь»). Россия исторически развивала логистику региона в расчете на море — на Каспии стоят порты Махачкала, Оля и Астрахань с совокупным объемом перевалки более 21 млн тонн грузов в год. Но порты требуют модернизации и развития, считает Серегй Чеботарёв. Поэтому в их развитие государственные органы планируют вкладывать дополнительные средства.

Кроме этого министр отметил необходимость строительства в рамках проекта развития Каспийского транспортно-логистического комплекса нового глубоководного порта близ города Каспийска в Дагестане до 2025 года и строительство грузо-пассажирского терминала в Дербенте.

Примечательно, что в круглом столе приняли участие представители китайской и индийских сторон, что указывает на высокий интерес ведущих стран Евразийского континента к Каспию.

Так, генпредставитель в России Китайского совета по содействию международной торговле Сюй Цзиньли, заявил, что Китай интересуется проектом и готов инвестировать средства — как в РФ, так и в страны Каспийского региона. А главный генеральный управляющий Export-Import Bank of India Мукул Саркар отметил, что Индия экспортирует огромные объемы продукции и импортирует огромные объемы энергии и сырого топлива, поэтому для Дели очень важно развивать механизмы и торговые пути с востока на запад. Сейчас большое количество индийских товаров идет через Суэцкий канал, но этот маршрут остается не самым стабильным. Плюс, существующие маршруты не способны удовлетворить потребности всех импортеров и экспортеров. В этой связи Индия рассматривает Каспий как привлекательный и перспективный маршрут для торговли с Западом.

Таким образом, факт проведения в рамках Петербургского международного экономического форума отдельной сессии, посвящённой Каспийского региону, свидетельствует о высоком внимании российского правительства к проблематике развития данного региона. То, что данное мероприятие инициировало именно Минкавказа РФ довольно ожидаемо, так как именно это министерство является одним из наиболее активных в плане выработки и продвижения каспийских инициатив России.

Обращает на себя внимание тот факт, что представители ведомства продолжают последовательно выступать за строительство новых российских инфраструктурных объектов именно на территории Дагестана. В тоже время в последние месяцы свои инициативы в данной сфере выдвинули Министерство транспорта РФ – придание статуса свободной экономической зоны порту Оля, а также правительство Астраханской области – строительство нового контейнерного терминала в районе поселка Лиман. Не следует списывать со счетов и инициативу Калмыкии по строительству порта Лагань и судоходного канала «Евразия».

С учётом этого следует констатировать, что в России сегодня продолжается негласная конкуренция между регионами и министерствами за получение государственной поддержки на развитие портовой инфраструктуры страны на Каспийском море. Следствием этого соперничества, прежде всего, является затягивание окончательного решения по крайне важному вопросу развития российской транспортной отрасли страны на Каспии. Промедление означает, что выгоды от привлечения в регион транзитных грузов из Китая и Индии могут получить Туркмения, Казахстан и Азербайджан, которые уже завершили существенную часть работ по развитию своего транзитно-транспортного потенциала (порты Туркменбаши, Актау, Курык, Алят) и готовы замкнуть на себя транспортные потоки.

Чем быстрее закончится эта борьба, тем больше у нашей страны шансов занять достойное место в активно формирующейся транспортно-транзитной архитектуре Каспийского региона.

Июнь 13, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели