Перспективы вступления Туркменистана в Тюркский совет – мнение эксперта из Ашхабада
Комментарии экспертов

Перспективы вступления Туркменистана в Тюркский совет – мнение эксперта из Ашхабада

Портал «Каспийский вестник» ранее писал о планах Туркменистана получить статус страны-наблюдателя при Совете сотрудничества тюркоязычных государств. Об этом стало известно из опубликованного Министерством иностранных дел Туркменистана письма Президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову от Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, в котором последний сообщил, что все государства-члены Совета сотрудничества тюркоязычных государств единогласно поддержали предоставление Туркменистану статуса наблюдателя при Совете.

В связи с этим представляется интересным ознакомиться с мнением по этому вопросу туркменского политолога Сердара Айтакова, которое он выразил в своей статье для Независимой газеты под названием «Туркменское колесо в турецкой телеге».

Эксперт напоминает, что впервые тема вступления Туркменистана в Тюркский совет прозвучала в начале этого года во время визита в Турцию министра иностранных дел Туркменистана Рашида Мередова. Тогда после подписания нескольких «исторических документов» Мередов заявил, что «Туркменистан рассматривает возможность вступления в Тюркский совет в рамках специального статуса», дав понять, что даже статус страны-наблюдателя, который в совете имеет Венгрия, для Туркменистана неприемлем (хотя практика показала обратное – прим. редакции).

Далее Сердар Айтаков отмечает, что после заявления Мередова в Ашхабад полетели делегации, нацеленные на склонение туркменских властей к вступлению в Тюркский совет. Дело дошло и до более откровенного давления. Так, заместитель председателя правящей Партии справедливости и развития (AKP) Турции Бинали Йылдырым 14 сентября заявил: «Ожидается, что Туркменистан станет полноправным членом Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет) в следующем месяце», на что в Ашхабаде ответили «гробовым молчанием».

О неоднозначной позиции туркменского руководства, на взгляд туркменского политолога, свидетельствует и срыв летнего визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Туркменистан, где должны были пройти встречи с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым и присоединившимся к ним президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.

«Тогда, сославшись на природные пожары в Турции, Эрдоган попросил перенести визит на более позднее время, однако дипломатические источники пояснили, что визит был отложен, фактически сорван по причине «неготовности туркменской стороны к вступлению и интеграции (в Тюркский совет)», а Эрдогану была нужна громкая дипломатическая победа на фоне пандемии, падения лиры и последствий природных пожаров», — отмечает эксперт.

Что касается истории туркмено-турецких отношений, то Сердар Айтаков констатирует отсутствие в них логики и позитивной повестки, что  привело к тому, что лидеры обеих стран спекулировали на «общности истории и языка» и братских отношениях, но дальше лозунгов межгосударственные отношения не продвинулись.

Первым реальным идеологом турецкой экспансии начала 90-х стала премьер-министр Турции Тансу Чиллер, которая готова была предложить свой «план Маршалла» для Азербайджана и тюркоязычных стран Центральной Азии. Но экономика самой Турции и отсутствие политического единства в этом вопросе не позволили осуществить ее в виде целостной программы, поэтому вхождение в Туркменистан имело скорее хаотичный характер и было отдано на откуп турецкому бизнесу,

Параллельно, пишет автор, в Туркменистан вошли образовательные структуры Фетхуллаха Гюлена, которые были представлены на всех ступенях системы образования – от начальной школы до университета. Многие выпускники этих структур сделали неплохие карьеры в бизнесе и на государственной службе, составив довольно внушительное и влиятельное протурецкое лобби. Другая и тоже внушительная часть талантливой молодежи была востребована уже в самой Турции. Но первый этап турецкой экспансии закончился именно по этой причине, после неудачной попытки переворота в самой Турции в 2016 году.

Попытка начать вторую экспансию в Туркменистан, на взгляд Сердара Айтаков, началась с транспортного проекта «Лапис Лазули» (Лазуритовый коридор), который должен был связать Афганистан, Туркменистан, далее по морю – Азербайджан и Грузию, подразумевая и Турцию. Был даже организован тестовый поезд, который должен был показать реалистичность подобной логистики. Однако никто так и не смог внятно сказать, что же организаторы собираются возить железнодорожным транспортом из Афганистана в Турцию и обратно.

«Вторым и более пропагандистски удачным шагом со стороны турецких властей стало стимулирование руководства Азербайджана относительно смягчения позиции в вопросе о спорных месторождениях на Каспии в пользу туркменской стороны. Это создало бы предпосылки не только к решению этого частного вопроса, не только к нормализации отношений между Азербайджаном и Туркменистаном, но и открыло бы путь к постепенному втягиванию Туркменистана в турецкий интеграционный проект. Все переговоры о месторождении «Достлук» («Дружба») велись под эгидой турецких властей и были многократно благословлены ими, и в начале этого года был подписан «исторический документ» о его разделе», — отмечает эксперт.

Однако, на взгляд Айтакова, туркменские власти с опасением наблюдают за активной и последовательной позицией турецких властей по эрозии международного права и пренебрежению к нему, что не является новостью. А это имеет прямое отношение к ситуации вокруг Каспийского моря, что сильно может осложнить все перспективы транспортных проектов в его акватории, и любые посягательства на нормы Каспийской конвенции вызывает у туркменских властей негативную реакцию, во всяком случае пока. С большой тревогой в Ашхабаде наблюдают и за сильными «козырями» Турции по принуждению к сотрудничеству. Например, большое количество гастарбайтеров из Туркменистана, число которых доходит до нескольких сотен тысяч человек, находятся в Турции, и их депортация в короткие сроки может взорвать политическую и экономическую ситуацию в Туркменистане.

Так какую конкретно пользу может извлечь Туркменистан из присоединения к новому союзу под эгидой Турции? – таким вопросом в итоге задается Сердар Айтаков.

Он уверен, что вновь актуализировавшиеся риски в связи с ситуацией в Афганистане очень сильно беспокоят руководство Туркменистана, но не настолько, чтобы «открывать» страну даже в рамках некого интеграционного проекта, подразумевающего снятие или ослабление таможенного, визового и финансового режимов, не говоря уже о намеках на унификацию и координацию в декларируемой военной составляющей будущего союза. А это подорвет и основы статуса нейтралитета, которым дорожат туркменские власти. Не стоит сбрасывать со счетов последующую негативную реакцию Ирана и России на такой шаг.

«Пока Туркменистан остается в раздумьях. На подготовительной встрече к предстоящему саммиту на уровне министров иностранных дел в Стамбуле 27 сентября туркменской делегации не было. Создается впечатление, что в Ашхабаде все ждут следующего шага Эрдогана», — резюмирует в своей статье Сердар Айтаков.

Фото с сайта www.tccb.gov.tr

22 октября, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели