Перспективы вступления Туркменистана в Тюркский совет – мнение эксперта из Ашхабада
Комментарии экспертов

Перспективы вступления Туркменистана в Тюркский совет – мнение эксперта из Ашхабада

Портал «Каспийский вестник» ранее писал о планах Туркменистана получить статус страны-наблюдателя при Совете сотрудничества тюркоязычных государств. Об этом стало известно из опубликованного Министерством иностранных дел Туркменистана письма Президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову от Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, в котором последний сообщил, что все государства-члены Совета сотрудничества тюркоязычных государств единогласно поддержали предоставление Туркменистану статуса наблюдателя при Совете.

В связи с этим представляется интересным ознакомиться с мнением по этому вопросу туркменского политолога Сердара Айтакова, которое он выразил в своей статье для Независимой газеты под названием «Туркменское колесо в турецкой телеге».

Эксперт напоминает, что впервые тема вступления Туркменистана в Тюркский совет прозвучала в начале этого года во время визита в Турцию министра иностранных дел Туркменистана Рашида Мередова. Тогда после подписания нескольких «исторических документов» Мередов заявил, что «Туркменистан рассматривает возможность вступления в Тюркский совет в рамках специального статуса», дав понять, что даже статус страны-наблюдателя, который в совете имеет Венгрия, для Туркменистана неприемлем (хотя практика показала обратное – прим. редакции).

Далее Сердар Айтаков отмечает, что после заявления Мередова в Ашхабад полетели делегации, нацеленные на склонение туркменских властей к вступлению в Тюркский совет. Дело дошло и до более откровенного давления. Так, заместитель председателя правящей Партии справедливости и развития (AKP) Турции Бинали Йылдырым 14 сентября заявил: «Ожидается, что Туркменистан станет полноправным членом Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет) в следующем месяце», на что в Ашхабаде ответили «гробовым молчанием».

О неоднозначной позиции туркменского руководства, на взгляд туркменского политолога, свидетельствует и срыв летнего визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Туркменистан, где должны были пройти встречи с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым и присоединившимся к ним президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.

«Тогда, сославшись на природные пожары в Турции, Эрдоган попросил перенести визит на более позднее время, однако дипломатические источники пояснили, что визит был отложен, фактически сорван по причине «неготовности туркменской стороны к вступлению и интеграции (в Тюркский совет)», а Эрдогану была нужна громкая дипломатическая победа на фоне пандемии, падения лиры и последствий природных пожаров», — отмечает эксперт.

Что касается истории туркмено-турецких отношений, то Сердар Айтаков констатирует отсутствие в них логики и позитивной повестки, что  привело к тому, что лидеры обеих стран спекулировали на «общности истории и языка» и братских отношениях, но дальше лозунгов межгосударственные отношения не продвинулись.

Первым реальным идеологом турецкой экспансии начала 90-х стала премьер-министр Турции Тансу Чиллер, которая готова была предложить свой «план Маршалла» для Азербайджана и тюркоязычных стран Центральной Азии. Но экономика самой Турции и отсутствие политического единства в этом вопросе не позволили осуществить ее в виде целостной программы, поэтому вхождение в Туркменистан имело скорее хаотичный характер и было отдано на откуп турецкому бизнесу,

Параллельно, пишет автор, в Туркменистан вошли образовательные структуры Фетхуллаха Гюлена, которые были представлены на всех ступенях системы образования – от начальной школы до университета. Многие выпускники этих структур сделали неплохие карьеры в бизнесе и на государственной службе, составив довольно внушительное и влиятельное протурецкое лобби. Другая и тоже внушительная часть талантливой молодежи была востребована уже в самой Турции. Но первый этап турецкой экспансии закончился именно по этой причине, после неудачной попытки переворота в самой Турции в 2016 году.

Попытка начать вторую экспансию в Туркменистан, на взгляд Сердара Айтаков, началась с транспортного проекта «Лапис Лазули» (Лазуритовый коридор), который должен был связать Афганистан, Туркменистан, далее по морю – Азербайджан и Грузию, подразумевая и Турцию. Был даже организован тестовый поезд, который должен был показать реалистичность подобной логистики. Однако никто так и не смог внятно сказать, что же организаторы собираются возить железнодорожным транспортом из Афганистана в Турцию и обратно.

«Вторым и более пропагандистски удачным шагом со стороны турецких властей стало стимулирование руководства Азербайджана относительно смягчения позиции в вопросе о спорных месторождениях на Каспии в пользу туркменской стороны. Это создало бы предпосылки не только к решению этого частного вопроса, не только к нормализации отношений между Азербайджаном и Туркменистаном, но и открыло бы путь к постепенному втягиванию Туркменистана в турецкий интеграционный проект. Все переговоры о месторождении «Достлук» («Дружба») велись под эгидой турецких властей и были многократно благословлены ими, и в начале этого года был подписан «исторический документ» о его разделе», — отмечает эксперт.

Однако, на взгляд Айтакова, туркменские власти с опасением наблюдают за активной и последовательной позицией турецких властей по эрозии международного права и пренебрежению к нему, что не является новостью. А это имеет прямое отношение к ситуации вокруг Каспийского моря, что сильно может осложнить все перспективы транспортных проектов в его акватории, и любые посягательства на нормы Каспийской конвенции вызывает у туркменских властей негативную реакцию, во всяком случае пока. С большой тревогой в Ашхабаде наблюдают и за сильными «козырями» Турции по принуждению к сотрудничеству. Например, большое количество гастарбайтеров из Туркменистана, число которых доходит до нескольких сотен тысяч человек, находятся в Турции, и их депортация в короткие сроки может взорвать политическую и экономическую ситуацию в Туркменистане.

Так какую конкретно пользу может извлечь Туркменистан из присоединения к новому союзу под эгидой Турции? – таким вопросом в итоге задается Сердар Айтаков.

Он уверен, что вновь актуализировавшиеся риски в связи с ситуацией в Афганистане очень сильно беспокоят руководство Туркменистана, но не настолько, чтобы «открывать» страну даже в рамках некого интеграционного проекта, подразумевающего снятие или ослабление таможенного, визового и финансового режимов, не говоря уже о намеках на унификацию и координацию в декларируемой военной составляющей будущего союза. А это подорвет и основы статуса нейтралитета, которым дорожат туркменские власти. Не стоит сбрасывать со счетов последующую негативную реакцию Ирана и России на такой шаг.

«Пока Туркменистан остается в раздумьях. На подготовительной встрече к предстоящему саммиту на уровне министров иностранных дел в Стамбуле 27 сентября туркменской делегации не было. Создается впечатление, что в Ашхабаде все ждут следующего шага Эрдогана», — резюмирует в своей статье Сердар Айтаков.

Фото с сайта www.tccb.gov.tr

22 октября, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели