Первая международная российско-французская экспедиция на Каспийское море
Аналитика, Исторические хроники Каспийского региона

Первая международная российско-французская экспедиция на Каспийское море

В текущем году Астраханское отделение Русского географического общества опубликовало очередные выпуски Астраханского краеведческого вестника. Шестой выпуск Сборника приурочен к празднованию 300-летия Астраханской губернии, отмечавшегося в 2017 году.

Указ Петра I от 3 декабря (22 ноября) 1717 г. о создании самостоятельной Астраханской губернии стал знаменательным событием в истории Нижнего Поволжья. Указ был объявлен Сенатом в преддверии готовившегося Персидского похода (1722-1723 гг.), итоги которого должны были укрепить позиции России на Кавказе и в Прикаспии и содействовать распространению российского влияния на юге, широким связям с самыми отдалёнными странами в этом регионе.

Портал «Каспийский вестник» представляет вниманию читателей одну из статей Астраханского краеведческого вестника под названием «ПЕРВАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА КАСПИЙСКОЕ МОРЕ», автором которой является Председатель Астраханского отделения Русского географического общества профессор Пётр Иванович Бухарицин.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В глубине миллионов лет теряется начало истории Каспия. Некогда он был частью гигантского средиземного океана Тетис, и лишь 1-2 млн. лет назад превратился в замкнутый внутриконтинентальныи водоем. С этого времени его гидрологический режим стали определять климатические факторы и тектонические процессы в этом бассейне. В отличие от Мирового океана, средняя глубина которого составляет примерно 4 км, а в некоторых местах она более 10 км, современное Каспийское море кажется совсем мелким — его максимальная глубина, в районе Южно-Каспийской или Бакинской впадины, составляет «всего» 1025 метров. Максимальная глубина в средней части моря составляет 778 метров. Глубины же в северной части моря и вовсе, не превышают 20 метров. По результатам морфометрических съемок дна Каспийского моря зарегистрировано 142 действующих грязевых вулкана (Якубов А.А. и др., 1983). Анализ активности грязевулканической деятельности на Каспийском море показывает, что за последние 50 лет в течение года происходит 2-3 извержения. Одно из таких извержений грязевого вулкана наблюдали члены команды судна «Моноксилиан» 8 января 2004 г в точке с координатами: 37°35,031 с.ш. и 49°25,518 в.д.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Гидрографические исследования — неотъемлемая и очень важная часть специальных работ по изучению Мирового океана и отдельных его частей. Результаты такого изучения — данные о географическом распределении различных гидрографических элементов (глубин, рельефа дна, характеристик грунта и т.д.). Они составляют основу содержания морских навигационных карт. Очевидно, что уровень гидрографических исследований всегда зависел от степени развития судоходства и задач мореплавания (рис. 1).


Рис. 1. Самые первые карты Каспийского моря

Архивы сохранили документы об отдельных русских гидрографических работах на Каспийском море в XVII в., когда была создана, хотя и несовершенная, но первая в настоящее время русская морская карта. Однако целенаправленное изучение и картографирование морей России началось лишь при Петре I, с созданием русского военно-морского флота. В этот период начались планомерные гидрографические исследования и работы по созданию морских карт Азовского, Балтийского и Каспийского морей. По его указу в 1716 г. в Морской академии был создан геодезический класс для подготовки специалистов по созданию «зеекарт» и «ландкарт». Морские съемки в России начались раньше съемок суши в связи с их особой важностью для страны. Развитие гидрографии оказывало существенное влияние на состояние географической науки в целом, а в первой половине XYIII в. Это влияние было решающим.

Организационное оформление гидрографии в России было осуществлено в 1718 году учреждением Адмиралтейств-Коллегии, которой было поручено ведать этой стороной морского дела. В других развитых морских державах подобные гидрографические службы появились позднее: во Франции в 1720 г., в Англии и Голландии в 1737 г., в США — лишь в 1830 г.

В разработке теоретических основ гидрографии и навигации принимали участие виднейшие ученые России. Так, в 1759 г. великий русский ученый М.В. Ломоносов написал трактат «Рассуждение о большой точности морского пути», в котором предложил методы определения координат корабля в море. Он изобрел несколько навигационных приборов, разработал компасную картушку, курсограф, механический лаг. Леонард Эйлер разработал теорию стереографической проекции, употребляемой в кораблевождении и в настоящее время.

Достойны упоминания труды С. Мордвинова «Книги полного собрания о навигации» (1748 г.), а также руководство по гидрографическим исследованиям Г.А. Сарычева под названием «Правила, принадлежащие к морской геодезии» (1804 г.). Неоценимый вклад в развитие теории и практики гидрографических исследований и штурманского приборостроения в этот период внесли С.О. Макаров, А.Н. Крылов, Ю.М. Шокальский, И.П. де-Колонг.

К началу первой мировой воины основное гидрографическое и океанологическое описание Каспийского моря было закончено, и в дальнейшем происходило уточнение этих описаний.

Однако, несмотря на выполненные русскими гидрографами обширные работы, увенчавшиеся во многих случаях крупными географическими открытиями, в целом наследство, полученное от дореволюционной гидрографии, было не особенно богатым. Коллекция карт была немногочисленной, морские съемки на морях России (в т. ч. и на Каспии) опирались преимущественно на местные геодезические системы и отдельные астрономические пункты. Карты и руководства для плавания содержали много неточностей. Целостной гидрографической службы на морях не существовало. Дирекции маяков и лоций, съемки и экспедиции, обсерватории, инструментальные камеры и гидрометеорологические станции выполняли свои обязанности независимо друг от друга, каждая напрямую подчинялась ГГУ.

С первых же дней советской власти потребовалось провести ряд неотложных организационных мер, направленных на укрепление отечественной гидрографии.

Осенью 1919г. в связи с развертывающимися боевыми действиями на Каспийском море по требованию командования Волжско-Каспийской военной флотилии началось формирование гидрографических подразделений. 9 июля 1920 г. было сформировано Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Каспийском море (Убекокаспий).

Именно эта дата и стала днем образования Гидрографической службы Каспийской военной флотилии (ГС КФл).

В этой статье автор намеренно пропускает важнейшие этапы становления и развития гидрографической службы на Каспийском море, поскольку это отдельная, большая, и очень интересная тема.


Рис. 2. Астраханский речной рейд. На бочке стоит ветеран каспийской гидрографии, малое гидрографическое судно ГС-301 Проекта 872 (в 2005 г. переименовано на «Анатолий Гужвин»)

В последние десятилетия, в связи с падением, а затем подъемом уровня Каспия, гидрографическая служба стала вновь выполнять крупномасштабные съемки и промеры, особенно в районах моря с интенсивным судоходством.

В первой половине 90-х гг. в истории ГС КФл. произошли коренные изменения. После распада СССР, флот, а вместе с ним и гидрографическая служба, были поделены между Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменией. Новым местом их дислокации стала Астрахань.

В последующие годы интерес к результатам гидрографических исследований на Каспийском море резко возрос в связи с тем, что в недрах Северного Каспия было обнаружено много нефти, что потребовало от каспийских гидрографов высокого профессионального мастерства, оснащения всех видов работ самыми современными технологиями, приборами и оборудованием, включающими электронные средства связи и космической навигации, геоинформационные системы и цифровые технологии.

27 апреля 2006 г. был поднят флаг и проведен обряд освящения на новом гидрографическом судне, поступившем в состав Каспийской военной флотилии. Это современное, оснащенное самым современным исследовательским оборудованием судно способно выполнять самые сложные задачи в море, как для нужд обороны, так и для мирных научных исследований.

КАК ЭТО БЫЛО

Так уж сложилось, что, не смотря на уникальность и относительно слабую изученность Каспийского моря, на протяжении очень долгих лет на Каспий «не ступала нога» зарубежных ученых, хотя многие из именитых исследователей морей, а среди них даже знаменитый Жак Ив Кусто, мечтали об этом.

И вот, в 90-е годы каспийские гидрографы открыли новую страницу в истории своей службы. В августе 1994г. на Каспии состоялась первая в истории Каспийского моря, Международная российско-французская океанографическая экспедиция по проекту ДИТЕК — Эволюция Каспийского моря на протяжении последнего климатического цикла (седиментация, геохимия, палеогидрология, палеоклимат), которая также предусматривала исследование процессов глобального переноса, трансформации и накопления загрязняющих веществ GLOBAL CHANGE — PAGES program PEP III. Для целей экспедиции было выбрано, а затем, с великими трудами арендовано у Каспийской флотилии вспомогательное судно СР-933 (рис. 3).

Рис. 3. Вспомогательное судно Каспийской флотилии (судно размагничивания) СР-933 в парадном строю на Волге в день ВМФ, Астрахань, 2017 г.

Это судно оказалось единственным на Каспийском море плавсредством, которое по своим техническим характеристикам (достаточно большое водоизмещение, наличие помещений под лаборатории, кранбалок и лебедок необходимой мощности, высококвалифицированного экипажа и др.), и наилучшим образом подходило для успешного выполнения обширной научной программы международной экспедиции.

Маршрут экспедиции согласовывался между специалистами российской и французской сторон, и, разумеется, с командованием Каспийской флотилии и планировался исходя из основной цели экспедиции — отобрать керны в тех районах Каспия, где либо исключен, либо невелик вынос взвешенных наносов из рек. А это возможно только в центральных районах и в глубоководных впадинах моря, поэтому работа экспедиции начиналась на юге Каспийского моря, в пяти милях от иранской границы, и затем продвигалась на север (рис. 4). Экспедиция осуществила 14 остановок на Каспии, для проведения комплексных исследовательских работ.

В состав экспедиции вошли.

С французской стороны:

1.      Петр Тухолка, профессор Парижского университета, начальник экспедиции;

2.      Франсуаза Шали, исследователь, Парижский университет;

3.      Джанезини Пьер-Жан, инженер, Национальный музей естественной истории (Париж);

4.      Л’Оноре Паскаль, техник, Центр по изучению радиоактивности, Жиф-сюр-Иветт;

5.      Гишар Франсуа, исследователь, Центр по изучению радиоактивности, Жиф-сюр-Иветт;

6.      Лефевр Ирен, техник, Центр по изучению радиоактивности, Жиф-сюр-Иветт;

7.      Танжюй Жан, боцман, Жавир Брест.

С российской стороны:

1.      Бухарицин Петр Иванович, океанолог, зав. АЭБ ИВП РАН, к. г. н., заместитель начальника экспедиции; 

2.      Чепалыга Андрей Леонидович, палеонтолог, д.г.н., профессор Института географии РАН;

3.      Поляков Владимир Андреевич, зав. лабораторией изотопных и ядерно-физических методов (ВСЕГИНГЕО), к. х. н.;

4.      Недогарко Игорь Васильевич, Валдайский филиал ГГИ, с. н. с.;

5.      Кикичев Халил Ганиевич, ст. н. с. лаборатории изотопных исследований ИВП РАН, к. физ-мат. н.;

6.      Тарасов Анатолий Геннадьевич, преподаватель Рыбвтуза, к. б. н.;

7.      Садчикова Тамара, седиментолог, Институт географии РАН.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕДИЦИИ

(КОНЦЕПЦИЯ, ГИПОТЕЗЫ)

Роль колебаний уровня Каспийского моря (естественных изменений и антропогенного воздействия). Каспийское море является наибольшим замкнутым (континентальным) водоемом нашей планеты, находится в настоящее время на 28 м ниже уровня моря. В последние годы обращает на себя внимание быстрый подъем уровня моря (ежегодно 15 см/год, с 1977).

Это порождает острые социально-экономические, экологические проблемы среди населения, поселившегося в 70-х годах на Прибрежных территориях, когда уровень моря был на 2 м ниже. Для объяснения этого факта (подъема уровня) было выдвинуто несколько гипотез:

1)      Климатическое (изменения в уравнении баланса испарения и прочее);

2)      Тектоническое (деформация морского дна);

3)      Антропогенное (например, нефтяное загрязнение, связанное с использованием водного транспорта, эксплуатацией морских месторождений и пр., приводящее к ограниченному испарению и т.д.);

4)      Перетекание Арала в Каспий из-за подземных ядерных взрывов.

Непостоянство уровня Каспия в разные времена подтверждается различными инструментальными, историческими, геологическими и прочими наблюдениями с 1930 г по 1977 г. уровень упал с +1,5 м до -2,0 м по сравнению с сегодняшним (уровень моря в настоящее время). Сегодняшний уровень близок к среднему за период 2500 лет. Флуктуации уровня, составляющие от -75 м до +100 м за последние 100 тысяч лет. Изменение уровня такого размера были вызваны, очевидно, естественными причинами, так что антропогенное воздействие было вероятно преувеличено. Единственный способ понять и сделать прогноз поведения Каспийской системы заключается в понимании исторической важности этой системы.

Каспийское море является очень удобным объектом для изучения долгопериодных климатических флуктуаций (глобального климата). Он оставался замкнутым водоемом в Четвертичный период (без потерь воды за исключением испарения через залив Кара-Богаз-Гол). Каспийское море является прекрасной естественной лабораторией для изучения осадкообразования и ранних процессов диагенезиса (diagenesis). Оно также очень удобно для исследования функций переноса.

По этим причинам Каспийское море было выбрано в качестве ключевого (базового) объекта в Global Change — pages программа РЕР III.

Мы предлагаем подробную реконструкцию изменения окружающей среды в бассейне Каспийского моря (особенно уровня моря и связанного с ним гидрохимического состава вод) за последние 130 тысяч лет. Особое внимание уделено экстремальным климатическим условиям (оледенение: 130-120 тысяч лет назад и 6 тысяч лет назад, последние великое оледенение: 21 тысячу лет назад) и за последние 2 тысячи лет. Междисциплинарный подход может позволить разделить влияние глобальных климатический факторов (солнечной радиации) от влияния локальных факторов (тектонических, антропогенных, обезлесивание (опустынивание), загрязнение…).

В целом в проекте принимали участие 50 ученых из 4-х Прикаспийских стран (Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан) и из ЕС (Франция, Англия, Италия, Бельгия).

Представители нескольких академических Московских институтов и Парижского университета в 1992 г. заключили соглашение об исследованиях. В 1994 г. в Махачкале был подписан протокол о совместных исследованиях между представителями французской DYTEC (CNRS-INSH) института РАН и институт геологии Динстона.

Вся доступная (имеющаяся в наличии) информация была представлена и обсуждена в Москве и Махачкале между французскими и российскими участниками проекта в мае 1992 г. и феврале 1994 г., и в период IAFA конференции (декабрь 1993 г., г. Вена) по Каспийской проблеме.


Рис. 4 Маршрут экспедиции

ЭКСПЕДИЦИЯ

Итак, Первая Международная российско-французская экспедиция на Каспийское море в составе 7 французских и 7 российских ученых, под руководством профессора Парижского университета Петра Тухолки (как в дальнейшем выяснилось, у нас с ним не только имена, но и дни рождения одинаковые!), на судне Каспийской военной флотилии «СР-933» началась 11 августа 1994 года.

Основная цель экспедиции — отобрать керны в тех районах Каспия, где практически отсутствует вынос взвешенных наносов из рек. А это возможно только в центральных районах и в глубоководных впадинах моря. Ученым двух стран удалось приоткрыть еще одну страничку истории Каспийского моря, которая насчитывает десятки миллионов лет. Также осуществлялись отборы проб воды на горизонтах, от поверхности до дна, измерение температуры и других параметров каспийской воды, одновременно выполнялись гидрохимические анализы.

В ходе экспедиции ученые двух стран столкнулись с непредвиденными трудностями. Не все ладилось в техническом плане, особенно когда выяснилось, что лебедки не тех параметров и скорость мала. Ряд неполадок удалось ликвидировать на судне, собственными силами, исключительно благодаря инициативе экипажа, который был на самом высоком уровне в течение всей экспедиции.

За 17 суток было выполнено 14 станций, для проведения комплексных исследований. На глубинах 850-1000 м были обнаружены так называемые «красные илы», которые в Мировом океане встречаются исключительно на океаническом ложе, на глубинах более 4000 м. Осуществлялся отбор проб, измерение температуры, солености и других параметров каспийской воды от поверхности до дна и одновременно выполнялись ее анализы. Определено точное местоположение одного из многочисленных подводных грязевых вулканов. Судно «зависло» в 20 метрах над кратером вулкана, и ученые выполнили комплекс научных наблюдений. Работали ученые и в районе глубоководных впадин на глубинах около километра. По мнению российских и французских ученых результаты, полученные во время экспедиции, достаточно интересны и возможно станут открытием для всего научного мира.

Большую часть своей программы члены экспедиции и команда судна выполняла в штормовых условиях, что, к сожалению, не редкость на Каспии, который считается одним из наиболее штормовых морей. Именно поэтому для экспедиции был выбран август месяц, который здесь считается наименее штормовым. Однако это не помогло, из восемнадцати экспедиционных суток почти половину на Каспии была штормовая погода. Из-за сильного дрейфа судна при отборе кернов грунта на глубоководных станциях мы погнули несколько стальных труб (используются в нефтегазовой отрасли при бурении скважин).

Рис. 5, 6. Отбор проб грунта осуществлялся как с помощью большой грунтоотборной трубки (а), так и большим дночерпателем «Океан» (б)

Ниже приводится выписка из судового журнала СР-933:

16 августа 1994г., 14:20.

При выборке троса с грунтоотборной трубкой сгорел тормоз лебедки. Трос из нержавеющей стали длиной 1100 м с огромной скоростью ушел в море, оборвав крепление на вьюшке.

18 августа 1994 г., 19:30.

При поднятии на борт грунтоотборного устройства, ввиду сильного  дрейфа судна под воздействием штормового ветра, оказались погнутыми две секции стальных труб общей длиной 20 м.

19 августа 1994 г., 08:00.

При поднятии на борт грунтоотборного устройства, оказались погнутой стальная труба длиной 10 м.

Так как все это, и многое другое утерянное, или израсходованное, оборудование и материалы были завезены в Россию из-за границы через таможню, то и из России оно должно быть вывезено так же, в полном объеме. Поэтому, по всем указанным фактам были составлены и заверены соответствующие акты.

Помимо выполнения функций заместителя начальника экспедиции я руководил смешанной (русские и французы) группой гидрологов. Наше рабочее место располагалось на корме судна, где находится гидрологическая лебедка. С помощью батометров и глубоководных термометров, малой грунтовой трубки, а в некоторых случаях с помощью акваланга, мы отбирали пробы воды и грунта, измеряли температуру, соленость, прозрачность и другие параметры каспийской воды на всех горизонтах от поверхности до дна.

Одновременно с этим выполнялись гидрохимические анализы. Несмотря на языковый барьер, общаться и работать нам было легко. Как и российские ученые, французы уже имели богатый опыт аналогичных работ в различных районах Мирового океана (в Атлантическом океане и у берегов Антарктиды).

Тем не менее, запланированный минимум экспедиция выполнила, необходимый объем информации получен, все остались довольны. Была испытана практически вся техника, которая была на борту. Экспедиции удалось открыть еще одну страничку из истории Каспийского моря, которая насчитывает десятки миллионов лет.

Удалось собрать материалы, в том числе образцы донных осадков с разных глубин, по которым можно лабораторным путем определить и возраст моря, и его состояние за многие тысячелетия.

ПЕРВЫЕ ИТОГИ

В предварительном отчете об экспедиции, который был согласован во время приезда членов французской экспедиции в Астрахань (рис. 8), были кратко изложены первые результаты и подведены предварительные итоги.

По окончании экспедиции материалы и пробы, полученные во время нашего рейса, были доставлены в лаборатории Парижского университета во Франции и во многие лаборатории Российских научных центров. Обработка уникальных образцов, взятых со дна глубоководных районов Каспийского моря, оценка, осмысление еще не закончена.

Анализ и сверка полученных независимыми способами и методиками научных результатов продолжаются до настоящего времени. Во Франции и России уже опубликованы десятки научных трудов. Каспийское море постепенно раскрывает перед учеными миллионами лет хранимые тайны.


Рис. 8. Встреча друзей на следующий год после знаменательного рейса СР-933 на Каспий, во время приезда французских членов экспедиции в Астрахань, 1995 г. В кабинете Астраханского Облкомприроды

ЛИТЕРАТУРА: 1. Programme DYTEC «Atelier Caspienne» / Buharicin P. I. [i dr.] // Evolution de la Mer Caspienne au cours du dernier cycle clima- tique (sedimenttologie, geochimie, paleohydrologie, paleoclimat). — Rapport d’activites 1994. Bilan seientifique (Proyet Jean-Charles Fontes). — Fransoise Gasse, Octobre, 1994. — P. 4-8; 2. Каспий прекрасен и непредсказуем… / Куликова Н.И. // Газета «Волга» 01.10.1994 г., №№ 188-189. — С.9; 3. Российско-французская экспедиция на Каспийское море [Текст] / П.И. Бухарицин // Тезисы докладов итоговой научной конференции АГПИ. — Астрахань, 1995. — Вып. 5 (естественные науки). — С. 81; 4. Каспий рассказывает [Текст] / П.И. Бухарицин // Наука в России. — 1996. — № 5. — С. 18-20; 5. Франко-российская экспедиция на Каспийское море [Текст] / П.И. Бухарицин // Русское географическое общество и флот: сб. науч. тр. — С-Пб., 1996. — С. 100-101; 6. Каспий прекрасен и непредсказуем / Куликова Н.И. // В книге «Встречи для Вас». Издатель Сорокин Роман Васильевич. — Астрахань-Москва, 2015-201бгг. — С. 380-383; 7. http: // www.ecologyandculture.ru/index.php?cnt=329

Автор: П.И. Бухарицин

Февраль 13, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели