План реализации Стратегии развития морских портов РФ в Каспийском бассейне — мнения экспертов
Каспийский транзит, Комментарии экспертов, Повестка дня

План реализации Стратегии развития морских портов РФ в Каспийском бассейне — мнения экспертов

В конце прошлой недели в Правительстве РФ утвержден план мероприятий, разработанный Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа, для реализации Стратегии развития морских портов РФ в Каспийском бассейне, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним до 2030 года. Соответствующее распоряжение подписал Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Как сообщается на сайте Минкавказа РФ, главная задача Стратегии — интеграция российских портов на Каспии в главные транспортные узлы и коридоры международной торговли, образующие единый транспортный узел Каспийского бассейна, с приоритетным использованием отечественной промышленной продукции.

План реализации Стратегии включает в себя 55 мероприятий, направленных на развитие в регионе портовых мощностей, туристического потенциала, реализацию мер стимулирования развития территорий, в том числе создание ряда промышленных кластеров для формирования грузопотоков под растущие потребности таких потребителей, как Иран, Индия, страны Персидского залива и Восточной Африки.  

В соответствии с подписанным документом запланировано развитие морских и речных маршрутов, соединяющих города, расположенные на Каспийском побережье. Планируется строительство пассажирских терминалов в портах городов Астрахань, Махачкала и Дербент для развития пассажирских перевозок и морского круизного сообщения на Каспии. Реализация Стратегии позволит обеспечить к 2030 году рост контейнерного грузооборота до 265 тыс. двадцатифутовых контейнеров в год, увеличить объём грузопотока сухих грузов до 14 млн тонн, привлечь российский туристический поток в Каспийский регион – до 30 тысяч человек в год, а также создать новые рабочие места, считают в Минкавказа.

Подписание Плана реализации Стратегии свидетельствует о том, что модернизация портовой сети Каспия, становится одним из приоритетов политики федерального центра, такое мнение в частности выразил координатор Клуба экспертов Нижнего Поволжья в Волгограде Андрей СЕРЕНКО.

Андрей СЕРЕНКО

Под такую масштабную экономическую и инфраструктурную задачу потребуется принять целый пакет сопровождающих, содействующих политических и административных решений, в этой связи обоснованным шагом выглядит создание нового Каспийского федерального округа (КаспФО) на базе Астраханской и Волгоградской областей, Республик Дагестан и Калмыкия, считает политолог.

«Думаю, было бы целесообразно создать из Астраханской области, Дагестана и Калмыкии новый Каспийский федеральный округ — именно под задачи модернизации прикаспийских регионов. Причем, и Волгоградскую область в КаспФО следовало бы включить, так как волгоградские порты (Волгоград, Волжский, Калач-на-Дону) и Волго-Донской канал напрямую будут завязаны на новую каспийскую логистику», — высказался Андрей СЕРЕНКО.

По его мнению, федеральные округа в их нынешнем виде давно морально устарели. Объединение регионов в рамках федеральных округов не должно быть раз и навсегда «замерзшим». Любая содержательная кооперация имеет целью экономические или политические задачи. Поэтому и реформа федеральных округов давно назрела.

«В основе такой реформы должны лежать приоритеты развития групп регионов. Вот тогда и от федеральных округов практический толк будет, и полпреды Президента России получат реальный фронт работ, а не останутся ритуальными политическими фигурами, напоминающими тень отца Гамлета», — считает Андрей СЕРЕНКО.

Следует отметить, что Андрей СЕРЕНКО далеко не одинок в своём мнении. Создать новый федеральный округ уже предлагали ведущие российские учёные, занимающиеся каспийской тематикой. В качестве примера можно привести известного дагестанского учёного Ланда Камиля Газимагомедовича.

В одном из своих выступлений в Государственной думе в 2013 году [1] в связи с огромным значением для России Каспия и Каспийского региона, он предложил создать новый федеральный округ вместо СКФО — Прикаспийский Федеральный округ с включением в его состав Прикаспийских субъектов Российской Федерации: Республику Дагестан, Республику Калмыкия, Астраханскую область и Волгоградскую область как территорию Большого Каспийского бассейна.

По мнению учёного, это могло бы кардинально улучшить трансграничное сотрудничество в регионе, полноценно использовать международный вертикальный коммуникационный маршрут «Север-Юг» и горизонтальный — по морю и морским паромам. Реализация этого проекта увеличили бы экономические показатели всего региона, расширили бы и дали бы дополнительные импульсы соседним с Дагестаном региональным центрам Астрахани, Элисте и Волгограду.

Своё предложение учёный обосновывал следующим образом. Дагестан как самое крупное территориальное образование Каспия, омываемое Каспийским морем, протяженностью 530 км, вполне смог бы регулировать всю динамику развития Каспийского региона, использовав единственный не замерзающий на Каспии Махачкалинский порт, давно имеющий статус международного морского порта. Это отвечает интересам национальной безопасности России в Каспийском регионе и позволило бы России решить стратегические, экономические и конфликтные проблемы на Каспии, в разы улучшили бы не только общую ситуацию, но и оперативную обстановку в регионе. Позволило бы минимизировать проблему терроризма и экстремизма, отделив Дагестан от остальных республик ЮФО (т. е. СКФО), так как после создания Прикаспийского Федерального округа остальные республики бывшего СКФО могут быть переведены обратно в ЮФО. И в контексте сказанного необходимо понимать, что безопасность в Каспийском регионе не может быть достигнута без обеспечения безопасности в Республике Дагестан.

В случае успешного решения Москвой вышеназванных нами проблем обеспечения национальной безопасности в регионе Республика Дагестан и вновь созданный ПФО вполне были бы способны укрепить слабеющие позиции России в регионе: во-первых, минимизируются проблемы экстремизма, сепаратизма и терроризма, во-вторых, реализация проекта и увеличение трансграничного торгового оборота смогут вывести субъекты России из дотационного состояния, используя тысячелетний опыт межнационального общения в регионе и на международном уровне, используя конфессиональную идентичность с странами Каспия, глубокое знание обычаев и традиций и норм общежития народов. Центр мог бы себе позволить переложитъ решение многих задач Каспийского региона на плечи нового федерального округа, чтобы не бегать с каждой бумагой для согласования второстепенных вопросов в Москву. И, в-третьих, прочно укрепили бы позиции России на Каспии, позволив быть не только южным форпостом, но и доминирующим геополитическим игроком, выступающим от имени России в Каспийском регионе.

Фото: Министерство РФ по делам Северного Кавказа


[1] Сборник статей и аналитических материалов по итогам работы научно-практической конференции «Каспийский регион: вопросы обеспечения национальных интересов и безопасности Российской Федерации», состоявшейся в Москве 27 июня 2013 года, под редакцией д.э.н, профессора И.Н.Панина. – М., 2014. С.205-206

Июль 1, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели