По каким маршрутам потечет кашаганская нефть?
Колонка редактора

По каким маршрутам потечет кашаганская нефть?

Запуск в 2016 году супергигантского Кашаганского месторождения, которое находится в казахстанском секторе дна Каспийского моря, начинает оказывать влияние на политические и экономические процессы в Каспийском регионе.

По данным Министерства энергетики Казахстана, за 9 месяцев 2017 года на Кашагане добыто 5,9 млн тонн нефти и 3,5 млрд кубометров газа, план до конца года — 8,9 млн тонн нефти и 4,5 млрд кубометров газа. Текущий уровень добычи на Кашагане превышает 200 тыс. баррелей нефти в сутки, есть планы увеличения до 450 тыс. баррелей в сутки, то есть добыча углеводородов  на месторождении в скором времени может увеличиться более чем в 2 раза. По прогнозам Минэнерго Казахстана, добыча нефти в республике будет стабильно расти и в будущем. Если в 2017 году она будет на уровне 80 млн тонн, то к 2030 году это показатель увеличится до 102 млн. тонн. Это связано с запуском Кашагана, увеличением добычи на Тенгизском месторождении с 2022 года и поддержанием текущего уровня добычи нефти на Карачаганаке, а также вводом новых морских месторождений с 2025 года.

Рост объемов нефтедобычи на месторождениях Казахстана ставит вопрос о том, на какие рынки пойдёт нефть Казахстана, и обострит конкуренцию между экспортными маршрутами, такими как Баку-Тбилиси-Джейхан (западное направление через Кавказ), Каспийский трубопроводный консорциум (западное направление через Россию) и Атасу – Алашанькоу (поставки в Китай).

В настоящее время основным экспортным трубопроводом в регионе является Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). По нему сегодня перекачивается более трети добываемой в Казахстане нефти и во второй половине текущего года, после завершения работ по расширению пропускная способность магистрали достигнет 76 млн. тонн с использованием антифрикционных присадок и 67 млн. тонн без них. При этом по ней может экспортироваться 52,5 млн. тонн казахстанской нефти в год.

Однако, последние новости в отношении КТК говорят о том, что существует угроза срыва проекта расширения трубопровода, причиной которой могут стать антироссийские санкции, введенные США в ответ на т.н. «российское вмешательство» в американский предвыборный процесс 2016 года. В частности, соответствующее заявление сделало Минэнерго Казахстана, представители которого в августе выразили беспокойство относительно  возможного негативного влияния антироссийских санкций на расширение КТК и отметили, что рассматривают альтернативные пути поставок добываемой нефти. И хотя в дальнейшем это заявление было по сути дезавуировано, отрицать возможность ограничения поставок казахстанской нефти через российскую территорию не стоит. В связи с этим, возникает вопрос, какие в настоящее время существуют альтернативы КТК?

Помимо китайского трубопровода Атасу-Алашанькоу, поставки нефти по которому составляют около 10 млн тонн в год, особого внимания на этом фоне заслуживает перспективный проект создания Казахстанско-каспийской системы транспортировки нефти (ККСТ).

Данный проект был разработан в 2007-2009 гг. и предполагает поставки казахстанской нефти путем транспортировки по нефтепроводу Ескене – Курык (его мощность с первоначальных 25 млн. тонн может быть расширена до 56 млн.) и Транскаспийской системы, включающей нефтяные терминалы на казахстанском и азербайджанском побережьях Каспийского моря, танкеры и соединительные сооружения до трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД).

Помимо танкерных и паромных перевозок казахстанской нефти через Каспий существует проект строительства подводного нефтепровода Ескене – Курык – Баку протяженностью 739 км и мощностью до 56 млн тонн. В октябре 2016 года министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев озвучивал информацию о возможной реализации данного проекта. При этом, в качестве основного преимущества данного направления для Казахстана он называл его выход на трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД), который, по его мнению, в настоящее время является гарантированно независимым, надежным и безопасным маршрутом экспорта нефти в Каспийском регионе.

Однако учитывая «ревностное» отношение России к строительству подводных трубопроводов на Каспии, в особенности, если они будут пролегать вблизи её каспийского побережья, реализация проекта строительства нефтепровода Ескене – Курык – Баку представляется маловероятной, и это наверняка понимают в Баку.

В связи с этим, Азербайджан в ближайшее время, вероятно, будет концентрироваться на создании условий для роста транскаспийских перевозок казахстанской нефти с использованием танкерного флота. В первую очередь, на это указывают планы азербайджанской стороны по развитию национального торгового флота. 26 сентября 2017 года на Бакинском судостроительном заводе состоялась церемония резки первого стального листа для двух танкеров, которые будут построены для ЗАО «Азербайджанское Каспийское морское пароходство». Известно, что новые танкеры типа «Гянджа» будут иметь шесть резервуаров, которые смогут одновременно перевозить два вида грузов, включая бензин, сырую нефть и нефтепродукты, объёмом около 5-7 тыс. тонн. Их сдача планируется в 2019 году. Ранее для Азербайджана подобные танкеры строились на российском ССЗ «Красное Сормово».

Эксперты не видят ничего удивительного в том, что в Баку внимательно следят за освоением Кашагана. В условиях нынешних цен на нефть Азербайджан снижает добычу нефти и прокачку ее по нефтепроводам, а поставки казахской нефти принесут стране дополнительные доходы за транзит.

Таким образом, запуск новых проектов по добыче углеводородов на каспийском шельфе, как и раньше, оказывает существенное влияние на характер геополитических и геоэкономических процессов в Каспийском регионе. «Большая игра» вокруг Каспия и путей транспортировки каспийских углеводородов на экспортные рынки продолжается…

Подробнее см.:

1. Казахстан планирует нарастить добычу нефти на Каспии, https://casp-geo.ru/2017/10/казахстан-планирует-нарастить-добыч/

2. Антироссийские санкции вызвали обеспокоенность в Минэнерго Казахстана,
https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/antirossiyskie-sanktsii-vyizvali-obespokoennost-minenergo-323870/

3.. Санкции США «не повлияют на Каспийский трубопроводный консорциум», https://regnum.ru/news/2331052.html

4. Азербайджан и Казахстан снова планируют построить нефтепровод Ескене — Курык — Баку, http://neftegaz.ru/news/view/154059-Azerbaydzhan-i-Kazahstan-snova-planiruyut-postroit-nefteprovod-Eskene-Kuryk-Baku

5. Танкер проекта RST27 «Гянджа» введен в эксплуатацию, http://www.mnpglobal.com/press-center/news/2016/tanker-proekta-rst27-gyandzha-/

6. Казахстанско-Китайский Трубопровод — О компании, http://www.kcp.kz/company/about

 

9 октября, 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели