Почему город Актау выбран для проведения Пятого каспийского саммита
Аналитика, Каспийский диалог, Колонка редактора

Почему город Актау выбран для проведения Пятого каспийского саммита

5 июня в ходе встречи главы Казахстана Нурсултана Назарбаева с акимом (губернатором) Мангистауской области Ералы Тугжановым стало известно о принятом властями страны решении провести Пятый каспийский саммит в прикаспийском городе Актау, а не в столице страны, как ранее планировалось.

В ходе встречи президент Казахстана, в частности, сообщил, что в Актау планируется проведение Саммита глав прикаспийских государств, в котором примут участие руководители и делегации из пяти стран, в связи с чем руководству области следует проработать все организационные вопросы предстоящей встречи.

С учетом заявления Н.Назарбаева возникает резонный вопрос – чем обусловлено принятие подобного решения и перенос места проведения главного политического события Каспийского региона последних четырёх лет?

Редакция портала «Каспийский вестник», пытаясь ответить на него, прежде всего, предлагает обратить внимание на статус города Актау и Мангистауской области в целом в качестве морских ворот Казахстана.

«Стрежнем» каспийской политики Астаны последних лет является создание условий для форсированного развития главного морского порта Казахстана – Актау.

Этот порт сегодня в ряду крупнейших не только для Казахстана, но и для всего Каспийского моря. Порт имеет развитую инфраструктуру, железнодорожное и автомобильное сообщение со всей территорией Казахстана.

На территории порта функционирует свободная экономическая зона, что делает порт привлекательным для капиталовложений. Порт был построен в 1963 г. для поддержки развития урановой промышленности и нефтяных месторождений Мангышлакского региона. В дальнейшем порт сыграл важную роль в строительстве атомного реактора БН-350, заводов химической отрасли и непосредственно самого города Актау. Морской порт Актау являлся внутренним портом бывшего СССР с основной специализацией по транспортировке нефти (в начале 80-х гг. объемы перевалки составляли около 7 млн. т в год). Перевозка сухих грузов не превышала 300 тыс. т в год и состояла, главным образом, из грузов местного значения (соль, ракушеблоки, уголь).

Для форсирования процесса интеграции Казахстана в мировую транспортную систему был разработан проект реконструкции порта Актау стоимостью USD 74 млн. Правительство РК и Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) заключили соглашение о Займе. В сентябре 1993 г. ЕБРР приступил к подготовке Генерального плана реконструкции порта на основании прогнозов по значительному увеличению грузооборота в данном секторе. После завершения в сентябре 1999 г. 1-го этапа реконструкции порта возможности погрузочно-разгрузочного комплекса по обслуживанию сухогрузов были увеличены до 1.5 млн. т в год при сохранении прежних возможностей по перевалке нефти – 8.0 млн. т в год.

В дальнейшем в порту Актау был реализован еще один этап реконструкции – проект создания северного морского терминала, позволивший увеличить пропускную способность порта еще на 3 млн тонн. Строительство Актауского Морского Северного Терминала (АМСТ) было завершено в 2014 году c целью увеличения роста экспортно-импортных и транзитных перевозок продукции Казахстана и Центральной Азии, через порт Актау в страны Закавказья, Персидского залива и РФ.

В настоящее время ТОО «АМСТ» представляет собой современный многоцелевой терминал, с возможностью перевалки сухих грузов до 3,0 млн. тонн в год, в том числе зерновых культур, генеральных и прочих грузов, а также контейнеров.

Однако Актау может похвастаться не только активным развитием своей портовой инфраструктуры. Город имеет большой опыт организации крупных международных мероприятий с участием прикаспийских стран. К примеру, на третьем совещании Конференции Сторон (КС-3) Тегеранской Конвенции в г. Актау, 12 августа 2011 года, здесь был принят и подписан важный протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью (так называемый «Актауский протокол»). Примечательно, что вышеупомянутый протокол является первым ратифицированной всеми сторонами — Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Российской Федерации и Туркменистана — протоколом к Тегеранской Конвенции и вступил в силу 25 июля 2016 года.

Напомним, что Тегеранская Конвенция является первым юридически обязывающим региональным соглашением, подписанным всеми пятью прикаспийскими странами, содержит общие требования к охране окружающей среды Каспийского края и предусматривает создание необходимых для этого институциональных механизмов.

На базе Актау неоднократно проводились и другие значимые мероприятия, в которых участвовали политологи, экономисты, экологи, портовики из всех стран Каспийского региона. В связи с этим, администрация области имеет большой и успешный опыт организации международных мероприятий самого высокого уровня. Поэтому решение казахстанского руководства выглядит весьма обоснованным и продуманным.

Проведение столь крупного международного события, как Пятый каспийский саммит, в рамках которого ожидается подписание не только Конвенции о статусе Каспийского моря, но я ряда важных соглашений о сотрудничестве стран региона в других сферах, существенно повысит международный статус города Актау и увеличит его инвестиционную привлекательность. Да и сам факт проведения саммита не в столице самой большой страны Центральной Азии, а на берегах Каспийского моря, выглядит довольно символичным.

На главном фото встреча Н.Назарбаева и Е.Тугжанова. Akorda.kz

7 июня, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели