Почему страны Персидского залива инвестируют в Среднюю Азию и Южный Кавказ
Геополитика и геоэкономика, Зарубежные материалы по Каспию

Почему страны Персидского залива инвестируют в Среднюю Азию и Южный Кавказ

За почти три десятилетия, прошедшие после распада Советского Союза, одни постсоветские государства стали процветающими, другие — нет. Геополитические и макроэкономические факторы оказали влияние на процессы формирования государственного строительства и экономического развития, но в некоторых случаях география и природные ресурсы сыграли еще более серьезную роль.

«Вестник Кавказа» со ссылкой на материал «Why the Gulf states are investing in Central Asia and the South Caucasus» мозгового центра Middle East Institute пишет, что примыкающие к Каспийскому морю страны Центральной Азии и Южного Кавказа всегда извлекали выгоду из своего расположения на карте мира, и сегодня инвестиции туда поступают с Запада, из Китая, России и других стран.

Нефть и газ

Казахстан, Туркменистан и Азербайджан в партнерстве с международными компаниями начали разрабатывать и экспортировать свои запасы нефти и газа, но их главная проблема заключается в отсутствии выхода к открытому морю. Единственным способом доставки энергоносителей на мировые рынки были трубопроводы советской эпохи, что создавало проблемы с контролем и ценообразованием.

Для решения этой проблемы были реализованы проекты по расширению инфраструктуры и экспортных возможностей. Казахстан, Туркменистан и Узбекистан работали с Китаем над строительством газопроводов. Казахстан построил портовые сооружения на Каспии для экспорта нефти через Азербайджан в Европу. Сам Азербайджан отправлял большую часть своего газа в Европу по трубопроводам, проходящим через Грузию и Турцию.

Несмотря на то, что Казахстан расширил нефтяную экспортную сеть, страна по-прежнему перенаправляет большую часть энергоресурсов по российским трубопроводам, которые заканчиваются в портах на Черном море. Оттуда нефть может переваливаться по всему миру. Большая часть азербайджанской нефти попадает в турецкий средиземноморский порт Джейхан, откуда может быть доставлена в Европу, а по более обширной газопроводной сети вскоре можно будет отправлять азербайджанский газ напрямую в Европу.

Однако в последние пять лет перед возникла проблема волатильности цен на нефть, которая нанесла удар не только по экономике, но и по торговым партнерам, не обладающим значительными ресурсами. Снижение нефтяных цен было внезапным и серьезным: стоимость снизилась с более чем $100 за баррель в начале 2000-х годов до $26 в 2016 году. Оказавшиеся под ударом страны Центральной Азии и Южного Кавказа активизировали усилия по диверсификации экономики и одновременно начали искать новых инвесторов. Богатые страны Персидского залива оказались наиболее приемлемым вариантом за счет их финансовых ресурсов и заинтересованности в диверсификации своей экономики.

Хотя государства Персидского залива начали инвестировать в зарубежные страны десятилетия назад, в последнее время они активизировали усилия из-за волатильности нефтяных цен и растущей международной газовой конкуренции, которая угрожает снизить цену на этот ресурс. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Саудовская Аравия возглавили список зарубежных инвесторов. Их усилия включают приобретение акций в американских и европейских компаниях, а также дополнительные инвестиции в евразийский регион.

Инвестиции в Центральную Азию

ОАЭ стали явным инвестиционным лидером в Центральной Азии, будучи привлеченным обширными ресурсами региона и его стратегическим расположением. Основной инвестиционный инструмент ОАЭ, суверенный фонд благосостояния Mubadala, вложил деньги в ряд энергетических проектов в регионе, включая строительство угольного завода и химического комплекса в Казахстане. Mubadala также подписала инвестиционные соглашения на сумму $10 млрд в Узбекистане, в основном в сфере производства и распределения электроэнергии. В частном секторе дубайская компания DP World помогла Казахстану построить погрузочно-разгрузочные комплексы в порту Актау на Каспийском море и в особой экономической зоне Хоргос на границе с Китаем.

Еще одна дубайская компания Dragon Oil перекачивает нефть из туркменского участка Каспийского моря. Фактически это единственный иностранный производитель, экспортирующий туркменскую нефть.

В свою очередь, Саудовская Аравия выделила Туркменистану деньги для строительства участка трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), по которому туркменский газ будет поставляться в Индию. Если строительство ТАПИ завершится, то трубопровод станет значительным активом для обеих стран, но столкнется с рядом геополитических препятствий и проблем безопасности, поскольку будет проходить через нестабильные Афганистан и Пакистан.

Туризм и торговля на Южном Кавказе

Страны Персидского залива вложили меньше средств в Южный Кавказ, чем в Центральную Азию, но всплеск туристов из стран Залива привлекает инвестиции в Азербайджан и Грузию. Эти две страны приняли 300 тыс. туристов с Ближнего Востока в 2018 году, что значительно больше, чем в предыдущие годы. В 2018 году Азербайджан ввел систему получения виз по прибытии для граждан стран Персидского залива, что способствовало росту туристов из региона. Баку также стремится привлечь инвестиции в недвижимость, обрабатывающую промышленность и гостиничный бизнес за счет развития делового туризма.

Грузия уже заработала около миллиарда долларов, благодаря торговым отношениям с ОАЭ и Саудовской Аравией. В дополнение к существующим соглашениям о свободной торговле с Китаем, Турцией и странами Центральной Азии, Тбилиси рассматривает аналогичные соглашения с ОАЭ и Саудовской Аравией для дальнейшего увеличения объемов торговли.

У Грузии есть серьезный потенциал в отношении привлечения прямых иностранных инвестиций. Рост ВВП страны составляет более 4% в год, она входит в число десяти ведущих государств в рейтинге Всемирного банка ”Ведение бизнеса”, при этом налоги в государстве крайне низкие. Грузия инвестирует значительные средства в основную инфраструктуру: автомагистрали, порты и аэропорты с целью использования своего географического положения и заключения выгодных торговых соглашений.

Поскольку ОАЭ и Саудовская Аравия проявляют все больший интерес к зарубежным инвестициям, вполне вероятно, что значительный объем средств государств Персидского залива поступит в секторы энергетики и розничной торговли.

Потенциальные зоны роста

Хотя все страны Центральной Азии и Южного Кавказа, кроме Грузии, не имеют выхода к морю, они в совокупности предоставляют возможность для автомобильного и железнодорожного сообщения с прибыльными европейским, китайским и российским рынками. Это уже привело к значительным инвестициям в транспортную инфраструктуру, но многое еще предстоит сделать. Страны Персидского залива могут оказаться в числе тех, кто получит выгоду от этой серьезной возможности.

Между тем, Центральная Азия и Южный Кавказ считаются ключевыми участниками масштабной китайской инициативы ”Один пояс — один путь”, и два из запланированных в рамках инициативы транспортных коридора проходят через регион.

Среди уже осуществленных проектов транспортной инфраструктуры железная дорога ”Баку-Тбилиси-Карс” из Азербайджана в Турцию, которая была завершена в 2017 году, и Транскаспийский международный транспортный маршрут. По Транскаспийскому маршруту китайской инициативы ”Один пояс — один путь” китайские товары доставляются в Европу через Турцию. Первая поставка была осуществлена 3 ноября 2019 года.

Помимо совместной работы с зарубежными инвесторами по проектам в области транспорта и инфраструктуры, страны Центральной Азии и Южного Кавказа работают с государствами Западной Азии над созданием интегрированного регионального энергетического рынка. В сентябре 2019 года девять стран Центральной и Западной Азии подписали декларацию в рамках программы Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) Азиатского банка развития как для интеграции, так и для либерализации энергетических рынков.

Эксперты считают, что для создания трансграничного энергетического рынка потребуется около $400 млрд на проекты по наращиванию энергетических мощностей. Эта цифра настолько заманчива, что, вероятно, привлечет множество иностранных инвесторов. Дальнейшая интеграция рынков будет означать расширение также и потребительского рынка.

Все эти проекты, а также ряд трубопроводов, построенных за последние 20 лет, превратили бывшие советские республики в независимых экономических игроков с растущим международным авторитетом. Их роль в качестве транспортного коридора с востока на запад и с севера на юг говорит о том, что при большем объеме инвестиций, включая средства стран Персидского залива, государства Центральной Азии и Южного Кавказа будут процветать и в дальнейшем.

11 декабря, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели