Порт Актау не может перевалить весь объем нефти
Каспийский транзит

Порт Актау не может перевалить весь объем нефти

Актауский морской торговый порт не сможет перевалить весь объем нефти, заявил Абай Турикпенбаев, президент АО «НК «Актауский морской торговый порт».

В порту ожидают переориентацию нефтяных потоков, однако готовы принять лишь ограниченные объемы. К тому же, актауский порт имеет серьезные проблемы, требуются обширные дноуглубительные работы.   

В течение последних пяти лет в морском торговом порту Актау переваливали 2-2,2 млн тонн нефти в год. «Черное» золото шло с бузачинских месторождений в Махачкалу, оттуда попадало в систему «Транснефть», а затем отправлялось в Новороссийск.

Сейчас морской порт Актау готов дополнительно принимать еще 5-5,5 млн тонн нефти. Под нее здесь предусмотрено 3 нефтеналивных причала.

«Восемь лет назад мы вывели из эксплуатации нефтеналивные причалы № 9 и 10, так как инфраструктура там была изношена. Сейчас эти причалы используются для оформления грузов и ремонта. Через работающие три причала максимум мы можем перевалить 7,5-7,7 млн тонн нефти, ведь порт не резиновый. Правительство поставило перед нами задачу по восстановлению 9-го и 10-го причалов. Но понадобится серьезная реконструкция, компании «КазТрансОйл» придется заменить нефтепровод, так как он сильно изношен», – отметил Абай Турикпенбаев.

После реконструкции двух причалов объемы перевалки нефти могут увеличиться до 12,5 млн тонн. Но это не предел. 

«Дело в том, что грузовые операции, то есть налив танкера, занимают около 10 часов, а затем 5-7 часов уходит на негрузовые операции, то есть открытие-закрытие границы, оформление документов. Чтобы увеличить эффективность этих причалов, нужно уменьшить время на негрузовые операции. То есть с 12,5 млн тонн можем увеличить до 17 млн тонн именно за счет сокращения времени оформления», – добавляет руководитель порта. 

Сократить время оформления решили просто – за счет приобретения рейдового катера. Тогда оформлять танкера можно будет прямо в море на рейде. 

«Однако для этого госорганы должны изменить некоторые процедуры. Это потребует большего количества сотрудников, чем есть сейчас. Эти вопросы мы поставили перед администрацией президента, так как сейчас идет политика по сокращению госслужащих. А нам они, наоборот, позарез нужны», – говорит Абай Турикпенбаев. 

Более 10 лет назад через порт проходило около 12 миллионов тонн нефти. После сокращения объемов отпала необходимость в большом парке танкеров. 

«Естественно, танкеры не могут стоять и ждать. Поэтому сейчас потребуются привлечение и аренда танкеров со стороны. Кроме того, нужно строить новые танкеры. Они должны быть современными. Сейчас Каспий сильно обмелел. И если раньше 12-тысячник брал 11,5 тысячи тонн нефти, то из-за падения уровня моря он сможет взять 9,5-10 тысяч тонн, то есть эффективность снижается», – говорит руководитель морского порта Актау. 

Потребуются и дноуглубительные работы, причем их нужно будет проводить как в порту Актау, так и в портах приема нефти. Иначе суда попросту не смогут зайти в порты. 

«Если идти по стандартной процедуре, то это займет около четырех лет, но никто нам таких сроков не даст. Нужно будет разработать ТЭО, утвердить его предельную стоимость, затем ПСД, но, прежде нужно, пройти экологическую экспертизу. Все это сложно и долго. Поэтому мы обратились в МИИР и попросили постановления правительства именно по порту Актау. Если есть угроза экономической безопасности, а это время, мы считаем, уже наступило, то правительство может принять временное постановление и не ждать его утверждения в парламенте. Если все решится, то сроки дноуглубительных работ можно сократить до двух лет», – уверен Абай Турикпенбаев. 

Чтобы танкеры смогли подойти к причалу, дно Каспия в районе порта Актау будут углублять на полметра либо на метр, а извлечь планируют 500 тысяч или миллион тонн грунта соответственно. 

Напомним, что задачу диверсификации поставок каспийской нефти поставил перед правительством Казахстана президент страны Касым-Жомарт Токаев.

Под его председательством президента недавно состоялось совещание по развитию транспортно-транзитного потенциала страны с участием руководства правительства, руководителей профильных министерств и ведомств, национальных компаний.

«Приоритетным направлением (в плане диверсификации поставок нефти – редакция «КВ») является Транскаспийский маршрут. Поручаю «КазМунайГазу» проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с «Самрук-Казына» следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь», – отметил Президент.

Совещание в Казахстане было проведено на фоне приостановки транзита казахстанской нефти через Россию по трубопроводу Каспийский трубопроводный консорциум.

На этом фоне, компания BTC Co. (оператор по строительству и эксплуатации нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, БТД) получила обращение по поводу транспортировки дополнительных объемов казахстанской нефти по БТД, сообщил вице-президент британской BP (участник проекта БТД) по коммуникациям и внешним связям в Каспийском и Ближневосточном регионах Бахтияр Асланбейли.

Наталья БУТЫРИНА

25 июля, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели