Порт Чабахар России не отдадут – но инвесторов из России ждут в Иране
Каспийский транзит, Повестка дня

Порт Чабахар России не отдадут – но инвесторов из России ждут в Иране

Иран считает невозможным передачу под российский контроль стратегически важного порта Чабахар в Оманском заливе. Слухи о том, что Россия стремится заполучить плацдарм с выходом в Оманский залив и Индийский океан, циркулируют давно. Все это не мешает России уже сейчас использовать порт Чабахар для перевозки товаров, а инвесторов из России ждут в Иране, сообщает портал ИноСМИ со ссылкой на иранское издание Kayhan.

В статье отмечается, что генеральный директор портов и морской навигации провинции Систан и Белуджистан Бехруз Агаи заявил, что передача российской стороне порта Чабахар, обеспечивающего связь побережья с открытым морем, невозможна ввиду его стратегической значимости для Ирана, как и любая информация о передаче порта иностранному государству полностью не соответствует действительности.

Как отметил Бехруз Агаи в своем интервью для ИА «Ирна», подобные слухи уже давно циркулируют в медийном пространстве и откровенно антигосударственных и контрреволюционных СМИ. «Сейчас они говорят о России, а ранее они все утверждали, что данный порт якобы уже передан Индии» — отметил Агаи.

Порт действительно обеспечивает связь с открытым водным пространством Индийского океана и привлекателен для иностранных инвесторов и операторов. Индийское побережье тоже достаточно близко, и, естественно, что им в первую очередь интересуются инвесторы из Индии. Что касается России, то и она тоже испытывает к нему определенный интерес, и это подтверждает недавний, состоявшийся около недели назад визит в Чабахар Сергея Милушкина, руководителя ПАО «Особая экономическая зона «Лотос» в г. Астрахани. Но Милушкин посетил Чабахар лишь с целью более подробного детального знакомства с портовой инфраструктурой, его возможностями для международной торговли и международного транзита, уточнил Агаи.

Как уточнил Агаи, Милушкин в ходе визита отметил важную роль и значение порта Чабахар, который может обеспечить связь и сообщение портов Каспийского моря с портами Индийского океана. В России, по словам чиновника, действительно ощущается интерес к порту, который может обеспечивать перевозку грузов и товаров через Персидский залив в другие страны, особенно на Индийский субконтинент. Известно, что проявлял к этой теме интерес и лично президент России Владимир Путин. «Но о передаче порта России, ни даже о долгосрочной аренде речь никоим образом не идет», — подчеркнул Агаи.

Сергей Милушкин посетил порт Чабахар 15 августа, осмотрел портовые сооружения и всю транспортную инфраструктуру, рассказал Агаи. Он признал важное значение порта для возможной транспортировки товаров с Каспийского побережья, для соединения морских торговых путей Каспия и Индийского океана. Российский гость заявил, что Россия уже использует и будет использовать и в будущем порт Чабахар для перевозки товаров.

Чиновник говорил также о возможных российских инвестициях в строительство специальных портовых терминалов, в частности, в строительство контейнерного терминала и терминала для жидких грузов в иранском порту Шахид Бехешти. Бехруз Агаи, в свою очередь, добавил, что порт Чабахар мог бы играть важную роль в расширении торговых связей России, стран СНГ, Афганистана, с побережьем Оманского залива и со всеми государствами, которые омывает Индийский океан.

Напоследок директор портовой и морской навигации провинций Систан и Белуджистан заключил, что уже созданные мощности и инфраструктура порта Чабахар, как и предусмотренные здесь специальные скидки и льготы для владельцев грузов и инвесторов означают, что не существует никаких ограничений ни для коммерсантов и перевозчиков товаров, ни для инвесторов, к какому государству они бы ни относились.

Напомним, что порт Чабахар является ключевым пунктом транспортного коридора, связывающего Индию и Афганистан через территорию Ирана. Соглашение о транзите товаров через порт Чабахар состоялось 23 октября 2018 года в Тегеране в ходе первого заседания Координационного совета соглашения о создании международного транспортного и транзитного коридора между Ираном, Индией и Афганистаном (Чабахарского договора).

В целом, создание данного транспортного коридора находится на повестке дня трехстороннего межгосударственного сотрудничества около пяти лет. Договор о совместном развитии порта Чабахар был подписан между Ираном и Индией во время визита Нитина Гадкари в Тегеран в мае 2015 года. Известно, что Индия планирует инвестировать средства в строительство двух доков (контейнерный и смешанный) в порту Чабахар, который позволит обрабатывать 9 млн. тонн грузов в год. Планируется, что порт разгрузит основной порт Ирана — Бендер-Аббас, а Индия за счёт иранского порта снизит текущие транспортные расходы примерно на 30 процентов, и это только по текущим грузоперевозкам. Впоследствии стороны подписали еще несколько соглашений по данному вопросу – в мае 2016 года и феврале 2017 года.

В ноябре прошлого года было объявлено, что США вывели порт Чабахар из-под действия нового пакета антииранских санкций, что обусловлено стратегией президента США в Южной Азии, нацеленной на поддержку роста экономики Афганистана и развитие его партнёрства с Индией. Поэтому, несмотря на имеющиеся планы по максимальному давлению на Иран, США планируют поддерживать развитие иранского порта Чабахар и строительство связанной с ним железной дороги, по которой могут доставляться в Афганистан несанкционные товары и иранские нефтепродукты.

Важно, что участники Чабахарского коридора неоднократно заявляли о своих планах по использованию порта в грузоперевозках по МТК «Север-Юг». В перспективе порт Чабахар может быть соединён с транспортной системой Каспия посредством строящейся железной дороги Чабахар – Захедан и восточной железнодорожной ветки коридора «Север-Юг» — «Казахстан – Туркменистан – Иран», которая уже достаточно активно функционирует.

© AP Photo, Ramon Espinosa

Август 29, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели