Порт Чабахар России не отдадут – но инвесторов из России ждут в Иране
Каспийский транзит, Повестка дня

Порт Чабахар России не отдадут – но инвесторов из России ждут в Иране

Иран считает невозможным передачу под российский контроль стратегически важного порта Чабахар в Оманском заливе. Слухи о том, что Россия стремится заполучить плацдарм с выходом в Оманский залив и Индийский океан, циркулируют давно. Все это не мешает России уже сейчас использовать порт Чабахар для перевозки товаров, а инвесторов из России ждут в Иране, сообщает портал ИноСМИ со ссылкой на иранское издание Kayhan.

В статье отмечается, что генеральный директор портов и морской навигации провинции Систан и Белуджистан Бехруз Агаи заявил, что передача российской стороне порта Чабахар, обеспечивающего связь побережья с открытым морем, невозможна ввиду его стратегической значимости для Ирана, как и любая информация о передаче порта иностранному государству полностью не соответствует действительности.

Как отметил Бехруз Агаи в своем интервью для ИА «Ирна», подобные слухи уже давно циркулируют в медийном пространстве и откровенно антигосударственных и контрреволюционных СМИ. «Сейчас они говорят о России, а ранее они все утверждали, что данный порт якобы уже передан Индии» — отметил Агаи.

Порт действительно обеспечивает связь с открытым водным пространством Индийского океана и привлекателен для иностранных инвесторов и операторов. Индийское побережье тоже достаточно близко, и, естественно, что им в первую очередь интересуются инвесторы из Индии. Что касается России, то и она тоже испытывает к нему определенный интерес, и это подтверждает недавний, состоявшийся около недели назад визит в Чабахар Сергея Милушкина, руководителя ПАО «Особая экономическая зона «Лотос» в г. Астрахани. Но Милушкин посетил Чабахар лишь с целью более подробного детального знакомства с портовой инфраструктурой, его возможностями для международной торговли и международного транзита, уточнил Агаи.

Как уточнил Агаи, Милушкин в ходе визита отметил важную роль и значение порта Чабахар, который может обеспечить связь и сообщение портов Каспийского моря с портами Индийского океана. В России, по словам чиновника, действительно ощущается интерес к порту, который может обеспечивать перевозку грузов и товаров через Персидский залив в другие страны, особенно на Индийский субконтинент. Известно, что проявлял к этой теме интерес и лично президент России Владимир Путин. «Но о передаче порта России, ни даже о долгосрочной аренде речь никоим образом не идет», — подчеркнул Агаи.

Сергей Милушкин посетил порт Чабахар 15 августа, осмотрел портовые сооружения и всю транспортную инфраструктуру, рассказал Агаи. Он признал важное значение порта для возможной транспортировки товаров с Каспийского побережья, для соединения морских торговых путей Каспия и Индийского океана. Российский гость заявил, что Россия уже использует и будет использовать и в будущем порт Чабахар для перевозки товаров.

Чиновник говорил также о возможных российских инвестициях в строительство специальных портовых терминалов, в частности, в строительство контейнерного терминала и терминала для жидких грузов в иранском порту Шахид Бехешти. Бехруз Агаи, в свою очередь, добавил, что порт Чабахар мог бы играть важную роль в расширении торговых связей России, стран СНГ, Афганистана, с побережьем Оманского залива и со всеми государствами, которые омывает Индийский океан.

Напоследок директор портовой и морской навигации провинций Систан и Белуджистан заключил, что уже созданные мощности и инфраструктура порта Чабахар, как и предусмотренные здесь специальные скидки и льготы для владельцев грузов и инвесторов означают, что не существует никаких ограничений ни для коммерсантов и перевозчиков товаров, ни для инвесторов, к какому государству они бы ни относились.

Напомним, что порт Чабахар является ключевым пунктом транспортного коридора, связывающего Индию и Афганистан через территорию Ирана. Соглашение о транзите товаров через порт Чабахар состоялось 23 октября 2018 года в Тегеране в ходе первого заседания Координационного совета соглашения о создании международного транспортного и транзитного коридора между Ираном, Индией и Афганистаном (Чабахарского договора).

В целом, создание данного транспортного коридора находится на повестке дня трехстороннего межгосударственного сотрудничества около пяти лет. Договор о совместном развитии порта Чабахар был подписан между Ираном и Индией во время визита Нитина Гадкари в Тегеран в мае 2015 года. Известно, что Индия планирует инвестировать средства в строительство двух доков (контейнерный и смешанный) в порту Чабахар, который позволит обрабатывать 9 млн. тонн грузов в год. Планируется, что порт разгрузит основной порт Ирана — Бендер-Аббас, а Индия за счёт иранского порта снизит текущие транспортные расходы примерно на 30 процентов, и это только по текущим грузоперевозкам. Впоследствии стороны подписали еще несколько соглашений по данному вопросу – в мае 2016 года и феврале 2017 года.

В ноябре прошлого года было объявлено, что США вывели порт Чабахар из-под действия нового пакета антииранских санкций, что обусловлено стратегией президента США в Южной Азии, нацеленной на поддержку роста экономики Афганистана и развитие его партнёрства с Индией. Поэтому, несмотря на имеющиеся планы по максимальному давлению на Иран, США планируют поддерживать развитие иранского порта Чабахар и строительство связанной с ним железной дороги, по которой могут доставляться в Афганистан несанкционные товары и иранские нефтепродукты.

Важно, что участники Чабахарского коридора неоднократно заявляли о своих планах по использованию порта в грузоперевозках по МТК «Север-Юг». В перспективе порт Чабахар может быть соединён с транспортной системой Каспия посредством строящейся железной дороги Чабахар – Захедан и восточной железнодорожной ветки коридора «Север-Юг» — «Казахстан – Туркменистан – Иран», которая уже достаточно активно функционирует.

© AP Photo, Ramon Espinosa

29 августа, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели