Правительство России распорядилось подготовить обоснование строительства порта Лагань
Каспийский транзит, Колонка редактора

Правительство России распорядилось подготовить обоснование строительства порта Лагань

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 992-р утверждена Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020 — 2024 годы.

Одним из важных мероприятий, предусмотренных документом является подготовка финансово-экономического обоснования целесообразности создания объектов инфраструктуры морского порта в г. Лагань.

Справка: в июне 2019 года на встрече с президентом России Владимиром Путиным занимавший на тот момент должность главы Минэкономразвития Максим Орешкин сообщил, что выбраны десять регионов с невысокими экономическими показателями, по каждому из которых в правительстве назначен куратор. В список отстающих регионов вошли Республика Алтай, Карелия, Тува, Курганская область, Адыгея, Марий Эл, Алтайский край, Чувашия, Псковская область и Калмыкия. В конце февраля председатель правительства РФ Михаил Мишустин принял решение направить в два этапа 100 млрд рублей на финансирование программ развития этих десяти регионов, первый транш составит 50 млрд рублей.

Согласно распоряжению Правительству Республики Калмыкия необходимо представить итоговые документы в Росморречфлот уже в 2020 году.

Правительство ожидает, что прямым влиянием возможного строительства порта в Лагани станет увеличение внебюджетных инвестиций на 41,3 млрд, рублей в республике, косвенным — повышение инвестиционной привлекательности территории, уровня трудовой мобильности населения и транспортной доступности.

Следует отметить, что в утверждённой правительством программе низкая транспортная доступность Республики Калмыкия названа среди ключевых проблемы социально-экономического развития прикаспийского субъекта Российской Федерации

В этой связи главным приоритетом в преодолении транспортной недоступности Республики Калмыкия названо строительство железнодорожной линии Улан Хол — Адык — Яшкуль — Элиста — Зимовники, которая будет способствовать организации нового международного транспортного коридора с учетом планируемого строительства порта в г. Лагань.

«Через южную часть Республики Калмыкия проходит географически выгодный путь транспортировки грузов из стран, расположенных в акватории Каспийского моря, что может позволить ей выступать естественным мостом между Европой и Азией», — отмечается в документе.

Также в документе указано, что строительство морского порта Лагань в настоящих условиях имеет для России геополитическое значение, поскольку создается с целью интеграции транспортного комплекса одного из субъектов Российской Федерации — Республики Калмыкия — в мировую транспортную систему путем участия в формировании международных транспортных коридоров.

Напомним, что с 2017 года власти Республики Калмыкия возобновили работу по продвижению проекта строительства нового морского порта в прикаспийском городе Лагань.

О реанимации давнего проекта строительства порта в Лагани стало известно летом 2018 года, когда в «Российской газете-Экономика Юга России» №7628 (165) была опубликована информация о планах по строительству нового объекта в Республике Калмыкия.

8 февраля 2019 года власти Калмыкии сообщили о планах увязать проект нового порта в Лагани с ещё одним амбициозным проектом — строительством на территории России судоходного канала «Евразия».

В пресс-релизе по результатам февральского мероприятия отмечалось, что современный незамерзающий «Порт Лагань», расположенный в акватории Каспийского моря на территории Республики Калмыкия, и эффективная логистическая инфраструктура должны стать основой для организации нового международного транспортного коридора. А предлагаемый к реализации канал «Евразия», проложенный как альтернатива Суэцкому каналу, будет стратегически значимым проектом для развития торгово-экономических отношений России с такими странами как Казахстан, Индия, Иран, Пакистан, Китай, Вьетнам и др.

3 апреля прошлого года по результатам проведенного в Москве с генеральным директором АО «Порт Лагань» Виталием Дагиновым пресс-ланча стали известны ряд дополнительных подробностей, касающихся финансирования проекта.

Виталий Дагинов, в частности, сообщил, что расчетная стоимость проекта строительства порта и канала, включая все объекты федеральной собственности, составит порядка 100 млрд рублей. Строительство планируется осуществлять за счет привлечения внебюджетных средств. Проектом якобы уже заинтересованы частные инвесторы из разных стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.

«В проект готов войти частный инвестор из Ирана, у нас есть потенциальный арабский инвестор и одна из китайских компаний готова выступить в качестве инвестора. Кроме того, у российских партнеров есть свободные инвестиционные средства, так что в реализации проекта могут принять участие инвесторы из четырех различных стран. Но генеральным управлением проекта займётся российский партнер, часть акций планируется выставить на продажу, чтобы в проекте смогли принять участие жители и предприниматели региона», — отметил тогда генеральный директор АО «Порт Лагань».

Таким образом включение вопроса о финансово-экономическом обосновании строительство лаганского порта в программу развития Калмыкии – это очередной шаг на пути к реализации крайне важного проекта для властей региона.

Однако, как следует из утверждённого документа, власти решили не сопрягать вопросы строительство порта и канала Евразия. Вместо этого планируется реализовать строительство железнодорожной линии Улан Хол — Адык — Яшкуль — Элиста — Зимовники, которое позволит соединить  железнодорожную станцию Улан Холл, расположенной на удалении 42 км от порта Лагань и станцию «Зимовники», расположенную на достаточно развитой двухпутной электрифицированной железнодорожной линии Волгоград-1 — Сальск. Станция входит в структуру Ростовского региона Северо-Кавказской железной дороги ОАО Российские железные дороги и следовательно имеет выход на Азовское море, конечный пункт канала всё того же канала «Евразия».

Перспективная железнодорожная линия Улан Хол — Адык — Яшкуль — Элиста — Зимовники

Таким образом, в случае реализации проекта строительства порта Лагань он получит выход сразу на два перспективных направления транспортировки грузов – на международный транспортный коридор «Север-Юг», ориентированный на страны Северной Европы, а также в Черноморский бассейн, откуда грузы морем могут доставляться как в европейские, так и другие страны. Естественно, это существенно повышает конкурентоспособность лаганского порта.

Однако, безусловно, до реального строительства порта предстоит весьма долгий путь. В утверждённой программе ничего не сказано о железнодорожной линии  между Лаганью и Улан-Холлом, которая могла бы упростить логистику маршрута.

Но главное для властей Республики Калмыкия в нынешних условиях в срок выполнить поручения правительства, что позволит приступить к конкретным действиям по реализации амбициозных планов элистинского руководства, имеющих принципиально важное значение для социально-экономического развития прикаспийского субъекта Российской Федерации.

Подробнее о ситуации вокруг строительства порта Лагань в публикациях портала «Каспийский вестник»:

Автор: Влад Кондратьев

24 апреля, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели