Правительство России распорядилось подготовить обоснование строительства порта Лагань
Каспийский транзит, Колонка редактора

Правительство России распорядилось подготовить обоснование строительства порта Лагань

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 992-р утверждена Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2020 — 2024 годы.

Одним из важных мероприятий, предусмотренных документом является подготовка финансово-экономического обоснования целесообразности создания объектов инфраструктуры морского порта в г. Лагань.

Справка: в июне 2019 года на встрече с президентом России Владимиром Путиным занимавший на тот момент должность главы Минэкономразвития Максим Орешкин сообщил, что выбраны десять регионов с невысокими экономическими показателями, по каждому из которых в правительстве назначен куратор. В список отстающих регионов вошли Республика Алтай, Карелия, Тува, Курганская область, Адыгея, Марий Эл, Алтайский край, Чувашия, Псковская область и Калмыкия. В конце февраля председатель правительства РФ Михаил Мишустин принял решение направить в два этапа 100 млрд рублей на финансирование программ развития этих десяти регионов, первый транш составит 50 млрд рублей.

Согласно распоряжению Правительству Республики Калмыкия необходимо представить итоговые документы в Росморречфлот уже в 2020 году.

Правительство ожидает, что прямым влиянием возможного строительства порта в Лагани станет увеличение внебюджетных инвестиций на 41,3 млрд, рублей в республике, косвенным — повышение инвестиционной привлекательности территории, уровня трудовой мобильности населения и транспортной доступности.

Следует отметить, что в утверждённой правительством программе низкая транспортная доступность Республики Калмыкия названа среди ключевых проблемы социально-экономического развития прикаспийского субъекта Российской Федерации

В этой связи главным приоритетом в преодолении транспортной недоступности Республики Калмыкия названо строительство железнодорожной линии Улан Хол — Адык — Яшкуль — Элиста — Зимовники, которая будет способствовать организации нового международного транспортного коридора с учетом планируемого строительства порта в г. Лагань.

«Через южную часть Республики Калмыкия проходит географически выгодный путь транспортировки грузов из стран, расположенных в акватории Каспийского моря, что может позволить ей выступать естественным мостом между Европой и Азией», — отмечается в документе.

Также в документе указано, что строительство морского порта Лагань в настоящих условиях имеет для России геополитическое значение, поскольку создается с целью интеграции транспортного комплекса одного из субъектов Российской Федерации — Республики Калмыкия — в мировую транспортную систему путем участия в формировании международных транспортных коридоров.

Напомним, что с 2017 года власти Республики Калмыкия возобновили работу по продвижению проекта строительства нового морского порта в прикаспийском городе Лагань.

О реанимации давнего проекта строительства порта в Лагани стало известно летом 2018 года, когда в «Российской газете-Экономика Юга России» №7628 (165) была опубликована информация о планах по строительству нового объекта в Республике Калмыкия.

8 февраля 2019 года власти Калмыкии сообщили о планах увязать проект нового порта в Лагани с ещё одним амбициозным проектом — строительством на территории России судоходного канала «Евразия».

В пресс-релизе по результатам февральского мероприятия отмечалось, что современный незамерзающий «Порт Лагань», расположенный в акватории Каспийского моря на территории Республики Калмыкия, и эффективная логистическая инфраструктура должны стать основой для организации нового международного транспортного коридора. А предлагаемый к реализации канал «Евразия», проложенный как альтернатива Суэцкому каналу, будет стратегически значимым проектом для развития торгово-экономических отношений России с такими странами как Казахстан, Индия, Иран, Пакистан, Китай, Вьетнам и др.

3 апреля прошлого года по результатам проведенного в Москве с генеральным директором АО «Порт Лагань» Виталием Дагиновым пресс-ланча стали известны ряд дополнительных подробностей, касающихся финансирования проекта.

Виталий Дагинов, в частности, сообщил, что расчетная стоимость проекта строительства порта и канала, включая все объекты федеральной собственности, составит порядка 100 млрд рублей. Строительство планируется осуществлять за счет привлечения внебюджетных средств. Проектом якобы уже заинтересованы частные инвесторы из разных стран Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.

«В проект готов войти частный инвестор из Ирана, у нас есть потенциальный арабский инвестор и одна из китайских компаний готова выступить в качестве инвестора. Кроме того, у российских партнеров есть свободные инвестиционные средства, так что в реализации проекта могут принять участие инвесторы из четырех различных стран. Но генеральным управлением проекта займётся российский партнер, часть акций планируется выставить на продажу, чтобы в проекте смогли принять участие жители и предприниматели региона», — отметил тогда генеральный директор АО «Порт Лагань».

Таким образом включение вопроса о финансово-экономическом обосновании строительство лаганского порта в программу развития Калмыкии – это очередной шаг на пути к реализации крайне важного проекта для властей региона.

Однако, как следует из утверждённого документа, власти решили не сопрягать вопросы строительство порта и канала Евразия. Вместо этого планируется реализовать строительство железнодорожной линии Улан Хол — Адык — Яшкуль — Элиста — Зимовники, которое позволит соединить  железнодорожную станцию Улан Холл, расположенной на удалении 42 км от порта Лагань и станцию «Зимовники», расположенную на достаточно развитой двухпутной электрифицированной железнодорожной линии Волгоград-1 — Сальск. Станция входит в структуру Ростовского региона Северо-Кавказской железной дороги ОАО Российские железные дороги и следовательно имеет выход на Азовское море, конечный пункт канала всё того же канала «Евразия».

Перспективная железнодорожная линия Улан Хол — Адык — Яшкуль — Элиста — Зимовники

Таким образом, в случае реализации проекта строительства порта Лагань он получит выход сразу на два перспективных направления транспортировки грузов – на международный транспортный коридор «Север-Юг», ориентированный на страны Северной Европы, а также в Черноморский бассейн, откуда грузы морем могут доставляться как в европейские, так и другие страны. Естественно, это существенно повышает конкурентоспособность лаганского порта.

Однако, безусловно, до реального строительства порта предстоит весьма долгий путь. В утверждённой программе ничего не сказано о железнодорожной линии  между Лаганью и Улан-Холлом, которая могла бы упростить логистику маршрута.

Но главное для властей Республики Калмыкия в нынешних условиях в срок выполнить поручения правительства, что позволит приступить к конкретным действиям по реализации амбициозных планов элистинского руководства, имеющих принципиально важное значение для социально-экономического развития прикаспийского субъекта Российской Федерации.

Подробнее о ситуации вокруг строительства порта Лагань в публикациях портала «Каспийский вестник»:

Автор: Влад Кондратьев

24 апреля, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели