В начале декабря в Баку состоялась встреча посла Исламской Республике Иран в Азербайджанской Республике Сейеда Аббаса Мусави с заместителем премьер-министра Азербайджана Шахином Мустафаевым, в рамках которой стороны обсудили реализацию ряда совместных проектов.
Портал Васти Пресс со ссылкой на Twitter иранского посла сообщает, что встреча в Баку не случайно прошла на следующий день после переговоров президентов двух соседних стран в Ашхабаде.
«На следующий день после плодотворной встречи уважаемых президентов ИРИ и АР (в Ашхабаде), я встретился с заместителем премьер-министра Шахином Мустафаевым, чтобы обсудить достигнутые договоренности, в том числе их реализацию», — написал Сейед Аббас Мусави.
Он также отметил, что соседние государства в настоящее время работают, по меньшей мере, над 15 важными совместными проектами, среди которых есть также проекты, готовые к эксплуатации и на стадии реализации, которые были изучены в ходе встречи.
Одним из подобных проектов является запуск через территорию Азербайджана транзитного маршрута, соединяющего Персидский залив с Черным морем. Об этом сообщил официальный представитель Организации по обслуживанию и транспортировке дорог Ирана (RMTO) Джавад Хедаяти по итогам недавно проведенных переговоров с Азербайджаном и Грузией.
«После поездки для проведения двух встреч [по автомобильным перевозкам] с Азербайджаном и Грузией мы предложили двум странам инициативу по запуску нового транзитного коридора для региональной конвергенции», — сказал Джавад Хедаяти в интервью ISNA. По его словам идея маршрута родилась ещё восемь лет назад, но участие в соглашении многих стран до последнего времени не позволяло согласовать все вопросы и запустить маршрут.
Иранский чиновник заявил, что наличие в Грузии двух портов на Черном море, а также проведенные Баку и Тбилиси работы по развитию автотранспортной инфраструктуры обуславливают благоприятные перспективы для запуска маршрута, который может соединить Персидский залив с Черным морем. В соответствии с соглашением, во-первых, в течение следующих четырех месяцев из Ирана будут отправлены некоторые пилотные грузы для доставки иранских товаров в Азербайджан через пункт пропуска в Астаре, а далее в Болгарию или другие страны Восточной Европы через грузинские порты на Черном море.
«Мы пытаемся осуществить пилотный этап этого проекта до конца [текущего иранского календарного] года (20 марта 2022 года), чтобы можно было выявить препятствия и проблемы, и, наконец, на заключительной трехсторонней встрече между тремя странами будет создан механизм для сокращения затрат на доставку и времени», — пояснил чиновник.
Отметим, что мультимодальный коридор «Персидский залив – Чёрное море» начинается от Персидского залива и южного Ирана, далее идет на север через всю страну, а затем в Армению и/или Азербайджан, откуда он достигает грузинских портов Поти и Батуми на Черном море.
Оттуда суда с колесным транспортом, везущим груз, пересекают Черное море, направляясь в болгарские порты (Бургас и Варна), после чего груз снова отправляется по дороге в Грецию и далее в ЕС. Запуск коридора обсуждался в ходе пяти раундов экспертных переговоров – в Тегеране (2016 г.), Софии (2017 г.), Тбилиси (2018 г.) и снова в Тегеране (2019 г.), пятая встреча экспертов по этому коридору была организована МИД Республики Армения в Ереване 19 апреля 2021 года.
С учётом заявления Джавада Хедаяти, следует констатировать, что Иран склоняется к использованию именно азербайджанского плеча коридора «Персидский залив – Чёрное море» взамен армянского. По крайней мере, на нынешнем этапе. Однако в перспективе, по мере развития автомобильных дорог между Арменией и Ираном в Тегеране, вероятно, расширят направления коридора.
Об итогах ирано-грузинских переговоров по коридору «Персидский залив – Чёрное море» в следующей публикации:
В.Антонов
Добавить комментарий