Проект Российских железных дорог «Агроэкспресс» запущен в Азербайджане
Каспийский транзит

Проект Российских железных дорог «Агроэкспресс» запущен в Азербайджане

В феврале на станции Леджет состоялась торжественная церемония отправки первого грузового состава в рамках запуска проекта «Агроэкспресс» в Азербайджане.

Сообщается, что проект «Агроэкспресс» в Азербайджане реализуется компаниями ООО «Alliance Logistics» и АО «РЖД Логистика» при поддержке Азербайджано-Российского делового совета, АО «Российский Экспортный Центр» (РЭЦ), АО «Росэксимбанк», ЗАО «Азербайджанские Железные Дороги», ОАО «РЖД».

«Агроэкспресс» – специализированный сервис АО «РЖД Логистика» и АО «Российский экспортный центр» по доставке грузов с помощью ускоренных поездов, который позволяет сократить сроки доставки и снизить транспортные расходы благодаря эффективно выстроенной экспортно-импортной логистике.

Первым грузом, отравленным из Азербайджана в Россию посредством «Агроэкспресс», стала плодоовощная продукция, а именно азербайджанская свежая хурма, которая пользуется большим спросом на российском рынке.

«Это успешный старт в реализации проекта «Агроэкспресс», и мы видим огромный потенциал в его развитии. Учитывая множество преимуществ, это будет не просто альтернативный, но один из самых конкурентных маршрутов. Безусловно, мы продолжим работу над отладкой и совершенствованием процессов, и планируем осуществление регулярных перевозок уже в ближайшее время. А также идет активная работа над подключением к маршруту «Агроэкспресс» станции Астара для перевозки грузов в Россию в рамках развития МТК «Север-Юг». В целом же, «Агроэкспресс» будет способствовать не только развитию сферы логистики и торговли, но и сельскохозяйственных предприятий наших стран», — отметил руководитель ООО «Alliance Logistics» Натиг Гейдаров.

«Сервис «Агроэкспресс» является своеобразной синергетической моделью, в рамках которой мы оптимизируем работу многих участников для получения максимально эффективного инструмента для бизнеса. В первую очередь речь идет о предприятиях АПК, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Сегодня потенциал грузооборота по МТК «Север-Юг», по оценкам экспертов, находится на очень высоком уровне, а с учетом продолжающейся контейнеризации и положительной динамики грузооборота на всей железнодорожной сети, он будет только расти. Железнодорожные перевозки агропродукции в сравнении с другими видами транспорта — это выгодно, быстро и удобно», — отметил генеральный директор АО «РЖД Логистика» Дмитрий Мурев.

«Конкурентоспособность экспортных товаров во многом обеспечивают эффективные схемы их транспортировки и распределения. Проект «Агроэкспресс» достигает именно эту цель и способствует продвижению российской сельхозпродукции на внешних рынках. Более того, «Агроэкспресс» позволит нарастить объемы экспортных поставок за счет предоставления качественного логистического сервиса с использованием современных технологий и оптимизированных процедур контроля. Мы видим, что «Агроэкспресс» в Азербайджане уже выполняет свою задачу и пользуется спросом у экспортеров. Развитие таких комплексных логистических сервисов на маршрутах МТК «Север-Юг» в ближайшей перспективе позволит российским производителям расширить сотрудничество со странами Каспийского бассейна, Персидского залива и Южной Азии», — отметил Председатель Правления АО «Росэксимбанк» Азер Талыбов.

Напомним, что изначально проект «Агроэкспресс» позиционировался, как специализированный сервис АО «РЖД Логистика» и АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) по доставке отечественных продуктов питания в Китай с помощью ускоренных контейнерных поездов, который позволяет сократить сроки доставки российских продовольственных грузов, а также снизить транспортные расходы отечественных экспортеров благодаря выстроенной экспортно-импортной логистике и возможности получить субсидирование РЭЦ.

Сервис предусматривает отправку стандартных поездов со станций Ворсино и Селятино до китайских городов Сучжоу и Чунцин с возможностью прицепки отдельных контейнеров в точках консолидации.

В качестве преимущества сервиса для клиентов называлось надежность оператора; сохранность груза; фиксированное расписание, еженедельные отправки; ускоренная железнодорожная доставка в контейнерных поездах; возможность отправки от одного 40-футового контейнера; диспетчерский контроль на каждом этапе перевозки; регулярный мониторинг дислокации грузов; возможность получить субсидирование РЭЦ.

Также отметим, что в условиях введения в отношении Российской Федерации обширных экономических санкций странами Запада из-за ситуации на Украине, включающих в том числе запрет на перевозку российских грузов, проект «Агроэкспересс» может получить существенный импульс для своего развития. Представители российского бизнес-сообщества рассчитывают, что РЖД существенно расширит перечень направлений доставки грузов и товаров в/из России посредством «Агроэкспересс».

Однако есть определенные сложности в рамках работы по расширению проекта. В феврале проект Евразийского агроэкспресса презентовали для казахстанского агробизнеса. Как рассказала тогда гендиректор «Евразийской агрологистики» Алевтина Кириллова, слова которой приводит портал Зерно-онлайн, за два года реализации агроэкспресса из России в Китай было отправлено 996 тыс. тонн агропромышленной продукции: мясной, кондитерской, масложировой и зернобобовой. В настоящее время в Китай еженедельно отправляется один-два поезда. Помимо Китая начались отправки агропродукции в Узбекистан. Обсуждается присоединение к проекту Туркменистана и Таджикистана.

Несмотря на успешность проекта, представители отраслевых объединений Казахстана не спешат повышать его статус в Казахстане. Выступившие в феврале на презентации в Казахстане представители страны единодушно заявили, что Агроэкспресс преждевременно выводить на межправительственный уровень. В частности, как отметил Константин Невзоров, президент Масложирового союза Казахстана, в случае предоставления равных условий при экспорте казахстанской и российской продукции, для казахстанских предпринимателей возникают высокие риски.

«Себестоимость переработанной продукции в РФ значительно ниже ввиду природно-климатических условий, оснащенности. Наши перерабатывающие предприятия еще не настолько технически оснащены, чтобы напрямую конкурировать с продукцией Российской Федерации. Проект преждевременный, мы к нему пока не готовы. Казахстан рискует потерять свои позиции на вешних рынках. Все мы знаем, что у нас есть проблемы в логистике, мы боимся, что наши железнодорожные пути будут заняты большим потоком грузов. У нас и так сейчас есть задержки по перемещению наших грузов, ситуация может еще больше усугубиться», — пояснил позицию Константин Невзоров.

В свою очередь Шокан Бадыхан, исполнительный директор Зернового союза Казахстана отметил, что Агроэкспресс, помимо Китая, затрагивает традиционные рынки казахстанского экспорта – страны Средней Азии.

«Узбекистан является нашим основным потребителем зерновой и масличной продукции. Вы сами знаете, что себестоимость продукции Казахстана в последнее время бьет рекорды. И при поступлении более дешевой продукции из РФ мы рискуем значительно потерять наши позиции», — заявил он.

Позицию предпринимателей поддерживают Министерство торговли и интеграции и НПП «Атамекен».

Несмотря на категоричную позицию Казахстана, директор департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии Игорь Назарук предложил еще раз обдумать этот вопрос. Учитывая открытые в рамках ЕАЭС границы, он призвал Казахстан к сотрудничеству, а не к конкуренции.

«Нацеленность нашей Комиссии, всей нашей работы — на то, чтобы объединяться и усиливать наш общий потенциал не только внутри Союза, но и на внешних рынках. Одним из перспективных и очень востребованных рынков является Китай, возможности там колоссальные. Россия, Беларусь и другие страны туда заходят и конкурируют с Австралией и Новой Зеландией — по зерновым, или Бразилией и Аргентиной – по мясной продукции. Всем на этом рынке находится место. Если вдруг Казахстан не поучаствует в этом проекте, это не означает, что Россия, Беларусь и другие партнеры перестанут организовывать свои поставки на рынок Китая. Разработанный Комиссией проект распоряжения поддержан четырьмя странами из пяти: Казахстан его пока не поддерживает. Значит, есть пища для дальнейшего обсуждения этого вопроса. Будем стараться сближать наши позиции», — резюмировал он.

Влад Кондратьев

11 марта, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели