Проект Российских железных дорог «Агроэкспресс» запущен в Азербайджане
Каспийский транзит

Проект Российских железных дорог «Агроэкспресс» запущен в Азербайджане

В феврале на станции Леджет состоялась торжественная церемония отправки первого грузового состава в рамках запуска проекта «Агроэкспресс» в Азербайджане.

Сообщается, что проект «Агроэкспресс» в Азербайджане реализуется компаниями ООО «Alliance Logistics» и АО «РЖД Логистика» при поддержке Азербайджано-Российского делового совета, АО «Российский Экспортный Центр» (РЭЦ), АО «Росэксимбанк», ЗАО «Азербайджанские Железные Дороги», ОАО «РЖД».

«Агроэкспресс» – специализированный сервис АО «РЖД Логистика» и АО «Российский экспортный центр» по доставке грузов с помощью ускоренных поездов, который позволяет сократить сроки доставки и снизить транспортные расходы благодаря эффективно выстроенной экспортно-импортной логистике.

Первым грузом, отравленным из Азербайджана в Россию посредством «Агроэкспресс», стала плодоовощная продукция, а именно азербайджанская свежая хурма, которая пользуется большим спросом на российском рынке.

«Это успешный старт в реализации проекта «Агроэкспресс», и мы видим огромный потенциал в его развитии. Учитывая множество преимуществ, это будет не просто альтернативный, но один из самых конкурентных маршрутов. Безусловно, мы продолжим работу над отладкой и совершенствованием процессов, и планируем осуществление регулярных перевозок уже в ближайшее время. А также идет активная работа над подключением к маршруту «Агроэкспресс» станции Астара для перевозки грузов в Россию в рамках развития МТК «Север-Юг». В целом же, «Агроэкспресс» будет способствовать не только развитию сферы логистики и торговли, но и сельскохозяйственных предприятий наших стран», — отметил руководитель ООО «Alliance Logistics» Натиг Гейдаров.

«Сервис «Агроэкспресс» является своеобразной синергетической моделью, в рамках которой мы оптимизируем работу многих участников для получения максимально эффективного инструмента для бизнеса. В первую очередь речь идет о предприятиях АПК, которые относятся к малому и среднему бизнесу. Сегодня потенциал грузооборота по МТК «Север-Юг», по оценкам экспертов, находится на очень высоком уровне, а с учетом продолжающейся контейнеризации и положительной динамики грузооборота на всей железнодорожной сети, он будет только расти. Железнодорожные перевозки агропродукции в сравнении с другими видами транспорта — это выгодно, быстро и удобно», — отметил генеральный директор АО «РЖД Логистика» Дмитрий Мурев.

«Конкурентоспособность экспортных товаров во многом обеспечивают эффективные схемы их транспортировки и распределения. Проект «Агроэкспресс» достигает именно эту цель и способствует продвижению российской сельхозпродукции на внешних рынках. Более того, «Агроэкспресс» позволит нарастить объемы экспортных поставок за счет предоставления качественного логистического сервиса с использованием современных технологий и оптимизированных процедур контроля. Мы видим, что «Агроэкспресс» в Азербайджане уже выполняет свою задачу и пользуется спросом у экспортеров. Развитие таких комплексных логистических сервисов на маршрутах МТК «Север-Юг» в ближайшей перспективе позволит российским производителям расширить сотрудничество со странами Каспийского бассейна, Персидского залива и Южной Азии», — отметил Председатель Правления АО «Росэксимбанк» Азер Талыбов.

Напомним, что изначально проект «Агроэкспресс» позиционировался, как специализированный сервис АО «РЖД Логистика» и АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) по доставке отечественных продуктов питания в Китай с помощью ускоренных контейнерных поездов, который позволяет сократить сроки доставки российских продовольственных грузов, а также снизить транспортные расходы отечественных экспортеров благодаря выстроенной экспортно-импортной логистике и возможности получить субсидирование РЭЦ.

Сервис предусматривает отправку стандартных поездов со станций Ворсино и Селятино до китайских городов Сучжоу и Чунцин с возможностью прицепки отдельных контейнеров в точках консолидации.

В качестве преимущества сервиса для клиентов называлось надежность оператора; сохранность груза; фиксированное расписание, еженедельные отправки; ускоренная железнодорожная доставка в контейнерных поездах; возможность отправки от одного 40-футового контейнера; диспетчерский контроль на каждом этапе перевозки; регулярный мониторинг дислокации грузов; возможность получить субсидирование РЭЦ.

Также отметим, что в условиях введения в отношении Российской Федерации обширных экономических санкций странами Запада из-за ситуации на Украине, включающих в том числе запрет на перевозку российских грузов, проект «Агроэкспересс» может получить существенный импульс для своего развития. Представители российского бизнес-сообщества рассчитывают, что РЖД существенно расширит перечень направлений доставки грузов и товаров в/из России посредством «Агроэкспересс».

Однако есть определенные сложности в рамках работы по расширению проекта. В феврале проект Евразийского агроэкспресса презентовали для казахстанского агробизнеса. Как рассказала тогда гендиректор «Евразийской агрологистики» Алевтина Кириллова, слова которой приводит портал Зерно-онлайн, за два года реализации агроэкспресса из России в Китай было отправлено 996 тыс. тонн агропромышленной продукции: мясной, кондитерской, масложировой и зернобобовой. В настоящее время в Китай еженедельно отправляется один-два поезда. Помимо Китая начались отправки агропродукции в Узбекистан. Обсуждается присоединение к проекту Туркменистана и Таджикистана.

Несмотря на успешность проекта, представители отраслевых объединений Казахстана не спешат повышать его статус в Казахстане. Выступившие в феврале на презентации в Казахстане представители страны единодушно заявили, что Агроэкспресс преждевременно выводить на межправительственный уровень. В частности, как отметил Константин Невзоров, президент Масложирового союза Казахстана, в случае предоставления равных условий при экспорте казахстанской и российской продукции, для казахстанских предпринимателей возникают высокие риски.

«Себестоимость переработанной продукции в РФ значительно ниже ввиду природно-климатических условий, оснащенности. Наши перерабатывающие предприятия еще не настолько технически оснащены, чтобы напрямую конкурировать с продукцией Российской Федерации. Проект преждевременный, мы к нему пока не готовы. Казахстан рискует потерять свои позиции на вешних рынках. Все мы знаем, что у нас есть проблемы в логистике, мы боимся, что наши железнодорожные пути будут заняты большим потоком грузов. У нас и так сейчас есть задержки по перемещению наших грузов, ситуация может еще больше усугубиться», — пояснил позицию Константин Невзоров.

В свою очередь Шокан Бадыхан, исполнительный директор Зернового союза Казахстана отметил, что Агроэкспресс, помимо Китая, затрагивает традиционные рынки казахстанского экспорта – страны Средней Азии.

«Узбекистан является нашим основным потребителем зерновой и масличной продукции. Вы сами знаете, что себестоимость продукции Казахстана в последнее время бьет рекорды. И при поступлении более дешевой продукции из РФ мы рискуем значительно потерять наши позиции», — заявил он.

Позицию предпринимателей поддерживают Министерство торговли и интеграции и НПП «Атамекен».

Несмотря на категоричную позицию Казахстана, директор департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии Игорь Назарук предложил еще раз обдумать этот вопрос. Учитывая открытые в рамках ЕАЭС границы, он призвал Казахстан к сотрудничеству, а не к конкуренции.

«Нацеленность нашей Комиссии, всей нашей работы — на то, чтобы объединяться и усиливать наш общий потенциал не только внутри Союза, но и на внешних рынках. Одним из перспективных и очень востребованных рынков является Китай, возможности там колоссальные. Россия, Беларусь и другие страны туда заходят и конкурируют с Австралией и Новой Зеландией — по зерновым, или Бразилией и Аргентиной – по мясной продукции. Всем на этом рынке находится место. Если вдруг Казахстан не поучаствует в этом проекте, это не означает, что Россия, Беларусь и другие партнеры перестанут организовывать свои поставки на рынок Китая. Разработанный Комиссией проект распоряжения поддержан четырьмя странами из пяти: Казахстан его пока не поддерживает. Значит, есть пища для дальнейшего обсуждения этого вопроса. Будем стараться сближать наши позиции», — резюмировал он.

Влад Кондратьев

11 марта, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели