Региональная транспортная дипломатия Ирана – основные акценты
Вокруг Ирана, Каспийский транзит

Региональная транспортная дипломатия Ирана – основные акценты

2 августа на иранском информационном интернет-ресурсе «Mehr News» опубликован материал, содержащий последние разработки в области транспорта, выдвинутые Министерством транспорта и городского развития Ирана в отношении 15 соседних стран.

В преамбуле к материалу сообщается, что с момента создания нового правительства в Иране в августе 2021 года транспортная политика Ирана активно фокусировалась на тесном транспортном сотрудничестве с соседними странами для улучшения региональных связей. Основные направления изложены в следующих разделах и разделены географически на северных, восточных, южных и западных соседей.

Редакция портала «Каспийский вестник» публикует выдержки из документа, которые касаются северного направления, а также российско-иранского транспортного сотрудничества.

Запущен железнодорожный коридор KTI

Президенты Ирана и Казахстана официально запустили железнодорожное транзитное сообщение, которое увеличит грузовые перевозки между Азией и Европой в неспокойные времена в регионе.

Железнодорожный коридор Казахстан-Туркменистан-Иран (KTI) введен в эксплуатацию в июне 2022 года, а первый грузовой поезд прибыл в Тегеран 19 июня.

Через этот коридор часть грузов, проходящих через железнодорожный коридор Китай-Россия-Европа, будет транспортироваться через Иран по железнодорожному коридору Китай-Казахстан-Иран-Европа.

Еще в ноябре 2021 года Иран, Казахстан и Туркменистан подписали трехсторонний меморандум о сотрудничестве в области железных дорог. Меморандум о взаимопонимании был обсужден и согласован в кулуарах саммита Организации экономического сотрудничества (ОЭС).

Увеличение железнодорожного транзита через ворота Ирана в Центральную Азию

Во время 16-й Ирано-туркменской совместной экономической, научной, торговой, технической и культурной комиссии, состоявшейся в октябре 2021 года в Тегеране, министр транспорта Ирана и министр иностранных дел Туркменистана, который возглавлял комиссию, подписали всеобъемлющий меморандум о взаимопонимании, который включал железнодорожный транзит и автомобильные перевозки.

Впоследствии, в июне 2022 года, высокопоставленные транспортные чиновники Ирана и Туркменистана встретились в Тегеране, чтобы возобновить взаимные транспортные связи для облегчения транзита по коридорам в регионе.

За последние несколько месяцев две страны предприняли практические шаги для возобновления своих отношений, что привело к увеличению транзита на 50 процентов.

После переговоров железнодорожный транзит через пограничный терминал Серахс увеличился до 200 вагонов в день, которые могут быть увеличены на 400 вагонов. Аналогичным образом, пограничный терминал Инче Бурун способен пропускать от 50 до 200 вагонов в день.

Сотрудничество Ирана и Туркменистана облегчит транзит по транспортным коридорам Восток-Запад и Север-Юг, в частности, по новому альтернативному маршруту Китай-Казахстан-Иран-Европа вместо предыдущего маршрута, который проходил через Россию.

Облегчен доступ к странам ШОС

В ноябре 2021 года во время визита министра транспорта и городского развития Ирана Ростама Гасеми в Кыргызстан состоялась его встреча с министром экономики и торговли Кыргызстана Данияром Амангельдиевым. На переговорах Иран и Кыргызстан рассмотрели возможности железнодорожного транзита из Бендер-Аббаса в Кыргызстан с учетом существующего соглашения с Туркменистаном.

Что касается недавнего членства Ирана в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Иран может использовать Кыргызстан в качестве коридора в страны региона ШОС, и аналогичным образом Кыргызстан может получить доступ к восточным и юго-восточным странам через Иран.

Возобновление связей Ирана и Таджикистана активизирует транспортный коридор КТАЙ

Иран и Таджикистан возобновили свои отношения после визитов президентов двух стран в сентябре 2021 года во время саммита ШОС в Душанбе, а также в мае 2022 года в Тегеране. Впоследствии, в июне 2022 года, делегация Таджикистана в Иране обсудила с транспортными чиновниками Ирана предложения по развитию двусторонних и многосторонних транспортных связей с использованием различных видов транспорта.

В тесном сотрудничестве с другими вовлеченными странами, включая Афганистан и Туркменистан, приоритетным направлением в двусторонних отношениях сегодня является содействие транзиту по транспортному коридору Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран (KTAI).

При этом предложение о создании транспортного комитета стало бы практическим решением для облегчения доступа Таджикистана, не имеющего выхода к морю, к открытому морю через порт Чабахар (на юге) и порт Амирабад (на севере). Аналогичным образом, Таджикистан может облегчить транзит через Иран в Китай.

Иран предоставит Узбекистану доступ к открытому морю

Готовность Узбекистана инвестировать в порт Чабахар была ключевой основой сотрудничества двух стран.

Это особенно важно для Узбекистана, не имеющего выхода к морю, для связи с открытым морем и Индией через единственный морской порт Ирана и для развития трехстороннего сотрудничества с Ираном и Индией.

Железная дорога Чабахар-Захедан, как недостающая часть восточного железнодорожного транспортного коридора в Иране, привлекательна для инвесторов из разных стран. В этом смысле официальные лица Узбекистана рассматривают возможность подключения порта Чабахар к железнодорожной сети, а также создания логистического центра для упаковки экспортных / импортных товаров в этом порту.

Торговый оборот между Узбекистаном и Индией значительно увеличился за последний год до 251 миллиона тонн, который, как ожидается, увеличится в четыре раза.

Совместный инфраструктурный проект для содействия торговле и транзиту

Иран и Азербайджан анализируют возможность дорожного сообщения между Нахчываном и Азербайджаном через территорию Ирана, которое ранее было согласовано на 15-м заседании Совместного экономического комитета Ирана и Азербайджана в марте 2022 года.

25 января соглашение о строительстве автомобильного моста через реку Астарачай на границе двух стран подписали заместитель министра транспорта Ирана Хейролла Хадеми и заместитель министра цифрового развития и транспорта Азербайджанской Республики Рахман Хумматов. Ожидается, что строительство моста через реку Астарачай завершится к концу года.

Кроме того, на двусторонних переговорах на повестке дня был проект железнодорожного причала Астара-Астара.

Иран получит прямой доступ в Ереван

Иран и Армения участвуют в завершении строительства южной части стратегически важной дороги Татев в Сисиане (южная Армения) до Нурдуза в Иране в качестве альтернативного маршрута дороге Горис-Капан, которая обошла бы территорию Азербайджана.

Кроме того, Иран выразил готовность экспортировать технические и инженерные услуги в Армению иранскими подрядчиками и компаниями для завершения строительства вышеупомянутого коридора, простирающегося от Нурдуза до Еревана с более высокой производительностью.

Ключевой пункт Грузии вдоль коридора Персидский залив-Черное море

В декабре 2021 года Иран, Азербайджан и Грузия успешно осуществили пробный транзит автомобильного грузового флота из Ирана (пограничный терминал Билясувар в северо-западной провинции Ардебиль в Азербайджане) в Черноморский регион. В пробном запуске загрузка экспортируемых товаров осуществлялась в Иране, а пунктом назначения была Европа.

Соединение Персидского залива с Черным морем является одним из ключевых элементов программ подключения, предпринимаемых Грузией, Азербайджаном и Ираном из-за близости к трем важным морям в регионе.

Таким образом, Иран стремится инициировать стратегический транспортный коридор «Коридор Персидского залива-Черное море» наряду с другими существующими коридорами. Коридор соединяет Индийский океан и Восточную Азию с Европой через страны-участницы соглашения, включая Иран, Азербайджан, Армению, Грузию, Болгарию и Грецию.

Прежде всего, соглашение о мультимодальном коридоре Персидский залив-Черное море диверсифицирует транспортные коридоры Ирана для транзита из Восточной и Юго-Восточной Азии, включая Китай, Индию и страны Персидского залива, на Кавказ и в Европу и обеспечит экономические и геополитические интересы Ирана.

Ирано-российское сотрудничество в целях облегчения движения по МТК

Транзит через Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC) после официального запуска восточного участка коридора с прибытием первого российского грузового железнодорожного транспорта в Индию через Иран знаменует собой наиболее важное событие в транспортных связях Ирана и России.

Поезд отправился из России из Чехова 6 июля и направился в индийский порт Нхава-Шева. Он въехал в Иран 12 июля 2022 года через границу с Серахсом, проехав 3800 километров через Казахстан и Туркменистан. Поезд с 39 контейнерами проехал 1600 км по железнодорожному маршруту в Иране на юг до порта Бандар-Аббас.

В основном, транспортные отношения Ирана с Россией развиваются на основе некоторых соглашений, подписанных во время различных взаимных встреч. Совсем недавно представители транспортных ведомств Ирана и России провели 13-ю совместную рабочую группу Ирана и России по транспорту в Москве с 27 по 29 июня после трехлетнего перерыва из-за пандемии covid-19. Основными темами заседания целевой группы, которое возглавляли заместители министра транспорта, были: транзит грузов в объеме 10 миллионов тонн по Международному транспортному коридору Север-Юг (МТК), инвестиции России в логистические центры в портах Шахид Раджаи и Чабахар для увеличения пропускной способности грузового транзита по МТК, и совместные железнодорожные проекты, включая электрификацию Гармсар-Инче Бурун и Решт-Астара.

Ранее в апреле в Москве министрами транспорта двух стран было подписано всеобъемлющее транспортное соглашение, которое охватывает железнодорожное, портовое и морское сотрудничество.

Ожидается, что в ближайшее время состоится заседание совместной экономической комиссии Ирана и России, перед которым в мае был подписан 12-й протокол заседания Рабочей группы по сотрудничеству в области транспорта, чтобы организовать подготовку к следующей совместной экономической комиссии.

В целом, наиболее важными повестками дня двустороннего транспортного сотрудничества являются Международный транспортный коридор Север-Юг протяженностью 7200 км (INSTC) и завершение строительства железной дороги Решт-Астара, которая является недостающим маршрутом вдоль INSTC. После завершения строительства этой железной дороги Северная Европа будет соединена с Индийским субконтинентом.

INSTC является важной транспортной повесткой дня, которая, как ожидается, значительно увеличит транзит и торговлю Ирана и России со странами Каспийского моря и Персидского залива.

В настоящее время Россия связана с Чабахаром двумя железными дорогами — через Инче Бурун и Джульфа-Нахчыван.

В заключение в материале отмечается, что в приведенных выше разделах описаны последние события в области транспорта и инициативы Ирана в отношениях со своими соседями в прошлом году. Активизация международных мультимодальных транспортных коридоров стала основой таких событий. Запуск железнодорожного коридора Казахстан-Туркменистан-Иран (KTI), содействие транспортному коридору Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран (KTAI), пробное испытание коридора Персидский залив-Черное море и увеличение попыток транзита грузовстроительство Международного транспортного коридора Север-Юг (INSTC) были одними из наиболее важных инициатив.

Подход Ирана к продвижению активной транспортной дипломатии в регионе особенно важен для получения огромных выгод от транзита, облегчения потока грузоперевозок в связи с новым геополитическим порядком, а также для обхода негативных последствий санкций против Ирана.

Статистические данные в отчетах о результатах также подтверждают тенденцию, поскольку в период с марта 2021 года по февраль 2022 года показатели свидетельствуют о 100-процентном увеличении автомобильного транзита, 177-процентном увеличении железнодорожного транзита и 12-процентном увеличении контейнерных перевозок в портах.

Подготовил Влад Кондратьев

5 августа, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели