Результаты визита Касым-Жомарта Токаева в Китай и его последствия для Каспийского региона
Аналитика, Каспийский транзит, Колонка редактора

Результаты визита Касым-Жомарта Токаева в Китай и его последствия для Каспийского региона

Как известно, 11-12 сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев совершил свой первый официальный визит в Китай.

В первый день визита глава Казахстана провёл переговоры с Генеральным секретарем ЦК Компартии Китая Си Цзиньпином, по итогам которых стороны подписали Совместное заявление, в котором фиксируется положение, что партнерство государств будет иметь стратегический и долгосрочный характере, а также 10 двусторонних соглашений о сотрудничестве.

Среди них особого внимания заслуживает Меморандум о взаимопонимании между правительствами Казахстана и Китая о реализации Плана сотрудничества по сопряжению Новой экономической политики «Нұрлы жол» и строительства «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП), который направлен на повышение уровня комплексной взаимосвязанности инфраструктуры двух стран, продвижение торговли и инвестиций, а также укрепление сотрудничества в таких сферах как транспорт, промышленность, сельское хозяйство, энергетика, новая индустрия, финансы, интеллектуальная собственность и других.

Новая экономическая политика «Нурлы Жол» — «Путь в будущее», была объявлена в ходе Послания народу Казахстана Президента Нурсултана Назарбаева 11 ноября 2014 года и рассчитывалась изначально на пять лет.

Стержнем новой экономической политики является план инфраструктурного развития, призванный обеспечить стабильное развитие государства и сохранение социальных достижений Казахстана. Он предполагает развитие транспортно-логистической, индустриальной и энергетической инфраструктуры; модернизацию инфраструктуры ЖКХ и сетей водо — и теплоснабжения; укрепление жилищной инфраструктуры; развитие социальной инфраструктуры; поддержку малого и среднего бизнеса и деловой активности.

Особое внимание в «Нурлы Жол» уделяется вопросам транспортной сферы:

развитии транспортной инфраструктуры Нур-Султана (Астаны), реализации автодорожных проектов Западный Китай — Западная Европа; Астана-Алматы; Астана-Усть-Каменогорск; Астана-Актобе-Атырау; Алматы — Усть-Каменогорск; Караганда — Жезказган — Кызылорда; Атырау-Астрахань;

развитию логистического хаба в Восточно-Казахстанской области и морской инфраструктуры на западе страны, в т.ч. портов на Каспии, паромной переправы из порта Курык и железнодорожной линии Боржакты — Ерсай;

планируемой аренде терминальных мощностей в «сухих» и морских портах Китая, Ирана, России и странах ЕС.

Таким образом, «Нурлы жол» — «Путь в будущее» — это масштабная программа развития страны, направленная на то, чтобы вывести Казахстан в 30-ку самых развитых стран мира. Как видно из вышеизложенного, существенная доля перспективных транспортных проектов в рамках новой экономической политики касается развития каспийской морской инфраструктуры Казахстана. В этой связи представляется интересным проанализировать, какое влияние окажет сотрудничество Пекина и Нур-Султана в рамках сопряжения «Нурлы жол» и ЭПШП на позиции Китая не только в Казахстане, но и в Каспийском регионе в целом.

Следует отметить, что впервые о намерениях по совместному составлению Плана сотрудничества по сопряжению «Нұрлы Жол» и строительства «Экономического пояса Шелкового пути» было объявлено главами правительств двух стран в декабре 2015 года в «Совместном коммюнике между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики» по итогам состоявшихся тогда переговоров.

В итоге план был подписан в городе Ханчжоу 2 сентября 2016 года. В преамбуле к документу отмечается, что НЭП «Нурлы жол» и «ЭПШП» создали значительный потенциал для двустороннего сотрудничества в области инфраструктуры, инвестиций и торговли, промышленности, транспорта, культурно-гуманитарного обмена и других. Программы взаимодополняют друг друга и имеют много схожих задач, именно поэтому стороны предпринимают усилия по их сопряжению.

Среди приоритетов сотрудничества в сфере транспортной инфраструктуры Китая и Казахстана отмечаются следующие направления:

дальнейшее продвижение создания транспортных коридоров «Китай – Казахстан – Западная Азия», «Китай – Казахстан – Россия – Западная Европа» и «Китай – Казахстан – Южный Кавказ/Турция – Европа», улучшение транспортной инфраструктуры по маршруту с северо-западного края до юго-восточного побережья Китая, а также повышение пропускной способности автомобильных и железных дорог Сторон, которые закладывают прочную основу для создания экономического коридора «новый евразийский континентальный мост»;

поощрение участия предприятий в строительстве автодорог, модернизации автодорожной инфраструктуры на территории Казахстана, а также строительстве и модернизации железнодорожной магистрали по маршруту Китайская Народная Республика-Европа и обратно;

поощрение участия предприятий в строительстве и развитии логистических терминалов, как на территории двух стран, так и в третьих странах, которые будут способствовать увеличению экспортно-импортного потенциала Казахстана и Китая;

создание терминальных мощностей в международной логистической зоне порта Ляньюнган, в строительстве Сухопутного терминала на станции Инчебурун (находится на территории Ирана) и терминала в порту «Бандер-Аббас» (Иран);

развитие Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» и его пункта пропуска, эффективно использовать имеющийся потенциал и преимущество согласно Программе приграничного сотрудничества между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики на 2015-2020 годы;

укрепление сотрудничества по созданию инфраструктуры для аэропортов и управлению воздушным движением, совместно сформировать площадки для обмена информацией, продолжать работу по созданию благоприятной среды для ведения бизнеса авиакомпаниями двух стран. Стороны намерены активно продвигать создание и усовершенствование механизма взаимных контактов по линии компетентных органов в сфере авиации двух стран, ускорять переговоры о правах воздушного движения, увеличивать международные авиарейсы, оптимизировать и усовершенствовать сеть авиамаршрутов, повысить уровень авиадоступности;

укрепление сотрудничества в области железнодорожного транспорта, создание для него благоприятной среды, повышение его конкурентоспособность путем раскрытия потенциальных источников грузов, сокращения затрат на логистику, повышения эффективности операций и создания сортировочных центров и точек операционной сети;

ускорение развития регулярных грузовых поездов из Китая в Европу и Центральную Азию, включая контейнерные перевозки по направлениям «Китай – Казахстан – Центральная Азия», «Китай – Казахстан – Европа» и «Китай – Казахстан – страны Персидского залива».

Помимо транспорта в соответствии с планом стороны намерены сотрудничать в сферах торговли и обрабатывающей промышленности, области коммунального хозяйства и систем водоснабжения, развитии рынка капитала двух стран на основе Меморандума о взаимопонимании в области регуляторного сотрудничества по рынкам ценных бумаг и фьючерсов между Национальным Банком Республики Казахстан и Комиссией по регулированию рынка ценных бумаг Китая от 13 мая 2015 года, и других.

Что касается обрабатывающей промышленности, то в нём стороны отмечают заинтересованность в привлечении китайских предприятий к реализации проектов на территории специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в прикаспийской Атырауской области Казахстана.

Таким образом, даже беглое ознакомление с планом сотрудничества по сопряжению Новой экономической политики «Нурлы жол» и строительства «Экономического пояса Шелкового пути», позволяет прийти к выводу, что результаты визита президента Казахстана в Китай свидетельствует о тенденциях к дальнейшему повышению роли Пекина в делах Каспийского региона. Китай, который изначально концентрировался на создании позиций в проектах по добыче и транспортировке углеводородов Казахстана и Туркмении, уделяет всё большее внимание к участию в использовании каспийского транзитно-транспортного потенциала. С учётом этого следует констатировать, что политика Пекина способствует расширению его геополитических позиций в Каспийском регионе, который, как известно, имеет весьма важное значение для геополитических процессов в Евразии.

Справка: инициатива «Один пояс, один путь», выдвинутая китайской стороной, состоит из пяти направлений: политическая координация, взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное передвижение капитала и укрепление близости между народами. Основная цель инициативы направлена на укрепление взаимосвязи инфраструктуры Китая со странами вдоль маршрута инициативы «Один пояс, один путь» в области транспорта, энергетики, телекоммуникаций и других, совместное продвижение строительства международных магистральных коридоров, а также упрощение процедур торговли и инвестиций, формирование сети высокоуровневых зон свободной торговли, углубление финансового сотрудничества в целях создания в Азии системы стабилизации валют, финансово-кредитной системы, продвижение политического взаимодоверия и культурно-гуманитарного обмена.

Автор: Влад Кондратьев

Фото: Акорда

18 сентября, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели