Роль России в развитии транзитного потенциала Ирана
Аналитика, Вокруг Ирана, Комментарии экспертов

Роль России в развитии транзитного потенциала Ирана

После того, как год назад США покинули международное соглашение по иранской ядерной программе Совместный всеобъемлющий план действий и приняли несколько пакетов экономических санкций в отношении Исламской Республики, Россия стала единственной страной сделки, которая никак не ограничила свои экономические и политические контакты с Ираном. Между двумя странами не только продолжают оставаться в силе ранее достигнутые договоренности и проекты, но и планируются новые — независимо от наличия санкций. Одно из популярных направлений сотрудничества между ИРИ и РФ – транспортная сфера.

Иран, благодаря своему географическому положению, обладает беспрецедентным геополитическим и геоэкономическим преимуществом, которое не было использовано в полной мере из-за политических разногласий с США. Реализация транзитного потенциала Исламской Республики облегчит трансграничные перевозки, что не может не отразиться на прибыли от торговли и, как следствие, на общей экономической картине. В частности, Иран является самым дешевым и удобным способом для стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, получить доступ к свободным водам.

Иран — одна из главных стран на историческом торговом пути, называемом Шелковый путь. Эта дорога соединяет Европу с Китаем. Теперь, когда Китай намерен восстановить этот путь под названием «Один пояс, один путь», роль Ирана в наземной торговле остается незаменимой.

Учитывая ежегодно растущую экономику Индии, Иран также может стать важным звеном, связывающим Индию с Европой через коридор Север-Юг. Согласно этому проекту, индийские суда будут заходить в порты побережья Мокрана на юге Ирана и достигать Европы через железнодорожное сообщение, проходящее через Иран, Азербайджанскую Республику и Россию, а также посредством Каспийских портов. Иран намерен приложить все усилия, чтобы воспользоваться географической близостью к Индии и наладить транзит товаров из этой страны. Экономические санкции против ИРИ значительно ограничивают действия Тегерана во всех сферах, в том числе и транзитной. Однако, Россия не может игнорировать вышеперечисленные возможности Ирана даже в свете санкций.

 В феврале 2019 года правительства Индии и России подписали меморандум о взаимопонимании для ускорения внедрения международного коридора Север-Юг через Иран, а компания «Российские железные дороги» и Barry Railway Company, как крупнейшая грузовая транспортная компания в Индии, подписали меморандум о предоставлении услуг поддержки. Переговоры о создании коридора Север-Юг ведутся с 2000 года между РФ, ИРИ и Индией.

14-15-го мая состоялось 70-е заседание Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ в городе Хельсинки, в котором приняли участие и представители Ирана. По итогам заседания председатель правления и президент Иранских железных дорог Саид Расули сообщил, что во время встречи с руководителем ОАО «Российские железные дороги» Олегом Белозеровым стороны подчеркнули важность развития двусторонних отношений в отрасли железнодорожного транспорта и выработали стратегию сотрудничества.

Выступая на саммите в Финляндии, иранский чиновник сказал: «Мы очень довольны визитом российской делегации в Тегеран для развития отношений между двумя странами в этой (железнодорожной) области». В последние годы Исламская Республика Иран придает большое значение развитию инфраструктуры, необходимой для железнодорожной транспортной отрасли, о чем неоднократно говорил и Верховный лидер ИРИ Али Хаменеи. В рамках государственной программы 9-12 июня пройдет Седьмая Международная выставка железнодорожного транспорта этого года с участием более 170 отечественных и зарубежных компаний из России, Турции, Китая и Латвии на постоянной выставочной площадке Тегеранских международных выставок. Целью крупнейшей международной транспортной выставки страны является представление новейших достижений и технологий железнодорожной отрасли в Иране и мире, а также сотрудничество в инвестиционной сфере.

По словам президента ИЖД, одной из самых важных программ в транспортной сфере является увеличение доли грузовых и пассажирских перевозок на железнодорожных линиях Ирана. С.Расули отметил, что для достижения этой глобальной цели реализуются некоторые локальные проекты, среди которых важное место занимает проект модернизации и электрификация железнодорожного участка Гармсар — Инче-Борун, протяженностью около 500 км, в сотрудничестве с РЖД и под эгидой правительств двух стран. Электрификация данного участка железной дороги нуждается в передовом оборудовании и технологиях, и процесс производства этого оборудования, по словам представителей РЖД, уже начался на российских заводах. Российская сторона готова взять на себя все финансовые издержки в размере около 1,2 млрд евро и осуществить перевозку техники и оборудования, необходимых для реализации этого проекта в Иране.

Из выступление главы иранской делегации в Хельсинки очевидно, что Иран не намерен ограничиваться одним совместным проектом, в котором Россия выступила лишь в качестве финансирующей стороны. С.Расули заявил о необходимости создания совместной ирано-российской железнодорожной компании. По его словам, постоянное членство ИРИ в Совете по железнодорожному транспорту стран СНГ лишь дало стимул стране развивать сотрудничество в направлении создания транспортного коридора Север-Юг, а установление совместного акционерного общества может быть крайне эффективным для развития двусторонних отношений с РФ в области ж/д транспорта и увеличения объема транзитных перевозок по железнодорожной сети.

В свою очередь Александр Мишарин, заместитель главы РЖД, отметил, что существует много возможностей и большой потенциал для развития железнодорожного сотрудничества между Ираном и Россией и достижения объема товарооборота с ИРИ до 5 миллиардов евро.

А.Мишарин подчеркнул готовность РЖД сформировать совместное предприятие между двумя странами и заявил, что при создании компании должны быть четко определены обязанности сторон, чтобы каждый мог действовать в рамках своих обязанностей в компании. Он отметил возможность продолжения двусторонних переговоров по данному вопросу в Тегеране или Москве.

Помимо участка Гармсар – Инче-Борун, ОАО «Российские железные дороги» заявили о готовности ускорить реализацию железнодорожного проекта Решт-Астара на севере Ирана, а также принять участие в проекте проведение путей Бафк-Сарахс и электрификации маршрута железнодорожного пути от Бандар-Аббаса до Сарахса. Согласно официальным данным РЖД, протяжённость данного участка пути составляет 1600 км. Необходимо на половине полотна построить вторые пути, а также полностью электрифицировать участок.

Ж/д участок Решт-Астара в иранской северной провинции Гилян является неотъемлемой частью транспортного коридора Север-Юг. Город-порт в Каспийском море Астара уже соединена железнодорожным сообщением с одноименным городом в Азербайджане. Открытие данного коридора состоялось в марте 2018 года. Через ж/д линию Астара (Иран)-Астара (Азербайджан) осуществляются грузовые перевозки между Ираном, Азербайджаном и Россией. Иран импортирует такие товары как МДФ, зерно, древесину и картон из соседнего Азербайджана и РФ, и в свою очередь экспортирует товары собственного производства – клинкер, цемент, керамическую плитку международными грузовыми поездами в Грузию, Казахстан, Украину и Россию.

Однако, не только Москва проявляет столь пристальный интерес к железным дорогам Ирана. Азербайджанская Республика в свою очередь так же намерена принять участие в реализации проекта ж/д Решт-Астара и готова профинансировать 50 % от необходимых затрат.

В условиях давления санкций Иран и Россия стремятся использовать всевозможные пути сотрудничества, в том числе зоны свободной торговли, развитию которых иранское правительство уделяет особое внимание. Для российских предпринимателей наиболее релевантна ЗСТ Энзали – единственная в своем роде на побережье Каспийского моря. Неслучайно Генеральный консул РФ в провинции Гилян Андрей Вадов на встрече с директором ЗСТ Энзели подчеркнул, что поскольку Соединенные Штаты пытаются создать разрыв между странами Содружества независимых государств в регионе, развитие сотрудничества между свободной зоной Энзали и Россией является важным способом решения вопроса санкций США.

По словам консула, свободная зона Энзали, имея уникальную инфраструктуру и бизнес-потенциал, предоставляет инвестиционную платформу для всех стран, став важной экономической базой и, подобно Дубаю, осуществляет свою деятельность в различных секторах торговли, туризма, порта и экономики. В связи с этим, А.Вадов отметил важность соединения железных дорог с портом Каспийского моря, добавив, что Каспий обладает очень хорошими возможностями для ведения бизнеса, а железнодорожное сообщение увеличит взаимодействие транспортной и коммерческой инфраструктуры.

Директор ЗСТ Реза Масрур в свою очередь добавил, что Каспийское море обладает хорошей пропускной способностью в контейнерном поле, и расположено на маршруте торговых коридоров Китай-Казахстан-Иран,  коридора Север-Юг и соединено с национальной железнодорожной сетью, и представляет особую важность в  деле увеличения товарооборота между странами региона. Управляющий директор ЗСТ Энзели, отмечая, что свободная зона действует как стратегическая зона на границе Каспийского моря, сказал, что ЗСТ была создана для развития отношений Ирана с Россией и прикаспийскими государствами.

На сегодняшний день две страны – Россия и Иран, находящиеся под экономическими санкциями Запада, представляют друг для друга взаимный интерес. В условиях напряженных отношений с Европой Москва уделяет особое внимание развитию евразийского интеграционного объединения. Исламская Республика, обладая богатейшими природными ресурсами, удобный географическим положением и политическим влиянием, может внести неоценимый вклад в экономику евразийского пространства. В этом контексте кажется весьма объяснимой готовность России инвестировать в дорогостоящие железнодорожные проекты на территории Ирана, в том числе в участки, которые не имеют непосредственного сообщения с российскими железными дорогами. Потребности ИРИ в финансовой поддержке северного партнера, в свою очередь, заставляет Тегеран «закрывать глаза» на имеющиеся политические разногласия на Ближнем Востоке, в частности, на тесные связи стратегического союзника с традиционным врагом – Израилем.

Автор: Ида САРГСЯН

Июнь 3, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели