Российские и зарубежные эксперты оценили перспективы Транскаспйиского газопровода
Геополитика и геоэкономика, Колонка редактора, Комментарии экспертов

Российские и зарубежные эксперты оценили перспективы Транскаспйиского газопровода

В ноябре на страницах СМИ прикаспийских государств актуализировалась экспертная дискуссия о перспективах строительства Транскаспийского газопровода, который предусматривает транспортировку природного газа из Туркменистана в Европу через Азербайджан, Грузию и Турцию. Поводом для обсуждений стал ряд предпринятых представителями Европейского союза действий по поддержке этого проекта.

Так, в конце октября в Ашхабаде представители Европейской комиссии и Всемирного банка провели встречу с советником Президента Туркменистана по нефтегазовым вопросам Ягшигельды Какаевым и руководителями Министерства финансов и экономики, банковских структур, а также Государственного концерна «Туркменгаз». Известно, что представитель Энергетического директората Европейской комиссии Эрлендас Григорович и европейские чиновники в ходе переговоров подтвердили приверженность ЕС проекту Транскаспийского газопровода и свое намерение продолжить работу в этом направлении, а также обновить статус проекта с использованием средств Целевого фонда. Также стороны договорились разработать Дорожную карту действий. В начале ноября Европейская комиссия утвердила четвертый список проектов общей заинтересованности (PCI) для реализации трансграничной энергетической инфраструктуры в Евросоюзе, в число которых был включен и проект Транскаспийского газопровода.

Подробнее в Каспийском нефтегазовом меморандуме:

В этой связи представляется интересным ознакомиться с мнениями экспертов о перспективах реализации одного из наиболее громких трубопроводных проектов Каспийского региона, признанного изменить его геополитику.

Обозреватель отдела политики стран ближнего зарубежья «Независимой газеты» Виктория Панфилова в статье «Европа идет на обострение c Россией» приводит слова туркменистанского эксперта Сердара Айтакова.

Как сказал «НГ» эксперт, «туркменские власти загодя готовятся к обходу требований каспийской конвенции и возможных претензий со стороны других прибрежных стран» [по вопросам экологии проекта – примеч. редакции]. «Уже определяются не только политические стороны соглашения – ЕС и Туркменистан, но и форма такой организации – консорциум нескольких частных коммерческих компаний», – сказал туркменский эксперт. Он напомнил, что Ашхабад не стал ограничиваться пассивным участием в проекте и ввел в игру Малайзию – в конце октября в Туркменистан приезжал премьер-министр Махатхир Мохамад. «Дело в том, что малайзийский PETRONAS – один из немногих реальных инвесторов в добычу нефти и газа в туркменском секторе Каспия, который владеет технологиями по строительству и использованию морской инфраструктуры (буровые и эксплуатационные платформы), включая и подводные трубопроводы. На переговорах Махатхир Мохамад и Гурбангулы Бердымухамедов договорились о продлении контакта с PETRONAS до 2038 года», – отметил эксперт.

По словам Айтакова, PETRONAS не знает, куда девать свой газ, добываемый в акватории Каспия, и уже неоднократно выходил с предложением к правительству Туркменистана о строительстве транскаспийских трубопроводов, чтобы перебрасывать добытый газ, принадлежащий PETRONAS, в рамках СРП (Соглашения о разделе продукции). А впоследствии предлагал строительство и более масштабного трубопровода для переброски всего добываемого «пионерного» газа на берегу и в акватории Каспия. Тогда власти Туркменистана не дали однозначного ответа, но попросили составить ТЭО и описать стадийность и мощности проектов, что и было сделано. Не исключено, что туркменские власти включили PETRONAS в список потенциальных подрядчиков и/или операторов по строительству и эксплуатации транскаспийской инфраструктуры.

Вполне вероятно, что наряду с PETRONAS к созданию подводной транспортирующей инфраструктуры будет привлечена итальянская ENI. Ранее на переговорах с Туркменистаном руководство этой компании заявляло о своем желании в долгосрочной перспективе оказать содействие в выводе туркменского газа на мировые рынки, в первую очередь на европейские. Этот вопрос обсуждался на переговорах Бердымухамедова с президентом Италии Серджио Маттареллой в начале ноября. «Дело в том, что магистральный трубопровод подразумевает прямую трубу от побережья до побережья, без попутных врезок в него с морских платформ. Поэтому газ с платформ требуется доставить к «точке сборки» на туркменском берегу, к насосной станции «Белек», откуда и будет происходить нагнетание давления в магистральном трубопроводе (первого порядка), а вот от платформ на берег трубопроводы (второго порядка), по всей вероятности, поручат строить PETRONAS и ENI, возможно, и Dragon Oil (Эмираты), которая также работает на шельфе Каспия», – пояснил Сердар Айтаков.

Таким образом, по данным эксперта, туркменской стороной уже проведена масштабная работа по подготовке к строительству Транскаспийского газопровода.

Не видят больших сложностей для успешной реализации проекта и на Западе.

Старший научный сотрудник Атлантического совета и основатель International Market Analysis Ltd. Ариэль Коэн в своих комментариях азербайджанскому агентству Trend заявил, что проект Транскаспийского трубопровода технически легко осуществить.

«Проект, который позволит подключить туркменские газовые месторождения к экспортному газопроводу, известному как Транскаспийский трубопровод, рассматривался и обсуждался в течение многих лет, возможно, в течение двух десятилетий. Этот проект очень легко осуществить с технической точки зрения. Для этого требуется всего лишь прокладка 120-километрового трубопровода между туркменским сектором Каспийского моря и азербайджанским сектором Каспия», — сказал Коэн.

По его мнению, это жизнеспособный проект, который во многом зависит от активности ЕС. Именно европейцы должны играть большую роль и быть более решительными и настойчивыми в этом деле. Осуществить проект можно за счет средств международных финансовых организаций, таких как, Европейский банк реконструкции и развития или Азиатский банк развития.

«Так что это вполне осуществимый проект. Он должен был быть реализован много лет назад, но, вероятно, это произойдет в следующем десятилетии», — заключил Коэн.

Солидарен с коллегой старший научный сотрудник центра политических исследований OCP (Рабат, Марокко) и Французского института международных и стратегических отношений (Париж, Франция) Франсис Перрен

Он в частности рассказал Trend, что Туркменистан занимает четвертое место в мире по разведанным запасам природного газа после России, Ирана и Катара. Туркменистан на данный момент экспортирует газ по трубопроводу, главным образом в Китай, но страна заинтересована в увеличении и диверсификации экспорта своего газа, ориентируясь на рынок Европейского союза (ЕС) в ближайшие годы. Ключевым маршрутом для достижения этой цели это Транскаспийский газопровод, который позволит экспортировать часть туркменского газа в ЕС через Азербайджан, Грузию и Турцию или через Азербайджан, Грузию и Румынию».

Он отметил, что этот проект поддерживается ЕС, потому что он позволит диверсифицировать источники поставок газа. По его мнению, Транскаспийский газопровод может стать частью «Южного газового коридора», который состоит из Южно-Кавказского трубопровода, Трансанатолийского трубопровода (TANAP) и Трансадриатического трубопровода (TAP). Такой маршрут, позволит ЕС начать импорт газа из Азербайджана с 2020 года, и это в стратегических и экономических интересах ЕС — расширить «Южный газовый коридор». ЕС готов инвестировать в этот проект, а также некоторые международные финансовые институты и несколько западных компаний также заинтересованы в этом проекте. Перрен считает, что для этого проекта необходимо обеспечить очень прочное сотрудничество между Туркменистаном, Азербайджаном, Грузией и ЕС.

Более прагматичного мнения о перспективах Транскаспия придерживаются российские эксперты.

Известный российский эксперт, автор ряд работ, посвященных Каспийскому региону — Станислав Притчин, отмечает высокую политическую значимость трубопровода и полагает необходимым учитывать действующую нормативно-правовую базу при оценке его перспектив. Эксперт напомнил агентству Trend о том, что в прошлом году был принят Протокол о трансграничных проектах на Каспии, который регламентирует вопрос реализации подобного рода проектов.

Кроме того, Притчин обратил внимание на необходимость проработки вопросов экономического обоснования проекта.

«В рамках данного проекта, прежде всего, необходимо думать о том, кто будет спонсором проекта, так как он не дешевый, и о том — насколько хорошо проработана экономическая составляющая поставок туркменского газа на европейский рынок, особенно учитывая то, что на данный момент идет серьезное изменение европейского рынка газа. Азербайджан это тоже чувствует, присоединившись к ТАNAP и ТАР, реализация которых походит к финальной стадии. Ценовая конъюнктура на европейском рынке серьезно изменилась за то время, пока Азербайджан строил свою инфраструктуру, в первую из-за того, что в Европу поставляют большое количество сжиженного природного газа, что ухудшает ценовую конъюнктура для поставщиков. Соответственно приходится демпинговать и снижать цены, что не выгодно для них», — пояснил эксперт.

Довольно скептическую оценку в вышеуказанной статье Виктории Панфиловой для «Независимой газеты» дал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, который отметил, что строительство Транскаспийского трубопровода – давняя мечта европейцев и туркменского руководства.

«Пусть поговорят. Россия не против. Европе газ нужен: откуда угодно, какой угодно, лишь бы не российский. Надо же отчитаться, в том числе перед американцами, что сделано все возможное для минимизации объема российского газа на европейском рынке. Однако заканчивается это тем, что газ в Европу по нарастающей может поставлять только Россия. Сегодня объемы поставок российского газа возрастают. Удивительная ситуация, при которой Дания, которая тормозит «Северный поток – 2», внезапно просит поставить ей российский газ. Или уж совсем удивительно: Великобритания начинает нуждаться в российском газе, это конечно, беспрецедентно», – сказал «НГ» Евгений Сатановский.

Эксперт напомнил, что туркменский газ законтрактован давно и надолго Китаем. Ашхабад будет еще долго выплачивать Китаю за строительство пяти трубопроводов. Туркменистан, не имея достаточных объемов газа для экспорта в Европу, тем не менее успешно на эту тему ведет переговоры. Однако, как отметил Сатановский, невозможно предсказать, будет ли построен ТКГ.

«На сегодняшний момент очень трудно представить Транскаспийский газопровод. Но бумаги по нему пишутся, ведется бесконечное количество проработок. Идет строительство портов в Грузии для отгрузки газа. Существует тема Румынии, готовой принимать газ. Но тем не менее пока все это фантасмагория. Отмечу, однако, что по проекту Nabucco, который успешно приказал долго жить, европейцы продвинулись куда дальше. Но где тот Nabucco?» – заключил Евгений Сатановский.

Автор: Влад Кондратьев

Ноябрь 25, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели