Российский МИД выразил свою позицию по Транскаспийскому газопроводу
Аналитика

Российский МИД выразил свою позицию по Транскаспийскому газопроводу

После подписания на Пятом каспийском саммите в Актау 12 августа 2018 года Конвенции о правовом статусе Каспийского моря в мировых СМИ актуализировалась дискуссия относительно перспектив реализации одного из главных трубопроводных проектов региона – Транскаспийского газопровода, предназначенного для поставки туркменского газа в Европу через территорию Азербайджана, Грузии и Турции.

В этой связи МИД Российской Федерации опубликовал ответ руководителя российской делегации на многосторонних переговорах по правовому статусу Каспийского моря, посла по особым поручениям МИД России И.Б.Братчикова на вопрос СМИ о возможности строительства Транскаспийского газопровода после подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.

Игорь Братчиков считает, что Конвенция о правовом статусе Каспийского моря достаточно подробно раскрывает тему прокладки подводных трубопроводов по дну Каспия. Постулируется самоочевидное право всех прибрежных стран прокладывать технологические трубопроводы на своем участке дна. Собственно, с начала освоения нефтегазовых месторождений на Каспии проложены уже многие тысячи километров труб различного назначения (внутрипромысловых, межпромысловых, водопроводов и т.п.) и их количество будет расти.

Наряду с этим отдельно оговаривается случай строительства таких труб, которых до сих пор на Каспии никогда не было – магистральных, транскаспийских. В статье 14 Конвенции говорится, что стороны могут их прокладывать, но при условии, что проекты строительства соответствуют «экологическим требованиям и стандартам, закрепленным в международных договорах, участницами которых они являются, включая Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря и соответствующие протоколы к ней».

Представитель МИД РФ отмечает, что как известно, 20 июля с.г. в Москве министрами экологии пяти прикаспийских государств был подписан Протокол по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте к Тегеранской конвенции 2003 г., которая прямо упоминается в статье 14. Этот протокол закрепляет право каждого из пяти государств, выходящих на Каспийское море, участвовать во всесторонней экологической экспертизе морской деятельности, которая потенциально может затронуть природную среду Каспия, имея трансграничный характер. То есть, помимо само собой разумеющейся экспертизы на национальном уровне, потребуется дополнительный и очень тщательный анализ подобной деятельности всеми потенциально затрагиваемыми сторонами. Понятно, что такие масштабные инвазивные проекты, как, например, переброска углеводородов с одного берега Каспия на другой, автоматически подпадают под действие данного Протокола.

Таким образом, когда и если появятся реальные планы строительства транскаспийских трубопроводов, любая из прикаспийских стран, если сочтет это необходимым, сможет включиться в процедуру оценки возможных последствий от таких конструкций для экологии Каспия, причем еще на этапе проектирования — сообщатся на сайте МИДа. Именно в этом и состоит позиция России по возможному строительству Транскаспийского газопровода.

Напомним, что подписанный 20 июля 2018 г. в ходе внеочередной сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция), Протокол по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте к Тегеранской конвенции направлен на проведение эффективных и открытых процедур ОВОС в трансграничном контексте планируемой деятельности, которая может оказывать значительное трансграничное воздействие на морскую среду и сушу, находящуюся под воздействием близости моря, для предотвращения, снижения и контроля загрязнения морской среды и суши, находящейся под воздействием близости моря, для содействия сохранению его биоразнообразия и рациональному использованию его природных ресурсов и охране здоровья человека.

Статьями протокола предусматривается порядок информирования прибрежных стран о планируемой деятельности, которая может вызвать значительное трансграничное воздействие, участия общественности в процедуре ОВОС планируемой деятельности, проведения консультаций между заинтересованными сторонами, послепроектного анализа и т.д.

Также следует обратить внимание, что в соответствии с протоколом оценке воздействия в трансграничном контексте подлежат строительство таких объектов, как:

— трубопроводы большого диаметра для транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов или химических веществ;

— морские/торговые порты, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие проход судов, водоизмещением более 1350 т;

— морская добыча углеводородов. Добыча нефти и природного газа в коммерческих целях, при которой извлекаемое количество превышает 500 т в день в случае нефти и 500000 м3 в день в случае газа.

— работы по переброске водных ресурсов в пределах или между речными бассейнами, при которых такая переброска направлена на предотвращение возможной нехватки воды и объем перемещаемой воды превышает 100 млн. м3 в год; во всех других случаях работы по переброске водных ресурсов в пределах или между речными бассейнами с многолетним средним потоком забора воды из бассейна, превышающим 2000 млн. м3 в год, при которых объем перебрасываемой воды превышает 5% этого потока.

С учетом вышеизложенного, под действие протокола попадают такие крупные и геополитически значимые проекты, как строительство Транскаспийского газопровода, возможное строительство морских каналов «Евразия» на российской территории и «Каспийское море – Персидский залив» на иранской, новые крупные нефтегазовые проекты и т.д.

21 августа, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели