Россия может войти в железнодорожный проект Баку-Тбилиси-Карс
Каспийский транзит, Комментарии экспертов, Повестка дня

Россия может войти в железнодорожный проект Баку-Тбилиси-Карс

6 мая в Анкаре главы железнодорожных компаний России, Турции и Азербайджана подписали трeхсторонний меморандум о сотрудничестве в области развития железнодорожных перевозок. Подписи под документом поставили генеральный директор председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, генеральный директор Турецких государственных железных дорог Уйгун Али Исхан и председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид Гурбанов.

Как сообщает пресс-служба РЖД, меморандум предусматривает совместные действия для обеспечения регулярных железнодорожных перевозок по маршруту Баку – Тбилиси – Карс, включая установление экономически обоснованных тарифов и привлечение новой грузовой базы. Для этой цели стороны рассмотрят возможность реализации проекта по строительству второго железнодорожного пути с шириной колеи 1520 мм на участке Ахалкалаки (Грузия) – Карс протяженностью 76 км по территории Турции и терминально-логистического центра в Карсе.

Выступая на церемонии подписания глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров отметил, что меморандум открывает путь к развитию перевозок по линии Баку – Тбилиси – Карс, тем самым Турция подключается к единому технологическому пространству железных дорог стран бывшего СССР, а также Финляндии, Болгарии и Ирана, работающих в постоянном тесном взаимодействии друг с другом. «На коридор Баку – Тбилиси – Карс пойдут и грузы с Транссиба, отправляемые из Республики Корея, КНР и других стран АТР», — заявил Белозёров.

Таким образом, с подписанием меморандума Россия может получить возможность более интенсивного использования транспортного маршрута, который изначально задумывался как альтернатива железнодорожным коридорам, проходящим по российской территории.

Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев считает, что подписанный трёхсторонний меморандум следует расценивать как проект еще одного пути РЖД для внешнего экспорта на третьи рынки. Однако на данный момент, он является больше российско-турецким проектом, направленным на активизацию развития восточной части Турции, достаточно слабой в плане коммуникаций. Лес, уголь, пшеница из России пойдут именно в этот регион, а дальнейшая перевалка в порты — это важная, но следующая стадия его развития. Для этого нужно серьезно обустраивать коммуникации дальше Карса вглубь Турции, а пока до 80% железных дорог  республики одноколейные, скоростное движение начинается только от Анкары на запад.

Существенной проблемой, по мнению Александра Караваева, является необходимость замены тележки колесной пары с российских 1520 мм на турецкую 1435 мм. Поэтому прокладка колеи 1520 до Карса с таможенным хабом не новое, но логичное бизнес решение. Поезда не будут тормозиться на границе, сразу заходя в страну, а там уже будут решать получатели, как их распределять. Такая же схема в настоящее время рассматривается Азербайджаном в иранской Астаре.

Ещё одной проблемой для реализации меморандума является позиция Грузии, официальные представители которой выразили свое «неудовольствие» тем фактом, что при подписании трёхстороннего меморандума не была учтена позиция этой страны, являющейся полноправным участником проекта Баку-Тбилиси-Карс.

Глава грузинского правительства Мамука Бахтадзе, комментируя встречу в Анкаре, отметил, что железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК) является стратегическим проектом Азербайджана, Грузии и Турции, к которому любой другой участник может присоединиться только с согласия всех трех стран. По словам грузинского премьера, большая часть работ завершена, и этот проект обязательно будет закончен по имеющимся инженерным решениям. Именно на территории Грузии будет соединительная станция, где произойдёт смычка железной дороги так называемого «европейского стандарта» (шириной колеи 1435 мм) с существующей «широкой» колеёй, и это произойдёт именно в грузинском Ахалкалаки. «Никакой другой вариант не обсуждается», — подчеркнул М.Бахтадзе.

Таким образом, подписанному в Анкаре трёхстороннему меморандуму о сотрудничестве в области развития железнодорожных перевозок предстоит пройти ещё длительный и сложный путь реализации.

Май 14, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели