Шторм в Новороссийские привёл к перебоям в поставках каспийской нефти
Аналитика, Каспийский транзит

Шторм в Новороссийские привёл к перебоям в поставках каспийской нефти

22 марта Каспийский Трубопроводный Консорциум, трубопроводная система которого используется для транспортировки более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырья с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии, заявил о приостановке погрузочных операций из-за неблагоприятных погодных условий и связанных с этим экстремальных нагрузок.

Справка: Трубопроводная система КТК — один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км; по этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ) позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.

Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное управление) – 24%, «КТК Компани» – 7%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.

В пресс-релизе компании отмечалось, что согласно нормативным документам по эксплуатации Морского терминала после завершения периода неблагоприятных погодных условий и связанных с этим экстремальных нагрузок при осуществлении погрузочных операций, проводит обследование комплекса оборудования выносных причальных устройств (ВПУ) Морского терминала.

По итогам внеочередной инспекции выявлено повреждение в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов ВПУ-3. В этой связи принято решение о временном выводе из эксплуатации указанного ВПУ для проведения промывки и ремонта. Своевременное выявление неисправности позволило исключить риск попадания нефти в акваторию Черного моря.

В настоящее время планируется проведение дополнительных обследований оборудования ВПУ-1 и ВПУ-2, по результатам которых КТК примет решение о необходимости проведения планово-предупредительных ремонтов.

Несколько позже в компании заявили, что по результатам водолазного обследования комплекса оборудования выносных причальных устройств на Морском терминале (МТ) под Новороссийском после шторма силами подрядной организации ООО «Транснефть-Сервис» по обслуживанию МТ выявлены повреждения 9-го и 13-го шлангов внутреннего рукава ВПУ-2.

Указанные повреждения являются критическими и не позволяют обеспечить безопасную эксплуатацию устройства. В этой связи КТК вынужден приостановить эксплуатацию указанного ВПУ, отмечалось в сообщении.

В этой связи в соответствии с нормативными документами по эксплуатации МТ в распоряжении КТК имеется аварийный комплект для замены необходимых шлангов. Однако контрактование поставки запчастей ВПУ в текущей конъюнктуре рынка может вызвать значительные затруднения. В этой ситуации руководство Консорциума вынуждено сообщить о возможном снижении объема транспортировки нефти втрое от заявок грузоотправителей на ближайшую перспективу.

В компании также отметили, что проведение ремонтов вероятно займет продолжительный период времени в связи с неблагоприятным прогнозом погоды, а также ожиданием номинации танкеров для промывки.

Отметим, что авария в Новороссийске может оказать существенное влияние на экспорт каспийской нефти Казахстана. В этой связи Министерство энергетики Казахстана уже заявило о проработке  альтернативных маршрутов для экспорта нефти.

«В настоящее время Министерством энергетики проводятся консультации с КТК по срокам возобновления работы морского терминала, при этом прорабатываются возможности отгрузки нефти на экспорт по альтернативным маршрутам», — говорится в сообщении.

Вероятно, что часть экспорта будет перенаправлено через Каспийское море танкерами для дальнейшей поставки на внешние рынки через азербайджанскую территорию посредством трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.

Также следует отметить, что, по мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ, ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, авария на выносном причале КТК усугубит дефицит на мировом рынке и, по всей видимости, увеличит стоимость нефти.

«Если это событие совпадёт ещё и с другими факторами, то создастся идеальный шторм и цены могут взлететь и обратно, к $140—150 за баррель».

Эксперт подчеркнул, что для США это тоже неприятное событие: «Они вот-вот только отказались от российской нефти, а тут ещё и другой поставщик прерывает поставки. Может подорожать топливо на внутреннем рынке США».

Подробнее о возможностях Азербайджана в по транзиту казахстанской нефти в следующей публикации:

Влад Кондратьев

24 марта, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели