Совещание по вопросам социально-экономического развития Астраханской области: каспийские аспекты
Аналитика, Колонка редактора, Повестка дня

Совещание по вопросам социально-экономического развития Астраханской области: каспийские аспекты

14 мая Президент Российской Федерации Владимир Путин провёл в г. Ахтубинске Астраханской области совещание по вопросам социально-экономического развития данного региона, где обсуждались вопросы, связанные с укреплением экономики и социальной сферы области, в том числе с учётом состоявшегося недавно Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Стенограмма совещания опубликована на официальном сайте президента.

С учетом прикаспийского географического положения Астраханской области в ходе проведённого совещания было уделено значительное внимание обсуждению ключевых задач и текущего состояния дел в сфере реализации ключевых национальных интересов Российской Федерации в Каспийском регионе. В частности, затрагивались вопросы развития морского и автомобильного транспорта, в т.ч. применительно к формированию МТК «Север-Юг», а также тематика развития судостроения и рыболовства, отраслей, непосредственно связанных с Каспийским морем.

Каспий — территория особого внимания

В ходе совещания Президент достаточно ясно и чётко выразил своё мнение о значимости Каспийского региона для страны. Он, в частности, отметил, что Каспий чрезвычайно важен занимаемым им положением как в стране в целом, так и на юге в особенности. В регионе переплетается очень много интересов. Со всеми государствами у России особые отношения, все они достаточно развитые, во многом совпадающие. Вместе с тем, Владимир Путин констатировал, что несмотря на всю свою колоссальную важность, потенциальные возможности Каспия используются сегодня чрезвычайно скромно. В этой связи региону требуется дополнительный импульс и толчок в развитии, в чём немаловажную роль может сыграть именно Астраханская область.

Что касается собственно Астрахани, то российский лидер отметил следующие ключевые аспекты её текущего социально-экономического положения и перспектив развития.

Так, регион обладает хорошей базой для развития. По его территории проходят международные транспортные пути «Запад–Восток» и «Север–Юг», расположены перспективные месторождения углеводородов и крупный нефтегазовый комплекс. Естественное богатство области – это плодородные сельхозугодья, биоресурсы Волги и Каспия. Есть хороший кадровый потенциал.

В прошлом году область достигла позитивной динамики по целому ряду ключевых показателей. К примеру, валовой региональный продукт в сравнении с 2017 годом вырос на 6,2 процента. Промышленное производство увеличилось на 16,2 процента, сельхозпродукции – на 5,8 процента. Эти показатели значительно выше среднероссийских.

Вместе с тем, темпы ввода жилья и в целом строительства в регионе ниже, чем в среднем по России. Неустойчивая динамика у инвестиций в основной капитал. Рост в промышленности и сельском хозяйстве пока слабо сказывается на реальных доходах жителей области. В прошлом году они были ниже, чем в среднем по России, а уровень безработицы, напротив, выше. При этом многие работники – особенно в аграрной и туристической сферах – могут рассчитывать только на сезонную занятость, и получается, что имеют устойчивый доход лишь летом, в течение нескольких месяцев.

Все эти негативные факторы сказываются на социальном самочувствии людей, которые проживают здесь. Не хватает хороших рабочих мест, мало возможностей для самореализации людей, молодёжи, и отсюда – значительный отток населения: этот показатель по области выше, если не сказать гораздо выше, чем в целом по стране.

На взгляд президента, для развития экономики и повышения качества жизни людей надо искать новые возможности для привлечения инвестиций, поддерживать промышленность и аграрно-промышленный комплекс, малое и среднее предпринимательство. Активнее модернизировать транспортную инфраструктуру, укреплять позиции таких перспективных отраслей, как логистика, туризм, пищевая промышленность. В полной мере использовать для этого и собственные ресурсы, и те возможности, которые дают наши национальные проекты и приоритетные программы.

Кроме того, Владимир Путин обратил особое внимание на ряд конкретных проблем и вопросов, не позволяющих Астраханской области в полной мере задействовать выгоды своего географического положения от непосредственного выхода на Каспий.

Первое: много лет назад было принято решение о развитии порта Оля. В 2004 году к нему была проведена железнодорожная линия. Однако до сих пор на полную мощность порт не заработал, да и объём грузов, перевозимых по железной дороге, пока далёк от желаемого.

Между тем грузопотоки в Каспийском регионе в целом, в том числе транспортные, постоянно растут. Но значительные объёмы грузов всё ещё идут в обход России, и, естественно, их забирают соседи России, так как  создают современные мощные портовые и логистические комплексы.

Второе – это развитие судостроения. Астраханская область обладает давним и успешным опытом работы в этой сфере. Здесь расположен известный завод «Красные баррикады». Это предприятие с многолетней историей сейчас находится в непростом положении, прежде всего из-за отсутствия необходимого количества заказов. А это, в свою очередь, вызвано в том числе проблемами в речном судоходстве и судостроении.

Третье – это модернизация автодорожной инфраструктуры. Речь идёт о реконструкции ключевых мостов и магистралей, строительстве новых развязок. Это позволит оживить деловую активность в регионе и прилегающих территориях, сделать транспортное сообщение более современным и удобным для астраханцев, для расширения межрегионального сотрудничества, решить острые экологические проблемы.

Поиску путей решения данных вопросов и была посвящена значительная часть прошедшего в Астраханской области совещания. 

Что делать?

Министр экономического развития Максим Орешкин в ходе своего выступления предложил руководству страны поддержать развитие Астраханской области, как крупного логистического хаба, связанного с двумя транспортными коридорами: «Север–Юг» и «Восток–Запад». По его оценкам, в ближайшие семь-восемь лет тот грузопоток, который приходится на российскую инфраструктуру, может удвоиться по сравнению с текущим уровнем. Соответственно, это всё нужно обеспечивать инфраструктурой, причём идёт речь не только об Астрахани, а обо всём Каспийском регионе.

С учётом этого Максим Орешкин предложил поддержать развитие портовой инфраструктуры в Астраханской области через наделение соответствующих территорий статусом портовой особой экономической зоны. Он пояснил, что сегодня все порты, которые работают на Каспии, – и казахстанские, и туркменские, и азербайджанские, имеют льготный налоговый режим, и поэтому в астраханских портах для конкуренции нужно выстраивать ровно такие же условия. Второй инфраструктурный момент, который отметил министр, – это развитие автодорожной инфраструктуры в Астраханской области. В первую очередь речь идёт о строительстве северного обхода города Астрахани с дополнительным мостовым переходом.

Что касается второй проблемы, которую обозначил президент – развитие промышленного потенциала области, в первую очередь судостроения, то Максим Орешкин отметил уникальность продовольственного комплекса завода «Красные баррикады». Вместе с тем, из-за ошибок бывшего менеджмента завод попал в долговую ловушку, он остановился, там сейчас де-факто никто не работает, производство остановлено. С учётом этого Правительство готово поддержать новое руководство Астраханской области в его стремлении решить проблемы завода. Поэтому  компания «Объединённая судостроительная корпорация» готова взяться за восстановление производственной активности.

Также министр экономического развития отметил потенциал развития рыболовства и рыбоводства в Астраханской области, благоприятные предпосылки для развития туризма. Все вышеперечисленные направления в комплексе должны придать дополнительный импульс экономике Астраханской области, считает М.Орешкин.

Довольно содержательным получилось выступление на совещании министра транспорта РФ Евгения Дитриха. Он конкретно остановился на тех аспектах, которые позволят Астрахани стать крупным логистическим хабом в Каспийском регионе.

По автомобильной составляющей коридора «Север–Юг», министр отметил, что в состав этого коридора входит дорога на территории Астраханской области Р-22 «Каспий», которая проходит от дороги М-4 «Дон» на Тамбов, Волгоград и далее – на Астрахань (всего 1220 километров). В этом ведомство реконструирует 12 километров этой дороги и проведёт капремонт 40 километров. В рамках взаимодействия с Астраханской областью в федеральную собственность переходит часть дорог регионального значения. В частности, 55-километровый участок на казахстанскую границу, который будет служить дополнительно связью с Казахстаном и тоже обеспечивать автодорожную составляющую коридора «Север–Юг».

Что касается морского транспорта, то министерство готово поддержать предложение Максима Орешкина в отношении особой портовой экономической зоны, которая по мнению Е.Дитриха могла бы быть присвоена порту Оля. Сегодня порт загружен порядка 20 процентов, однако в Каспийском бассейне есть возможности для более активной перевозки грузов, но Оля без такого рода решений нарастить грузовую базу не сможет.

Завершая своё выступление, министр сказал, что его ведомство предпринимает все усилия для того, чтобы привлечь грузы на реку и порты Каспия, так как это позволит встраивать порты Астраханской области в ожидаемый двукратный рост грузопотока на порты Каспия.

Помимо вышеизложенного обращает на себя внимание выступление на совещании генерального директора особой экономической зоны «Лотос» (Астраханская область) Сергея Милушкина. Он особо отметил перспективность развития контейнерных перевозок на Каспии и имеющиеся перспективы широкого привлечения индийских грузов, идущих в Европу, а это около 15 миллионов контейнеров, на каспийский маршрут.

Предпосылки для этого есть. Так, по данным главы «Лотоса» в прошлом году только в порту Энзели обработано порядка 50 тысяч контейнеров. При этом в Астраханскую область зашло порядка 2 тысяч контейнеров, остальные ушли к конкурентам. В иранском Энзели наряду с тем, что у них имеется свободная экономическая зона, имеется порт на 7 миллионов тонн. В дополнение к этому здесь же строится порт для контейнерных перевозок на 15 миллионов тонн, а современный иранский порт в Чабахаре готовится забрать у России перевозки на Среднюю Азию из Индийского океана.

Чтобы занять свою нишу в формируемых в регионе контейнерных грузопотоках Сергей Милушкин предложил строительство частного порта. Астраханская область уже провела переговоры и нашла частного инвестора – это портово-логистическая компания «Каспий», владелец – Савченко Олег Владимирович, основной акционер Европейской подшипниковой корпорации (крупный машиностроительный холдинг). Подписано соглашение с Астраханской областью. Он готов вложить порядка 15 миллиардов рублей в строительство частного порта под обязательства Астраханской области и Российской Федерации, если такое решение будет принято по созданию портовой особой экономической зоны. Кроме того, проведены целый ряд переговоров, в ходе которых подписано соглашение с управляющей компанией порта «Бронка» (Санкт-Петербург), в ближайшее время планируется подписание соглашения с объединением немецких логистических компаний BVL по аналогии с портом «Бронка». Тем самым созданы предпосылки, чтобы появилась нормальная контейнерная линия между Европой и Астраханью, и далее в Индию и Китай.

Также Сергей Милушкин предложил в целях реализации указа президента от 7 мая 2018 года № 204 принять решение о создании портовой особой экономической зоны, при этом не на базе порта Оля, а на небольшом удалении от него, так как Оля не может принять те 7 контейнерных терминалов, которые планируется построить вместе с инвестором. Данное предложение хоть и было критично оценено министром транспорта Е.Дитрихом, так как строительство нового порта при низкой загрузке действующего вопрос дискуссионный. Вместе с тем, Владимир Путин не исключил положительного решения по новому порту. Однако для этого Астраханской области нужно будет дополнительно проработать этот вопрос, не затягивая этот процесс.

Таким образом факт проведения подобного совещания с участием высшего руководства Российской Федерации свидетельствует не только об особом внимании руководства страны Астраханской области, но и в целом реализации ключевых стратегических интересов России на Каспии. С учётом этого в перспективе следует ожидать более активной российской политики в регионе, что безусловно окажет положительное влияние на региональную ситуацию.

Май 20, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели