Современные геополитические риски и проблемы безопасности Евразийского континента
Аналитика, Геополитика и геоэкономика

Современные геополитические риски и проблемы безопасности Евразийского континента

20 апреля 2022 г. состоялся очередной круглый стол на тему «Современные геополитические риски и проблемы безопасности Евразийского континента». Организаторы круглого стола предложили участникам для обсуждения тему существующих в современно мире угроз и вызовов, которые подрывают систему международной безопасности. В работе круглого стола приняли участие: О.И. Оськина, В.Г. Головин, Р.Х. Усманов, Е.В. Кудряшова, А.А. Романова, Е.В. Хлыщева, Л.Я. Подвойский, С.М. Топчиев, В.В. Кондратьев и др. Заседание вел профессор П.Л. Карабущенко.

В своем выступлении профессор Павел Леонидович Карабущенко отметил, что в настоящем мире главным вызовом стало противостояние России с агрессивным коллективным Западом во главе с США. Украинский кризис как раз и обострил все существующие противоречия, возвел их в ранг открытого конфликта. Речь идет о крупномасштабном конфликте, многими называемый уже Третьей мировой войной. Перед нами классическая гибридная война, состоящая из различного рода переплетений войн экономической, политической, информационной, финансовой, психологической и т.д., и т.п. Но самое главное – идет нескончаемый поток провокаций и фейков, которыми коллективный Запад намерен задавить и раздавать Россию.

В апреле 2022 г. Запад попытался объявить России дефолт, сам же заморозив все ее финансовые средства в своих банках. Не вышло. Провокация не удалась. И хотя она провалилась, это не означает, что в будущем Запад не предпримет новых попыток по дискредитации платежеспособности России. Выступающий напомнил, что мировой финансово-экономический кризис 2008 г. всеми благополучно забыт, хотя «волны» этого кризиса до сих пор время от времени прокатываются по мировым экономикам, сотрясая и их политические системы. В начале 2020-х гг. эти кризисные элементы уже достигли такой концентрации, что грозят миру новым обострением. И на этот раз обострения может начаться в Евразии. По данным Всемирного банка, в преддефолтном состоянии в настоящее время находится Шри-Ланка. Это небольшое островное государство находится в центре мировых логистических маршрутов, связывающих Панамский канал с Суэцким. И если там случится то, что ожидается, многие логистические связи могут быть нарушены, что неизбежно приведет к усилению мирового кризиса. Индия, конечно, попытается всеми силами не допустить дефолта у соседа. Но ситуация отягощается тем, что и соседние Индонезия и Пакистан тоже находятся в преддефолтном состоянии, а им Индия уже помочь вряд ли сможет. Если к этому добавить еще такую страну как Египет (у которой тоже назревает финансовый и продовольственный кризис), то получается некий пояс нестабильности, который может дестабилизировать всю Евразию. Напомним, что т.н. «арабская весна» (2012 г.) начиналась именно в Египте и именно с резкого повышения цен на продовольствие. Виновницей тогда была Россия, в которой случился неурожай зерновых. В 2022 г. ситуация может повториться, поскольку посевная компания на Украине провалилась, то следует ожидать рост цен на зерновых. Это в свою очередь можем привести уже к новому витку кризиса под названием «арабская осень», со всеми вытекающими из этого последствиями…

Не стоит забывать о том, что навязанный США России украинский кризис задумывался вашингтонскими аналитиками как двух актовая драма, где первым актом была война на Украине, а вторым – война Китая на Тайване. США расставили свои геополитические капканы для России и Китая, справедливо полагая, что они в них обязательно попадут. Заманив Россию в «украинскую ловушку», американские стратеги надеялись ослабить военный и экономический потенциал Москвы и вывести ее из глобальной игры. То же самое касалось и Китая. Единственное чего они не могли учесть, так это то, что будет если в ходе этих двух «войн» Россия и Китай выйдут победителями и еще больше укрепят свои международные позиции. Вашингтон учитывает только ситуацию понижения, но не повышения влияния Москвы и Пекина. В этом и заключается их собственная слабость – поставив капканы против России и Китая, они сами для себя выстроили еще более мощный капкан. А ходить на русского медведя или китайского дракона с мышеловкой бесполезно…

В своем выступлении Ольга Ивановна Оськина отметила, что провокация Запада с дефолтом в отношении России имела далеко идущие цели. Но она не удалась, и Россия в очередной раз продемонстрировала всему миру свои способности выживать и побеждать в самых неблагоприятных социально-экономических и военно-политических условиях. Введенные против России санкции по своему масштабу не имеют аналогов в мире. Запад постоянно изобретает все новые и новые санкционные запреты, так до конца не осознавая, что они начинают уже работать против них самих. Запад уже начал стрелять себе не только в ногу, но и в голову. Уже многие страны Европейского Союза заявили о том, что без русского дешевого газа их экономики просто рухнут. И это обрушение уже началось. Запад сам загнал себя в историческую ловушку, из которой он не знает, как ему теперь выбраться.

Очевидно, что обостряя конфликт с Россией, коллективный Запад пытается отстоять свою мировую гегемонию, которую он начал утрачивать с первых лет двадцать первого столетия. Именно это и не дает западным политикам покоя. В мире появляются новые центры силы, и Россия в их числе. Делиться с властью коллективный Запад и в частности США не намерен. Они привыкли процветать за счет ограбления своих колоний. В начале XXI в. «колоний» уже больше не осталось, и западная модель вступила в режим глубокого системного кризиса. Для того чтобы сохранить свою монополию на мировое господство, возглавляемый США Запад должен устранить главных конкурентов – Россию и Китай. И нынешняя ситуация как раз и показывает, как и чьими руками Вашингтон защищает свою мировую гегемонию. Но быть глобальным жандармом у них уже не получается. Мы наблюдаем стремительный закат Запада, фундаментальное обрушение всей архитектуры его ценностей. Король оказался голым и эту его наготу теперь видит весь мир…

В своем выступлении профессор Рафик Хамматович Усманов коснулся проблемы безопасности в Каспийском регионе. Существующее сырьевое и в том числе биоресурсы, а также современное транспортно – коммуникационные пути и логистика Каспия разумеется усилило его значимость и связано это, прежде всего, с ролью связующего звена между Европой и Азией, как центра евразийского пространства. Хотел бы вспомнить, так в одном из исследований, нашей монографии «Геополитика Каспийского региона (Взгляд из России)» еще в 2004 году была представлена характеристика данного региона, следующим образом: «Район Каспийского моря всегда был одним из узловых центров Евразийского политико-этнического и социокультурного ландшафта и играл немаловажную роль в истории его народа и государств». Безусловно, Каспийский регион исторически играет до сегодняшнего дня важную роль для всего глобального мироустройства.

Именно поэтому его актуальность до сегодняшнего дня не спадает, вследствие чего имеются не только глобальные вызовы, но и локальные региональные проблемы. В связи с их спецификой данные проблемы можно классифицировать следующим образом:

— экологические (изменения климата, загрязнение промышленными отходами, антропогенное воздействие: проблема Аральского озера, последствия аварии в Чернобыльской АЭС);

— международный терроризм, распространения радикальных идей (ИГИЛ, Сирия, Афганистан – источники нестабильности для региона пока не спадают и даже наращиваются);

— неразрешенные территориальные конфликты (Украина — Донбасс и Луганск, Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия, Нагорный Карабах)

— экономические вызовы (формирование сырьевой экономики (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан), зависимость от внешней финансовой помощи (Молдавия, Армения и т.д.). Слабость постсоветских государств в развитии конкурентоспособной рыночной экономики;

— потенциальные межэтнические и межконфессиональные кризисы (существования особых конфликтогенных зон, миграция, религиозный радикализм);

— слабое развитие политических институтов и гражданского общества (формирование авторитарных систем управления, отсутствие политического плюрализма).

Конечно же каждый из выделенных пунктов требует более углубленного компетентного анализа. Рассматривая данные проблемы, необходимо сделать анализ имеющейся международной договорной и правовой основы формирования коллективной безопасности, упреждающей все эти угрозы и прежде всего террористические, межэтнические и межконфессиональные угрозы.

Еще в начальный период формирования современного пятистороннего формата Каспийских государств начинает выстраиваться концептуальная основа региональной концепции безопасности.

Что касается глобальных проблем, то в ходе Второго Каспийского Саммита, проведенного в Тегеране 2007 г. был принят документ — Декларация Саммита, где указаны факторы обеспечения региональной безопасности, и в пункте XXII стороны указывают на то, что международный терроризм, агрессивный сепаратизм и иные насильственные проявления экстремизма, а также нелегальный оборот наркотиков, оружия и другие формы транснациональной организованной преступности, как глобальные вызовы угрожают безопасности всего мирового сообщества, а также международной политической стабильности.

Далее, в ходе рассмотрения по принципам достигнутых ранее проведенных трех саммитов прикаспийских государств и для дальнейшего развития взаимоотношений, был организован в 2014 году Четвертый Каспийский Саммит в Астрахани. И что характерно, данный Саммит прикаспийских государств, прошел в период формирования новых вызовов и угроз в регионе. Я имею ввиду существенные геополитические изменения, произошедшие в тот период, — события Арабской весны, которые в значительной степени вполне могли повлиять на устойчивость политического развития прикаспийских государств, если бы не предпринятые очень существенные и значимые договоренности пяти прикаспийских государств в области коллективной безопасности.

Что существенно важно, и это следует подчеркнуть в плане дальнейшей стабилизации и устойчивости прикаспийских стран, всей региональной системы, то это три протокола согласованные в ходе Пятого Саммита в Актау в 2018 году, которые были приняты единогласно для выполнения условий ранее достигнутого Соглашения о сотрудничестве в сфере коллективной безопасности на Каспийском море: 1) Протокол о сотрудничестве и взаимодействии пограничных ведомств; 2) Протокол о сотрудничестве в области борьбы с организованной преступностью на Каспийском море; 3) Протокол о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом на Каспийском море

Все эти Протоколы были приняты в Соглашении о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море 18 ноября 2010 года;

Надо отметить, что на сегодняшний день особую опасность в данной сфере представляет, как я отметил, террористическая угроза со стороны радикальных религиозных и сепаратистских сил для безопасности всего региона. В свете череды социально – политических потрясений и деструктивного внешнего вмешательство в настоящее время сформировались в этом плане такие центры нестабильности, как: Афганистан, Ирак, Сирия, Ливия, Йемен.

Помимо этого, при проведении комплексного анализа исследований ряда ученых можно отметить, что Прикаспийский регион с 90-х гг. XX века продолжает являться одним из центров геополитического напряжения. Он связан, прежде всего, с существующими неразрешенными конфликтами (нагорно-карабахский, южноосетинский, абхазский), геополитическими (борьбой Ирана с западными государствами и Израилем), последними действиями со стороны Турции в Ираке в отношении курдов и т.д. Также следует, отметить, особо актуализировавшийся системный кризис, результатом которого стал социальный взрыв в Казахстане и военный конфликт, спецоперация в Украине. Еще ранее в 2008 году, исследуя тему безопасности в Каспийском регионе наш коллега Новоселов С. В., отмечал консервацию, а затем актуализацию негативных тенденций, что и происходит сегодня.

В этом плане надо сказать, что в многочисленных исследованиях ученых специалистов в этой области обращается внимание на сложность построения государственной конфессиональной политики в поликультурном регионе Каспия. Отмечается возможные как синхронные, так и диахронные линии формирования в этом направлении. Разумеется, этноконфессиональная политика должна формироваться с учетом локальных, региональных и глобальных политических процессов. В этом смысле астраханский опыт сосуществования различных этносов и религиозных течений, может послужить положительным примером для регионального сотрудничества.

Очень актуальным и значимым является Конвенция о правовом статусе Каспийского моря 2018 г.. В данном правовом документе «Конституция Каспия» в III статье сформированы принципы по сохранению коллективной безопасности в регионе. Так, например, подтверждается, ранее выдвинутые инициативы соблюдать согласованные меры доверия в сфере военной деятельности в духе предсказуемости и транспарентности. Принципиальным положением по сохранению безопасности, является формулировка, что очень сегодня актуально, об отказе размещения на Каспии вооруженных сил, не принадлежащих договаривающим сторонам, а также непредставления территории другим государствам, для агрессии против прикаспийских государств.

Для Российской Федерации сложившаяся современная международная ситуация, отражающая последствия войны в Ираке и Сирии, а также последние события на Украине значительно увеличивает риски и угрозы коллективной безопасности и повышают в настоящее время значение региона Каспийского моря. Поэтому, как мы отмечали ранее «неопределенность и неустойчивость систем (региона) может оказаться опасной вследствие ее неуправляемости». Сегодня даже незначительные деструктивные факторы вызовов и угроз коллективной безопасности способны привести к эскалации напряженности и разрушить устоявшуюся перспективную дипломатическую модель международного сотрудничества государств Каспийского региона – геополитической оси евразийского пространства.

Перспективная задача, поставленная в еще в 2004 году в нашей монографии становится еще более актуальней в этой крайне сложной ситуации в Каспийском регионе – сформировать наднациональный прикаспийский политико-экономический орган (парламент) с геополитическим центром в Астрахани, что обеспечит координацию взаимодействия Каспийских государств и обеспечит более устойчивую и стабильную коллективную безопасность региона, где гарантом безопасности может выступить Россия, как сдерживающий фактор с ее ядерным потенциалом.

Как отмечал Вячеслав Григорьевич Головин, заместителя директора департамента социально-политических и экономических исследований Евразии и Востока, Большой Каспий постепенно переходит от некоторой разрозненности его субъектов в определенные союзы и неформальные сообщества с общими взглядами и принципами формирования нового мирохозяйственного и технологического укладов. Указанные подходы позволяют создавать новые формы взаимоотношений и вырабатывать единые стратегические подходы и единые позиции в условиях экономического и политического противостояния в непростых конкурентных отношениях ресурсной политики, санкционных войн, терроризма и т.д.

По мнению академика РАН Глазьева С.Ю. формируется новый мирохозяйственный уклад, как целостные системы взаимосвязанных институтов, обеспечивающих в данное время расширенное воспроизводство национальных экономик и определяющих механизм глобальных экономических отношений. Все это должно позволить изменить идеологию международного сотрудничества в направлении смены парадигмы либеральной глобализации в интересах частного капитала ведущих стран мира на парадигму устойчивого развития в интересах всего человечества.

Согласно инициативам Президента России Путина В.В. создается большое Евразийское партнёрство с участием Евразийского экономического союза, а также стран, с которыми в России сложились тесные отношения: Китай, Индия, Пакистан, Иран, партнёров по СНГ и других заинтересованных государств, и объединений. На данном пространстве активно развиваются ЕАЭС, СНГ, ШОС, РИК и другие объединения.

На Евразийском континенте реализуется проект «Большой Каспий», а в его лице — Каспий регион рядом ученых рассматривается как «центр пересечения и сопряжения миров» – «Востока и Запада», «Севера и Юга», которые формируют геополитическое пространство, притягивающее ведущих мировых игроков, в ареале которого осуществляется «разлом» существующего мирохозяйственного уклада и формирование нового многополярного мироустройства, в котором заинтересованы все страны Большого Каспийского региона.

В современных условиях на этом пространстве фактически складывается «Большой евразийский ромб», представленных ведущими экономиками континента: Россия, Китай, Индия, Иран, которые, наряду с государствами БРИКС, не поддержали санкции Коллективного Запада против России и имеют приоритетное мирохозяйственное значение. Особенностями неофициальной коалиции также является позитивное поведение Турции и Пакистана.

Остаются обостренными проблемы, так называемого «Афганистанского и Украинского капканов», возникшие сложности в Пакистане и других зонах, которые формируют широтный пояс нестабильности на Евразийском континенте и в мире, в целом.

Наряду с геополитическими рисками особое значение занимают геоэкономические вызовы и угрозы, связанные с нарастанием санкционного давления и инфляционных ожиданий, ростом проблем накопленных долгов в экономике и взаимных неплатежей.

Совокупность указанных рисков вносит ряд негативных факторов, включая острый дефицит энергетических и продовольственных ресурсов, как в настоящее время, так и в обозримом будущем. Экономический спад производства, практически во всем странах мира, неуправляемый рост цен и снижение жизненного уровня населения планеты, это только начальный этап мирового финансово-экономического кризиса, который, как предполагается, будет сопровождаться новыми геополитическими изменениями, трансформацией мирохозяйственного порядка и потрясениями.

Со своим докладом «Фактор страха как манипулятивная технология: политический аспект» выступила доцент Екатерина Викторовна Кудряшова. Ею в частности было отмечено, что в после дне е время наблюдается тенденция к смещению риторики безопасности из области национальной в область человеческой безопасности (huma n security). Сторонники идеи человеческой безопасности выдвигают е е в качестве вызова традиционному понятию национальной безопасности, настаивая на том, что надлежащим референтом безопасности должно быть лицо, а не государство. Национальная безопасность декларируется как комплекс мер, призванных обеспечить целостность государства и защитить е го граждан от внешней угрозы. Однако, на практике она трансформируется в поиск и раздувание этих угроз и общественных страхов.

Для выстраивания политики страха в риторике человеческой безопасности власть использует все возможные социальные страхи, та кие как страх ответственности, страх негативных оценок, страх перед «чужими». Специфика та кого рода страхов заключается в том, что они носят массовый характер, а их объекты не могут причинить человеку реальный вред. Одна ко, испытав социальный страх лишь однажды, человек на чина е т ассоциировать е го с определенными социальными ситуациями. В результате страх и продиктованное им поведение за поминаются, поддерживаются и воспроизводятся, охватывая все больше е количество социальных случаев.

В современном мире широко используется глобальное и общегосударственное манипулирование общественным сознанием через внедрение такой технологии как фактор страха. Например, распространение страхов играло весьма существенную роль в американской политике все го XX в. Наиболее интенсивно ста л использоваться страх американским истеблишментом сразу после окончания Второй мировой войны, с вступлением двух сверхдержав в ожесточенное стратегическое соперничество за влияние в мире , достигнув свое го апогея во втором десятилетии XXI в. Панический страх отстать и оказаться жертвой «внезапного советского (в на стояще е время — российского) удара » ста л характерной чертой общественного американского мнения.

В ряду опасностей, порождающих чувство парализующего коллективного страха в США , наиболее часто в на стояще е время также упоминаются терроризм, мигранты (беженцы), экстремисты, оружие массового уничтожения. О новом виде «страха по-а ме рикански» за явил в статье «На пути к глобальной пере группировке » Зб. Бже зинский.

 Архитектор имперской политики США утверждает, что американское мировое господство заканчивается, и предвещает грозящую месть угнетаемых когда -то на родов.

Во всех сегодняшних стратегических документах США Россия объявляется угрозой их существованию. Доктринально оформленная русофобия определяет фон принятия военных, политических и экономических решений западными государства ми.

Начатая в ответ антироссийская кампания приобрела беспрецедентный по масштабу и многосторонности практически тотальный характер. Почти повсеместное превращение России в объект враждебной пропаганды подтвердило наличие не преходяще го страха За па да перед Россией и еще боле е усилило в за па дном общественном сознании не приязненное отношение к россиянам, а для значительной части на селения сформировало малопривлекательный образ русского человека как агрессивного варвара .

Эти и другие причины за да ют все новые тренды на За па де : увеличение военных расходов, создание новых видов вооружения. Демонизация России и е е президента генетически проистекает из сложившейся на За па де традиции идеализации свое го собственного государства , политического устройства , ценностей и политики.

Среди множества разновидностей страха особое место занимает политический страх. Политический страх — это переживание людьми возможности определенного ущерба их коллективному благополучию — боязнь терроризма , паника в результате роста преступности, тревога из-за упадка нравственности — или же запугивание людей властями либо отдельными группа ми. Политический страх способен иметь далеко идущие последствия. Он может диктовать общественную политику, приводить новые группы к власти и не пускать другие , создавать и отменять за коны. Политический страх — это не просто страх граждан перед властью, политикой, перед опасными последствиями принимаемых ими решений, это та кое состояние заторможенного политического мышления людей, которое не позволяет критически и самостоятельно осмыслить ту или иную ситуацию.

Пребывание в условиях дефицита объективной информации с учетом факторов неопределенности способствует появлению панических тревожных расстройств, приступов выраженной тревоги перед возможным (гипотетическим или реальным) суже нием политических свобод и прав. В современной политической жизни многих госуда рств, это состояние ла те нтно, а иногда и открыто инспирируется те ми представителями политической власти, которые любой ценой стремятся сохранить свое господство и влияние .

Одним из наиболее ярких примеров использования фактора страха в современной политике выступают санкции.

В сфере внешней политики санкции являются скорее фактором страха, чем всеобъемлющим комплексом запретительных мер. Работает «эффект прокаженного»

Несомненно, также , что страх вообще и политический в частности может выполнять мобилизационную роль, быть источником политической жизнеспособности, коллективного обновления. Вспомним, что именно чувство страха перед возможной агрессией со стороны других людей, опасение за свою жизнь, жилище и имущество явилось одной из причин появления государства .

Аспирант Астраханского госуниверситета, редактор портала «Каспийский вестник» Владислав Владимирович Кондратьев отметил, что начало Специальной военной операции Вооруженных сил Российской Федерации на Украине оказало существенное влияние на развитие геэкономической и геополитической ситуации в сердце Евразийского континента – в Каспийском регионе.

Обширные экономические санкции, прежде всего, в сфере транспорта и логистики, способствовали активизации деятельности прикаспийских стран по интенсификации развития Транскаспийского международного транспортного маршрута, на который планируется перенаправить часть грузов из Китая и Центральной Азии, которые ранее шли через российскую территорию. С другой стороны Россия, столкнувшись с противодействием стран Запада, обратила особое внимание на реализацию потенциала МТК «Север-Юг», который может способствовать существенному углублению российско-иранского сотрудничества, как в Каспийском регионе, так и на других направлениях.

Что касается геополитических аспектов, то Владислав Кондратьев обратил внимание на оценки текущих событий ведущих американских политологов, специализирующихся на Каспии. Он привёл ряд высказываний бывших американских дипломатов, а ныне членов попечительского совета Каспийского политического центра США, на взгляд которых в нынешних условиях независимые страны Каспийского региона находятся под угрозой исчезновения и нуждаются в немедленной защите от России. Таким образом, В.Кондратьев ожидает, что США с целью сохранения созданных на Каспии за последние три десятилетия геополитических позиций активизирует контакты со странами Большого Каспийского региона для недопущения их перехода в сферу приоритетного влияния «активизировавшейся» России.

Что касается аспектов безопасности, то на взгляд Владислава Кондратьева, события на Украине могут существенно ухудшить ситуацию в Евразии в данной сфере. Огромное количество оружия практически бесконтрольно поступающего на Украину со стороны западных стран, участие в боевых действиях наёмников и добровольцев из различных стран, в том числе и стран Каспийского региона, распространение националистической и экстремистской идеологии — всё это будет способствовать распространению зон нестабильности в Евразии. При этом ситуация с безопасностью практически в равной мере ухудшится как на Западе, так и на Востоке материка.

Топчиев Михаил Сергеевич (кандидат политических наук). Современный мир становится все более зависимым от разного рода факторов, так или иначе влияющих на трансформацию традиционных национальных идентичностей и их восприятие. Идентичность становится ключевым моментом концепции социетальной безопасности, в фокусе которой находится конкретная территория с доминирующей идентичностью. Трансформация, а скорее конструирование идентичности определяет не только ее базовые характеристики, но и выстраивает новые отношения с носителями как своей идентичности, так и иными, прежде всего соседями. Эта тенденция проявилась и в ситуации на Украине. После распада СССР началась трансформация общей идентичности «советский народ» в национальные идентичности, что относится и к населению Украины. О траектории формирования, а скорее конструирования написано немало научных работ. И если трансформация — это во многом естественный процесс, то конструирование-процесс направляемый преимущественно правящими элитами.

Понятно, что процесс конструирования новой идентичности так или иначе отталкивается от образа Чужого. Для украинских идентификационных процессов постсоветского времени таким Чужим стала Россия и русский, читай, россиянин. Но в украинском нациестроительстве построение образа Чужого является реверсивным. В ходе этого процесса должен осуществится возврат к исторической украинской идентичности, которая как-бы имела место быть, но была утрачена в силу стечения исторических обстоятельств и пагубного влияния России. Тем самым идет активный процесс переписывания совместной истории, поскольку ее наличие просто отрицается.

Однако, необходимо учитывать, что вопрос с украинской идентичностью тоже весьма неоднозначен. Исследователи выделяют несколько типов идентичностей, характерных для населения Украины, как минимум три (этнические украинцы, этнические русские, и русскоговорящие украинцы). Доминанта той или иной идентичности связана с регионом проживания и прежде всего с векторами Запад – Восток. Поэтому даже внутренний конфликт идентичностей для Украины объясним.

С конструированием новой идентичности связана и новая языковая политика. На выбор языка повлияло появление поколения постсоветской молодежи, выросшего вне общего русскоязычного пространства. Для них украинский язык становится единственным языком внутригосударственного общения, а следовательно и маркером украинской идентичности. Идентичность этого поколения складывается в процессе социализации, на которую особое влияние оказывает образование. Еще десять лет назад ученые предупреждали, что негативные репрезентации «Других» в учебниках приведут к созданию национального нарратива виктимизации, и стереотипов о «других», а продвижение этнической, а не гражданской, идентичности в образовании может негативно отразиться на отношении к истории русскоязычного населения Украины. Даже новые учебники и новые исторические нарративы в них создают благодатную почву для возникновения конфликтов. Эти процессы начались на Украине далеко не вчера и к настоящему моменту приобрели остро конфликтный характер, переросший в международный конфликт.

В заключении участники круглого стола выразили желание продолжить обсуждение этой темы и в будущем вернуться к ней в рамках, как самого дискуссионного Каспийского клуба, так и в формате научных конференций…

29 апреля, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели