США намерены реализовать инициативу Blue Dot Network в странах Каспия
Геополитика и геоэкономика, Колонка редактора

США намерены реализовать инициативу Blue Dot Network в странах Каспия

В сентябре 2020 года ведущий американский мозговой центр, занимающейся каспийской проблематикой – Каспийский политический центр, в сотрудничестве с Агентством США по международному развитию (USAID), выступил в качестве организатора экспертной дискуссии, посвящённой вопросам реализации инициативы Blue Dot Network в Каспийском регионе. В мероприятии приняли участие высокопоставленные представители Международной финансовой корпорации развития США (DFC), Европейского банка реконструкции и развития (EBRD), и руководители высшего звена из международных финансовых институтов и частных корпораций в Каспийском регионе.

Следует отметить, что официальное представление проекта Blue Dot Network (BDN) – «Сеть голубых точек», состоялось в ноябре 2019 года в ходе Индо-Тихоокеанского бизнес-форума, прошедшего в рамках 35-го Саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Таиланд, 2-4 ноября 2019 года). Сеть Blue Dot – многосторонняя инициатива, направленная на объединение усилий правительств, частного сектора и гражданского общества в целях продвижения высококачественных и надёжных стандартов для развития глобальной инфраструктуры.

По мнению ряда экспертов, реализация проекта не что иное, как предложенное американскими экспертами универсальное решение по блокированию китайских логистических инициатив, разделение на «правильную» и «неправильную» инфраструктуру и логистику для доступа в т.ч. на премиальный американский рынок. Ярким подтверждением этому тезису служат слова советника Белого Дома по национальной безопасности Роберта О’Брайена, который в одном из своих выступлений сравнил проект с «гидом Мишлен» — ресторанным рейтингом превосходства, добавив, что Blue Dot – это ответ на дипломатию долговых ловушек Китая.

Примерно в том же ключе характеризуют инициативу Blue Dot Network  эксперты Каспийского политического центра. В пресс-релизе КПЦ отмечается, что Сеть BDN создана Австралией, Японией и США с целью разработки стандарта сертификации для отдельных инфраструктурных проектов. Эта сертификация будет определяться на основе стандартов прозрачности, устойчивости и воздействия на развитие, основываясь на международном консенсусе, достигнутом на саммите G-20 в Осаке. Ответственные за реализацию проекта Агентство США по международному развитию, Корпорация финансирования развития США и Государственный департамент США.

Американские эксперты отмечают, что за последнее десятилетие Каспийский регион стал важной точкой для инвестиций в инфраструктуру.

«Благодаря стратегическому расположению региона на стыке Европы и Азии и богатству его природных ресурсов, Каспий стал критически важным регионом для проектов, способствующих глобальному соединению, а также местного развития» , — сказал в частности директор КПЦ Эфган Нифти.

Вместе с тем, с точки зрения развития коммуникационных, торговых и транзитных маршрутов, Большой Каспийский регион остается одним из наименее интегрированных узлов в мире и нуждается в значительных инвестициях для развития региональных связей и сотрудничества в инфраструктурных проектах.

Справка редакции: В Большой Каспийский регион американские эксперты включают Грузию, Армению, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию и Афганистан. Подробнее здесь.

Так, по данным Global Infrastructure Hub (GIH) Азербайджану до 2040 года потребуются инвестиции в размере 100 миллиардов долларов, но с учетом текущих инвестиционных тенденций страна испытывает дефицит в 8 миллиардов долларов инвестиций. Казахстану на те же цели потребуется 292 миллиарда долларов, при этом недостаток в инвестициях может составить 84 миллиарда долларов.

Решением проблемы привлечения инвестиций для прикаспийских стран, по мнению участников мероприятия, может стать именно проект Blue Dot Network.

Исполнительный директор Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) от США Стив Дауд в своём выступлении отметил, что Сеть Blue Dot Network — это механизм для мобилизации сотен миллиардов долларов, хранящихся в различных фондах, на реальные инфраструктурные проекты, что особенно важно с учетом ущерба, нанесенного экономике, инвестиционным планам и потокам капитала пандемией COVID19.

Заместитель помощника администратора USAID по Азии Хавьер Пьедра, в свою очередь, обратил внимание, что сеть Blue Dot объединит правительства, частный сектор и гражданское общество в рамках общих стандартов развития глобальной инфраструктуры, поддерживаемых такими международными финансовыми учреждениями, как Всемирный банк и ЕБРР.

Примечательно, что участники дискуссии акцентировали внимание и на том, что сотрудничество финансовых доноров и инфраструктурных компаний с партнерами Blue Dot Network в США и других странах, позволит избежать ошибок, допущенных некоторыми правительствами Большого Каспия в проектах инфраструктуры в прошлом, по всей видимости, намекая на китайские инвестиции в рамках Инициативы «Один Пояс – Один Путь».

О серьёзности намерений США по реализации проекта Blue Dot Network в Каспийском регионе свидетельствует обширный состав участников мероприятия, среди которых числились Талех Зиядов, генеральный директор Бакинского международного морского торгового порта; Георгий Пертая, Президент Торгово-промышленной палаты Грузии; руководители высшего звена из Свободной промышленной зоны Поти, Международного финансового центра Астаны, SOCAR Capital, Женской торгово-промышленной палаты Афганистана, Kazakh Invest, AE Solar AIONRISE, Японского банка международного сотрудничества, Американо-узбекской торговой палаты, NESQOL Holding , Limak Holding, Tekfen Construction, Международной торговой палаты Афганистана, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Грузии, Группы PACE, Wings & Freeman Capital, Логистической ассоциации, Грузинской ассоциации экспедиторов, Kolin Construction, Eser Contracting, Hidromek Ltd. Co., Doğuş Construction и торговля, Gama Industry, Турецкого союза торговых палат и товарных бирж, Турецкой ассоциации подрядчиков.

Таким образом, факт проведения Каспийским политическим центром при поддержке USAID и DFC мероприятия, посвящённого реализации проекта Blue Dot Network в странах Каспийского региона, свидетельствует о планах США вступить в конкуренцию с Китаем в сфере инфраструктурных инвестиций на каспийском направлении. С учётом этого, Каспий может стать очередным полем американо-китайского соперничества, что, безусловно, отразится на геоэкономической ситуации в регионе.

Применительно к интересам России, следует учитывать, что американские инвестиции в рамках Blue Dot Network, в первую очередь, будут направлены на проекты, связанные с развитием взаимосвязей по направлению Восток-Запад. Именно поэтому не случайным видится приглашение к участию в мероприятии генерального директора Бакинского международного морского торгового порта Талеха Зиядова. Азербайджанские власти стремятся получить статус главного транспортно-логистического центра Каспийского региона, через который будут проходить транспортные потоки в направлении «Восток-Запад» и «Север-Юг». Дополнительная поддержка усилий Баку со стороны США укрепит позиции Азербайджана в регионе.

Негативное влияние данные процессы могут оказать, прежде всего, на работу российских властей по развитию портовой инфраструктуры на Каспии, в особенности, на порты, которые потенциально могут участвовать  в транспортировке товаров и грузов в направлении Восток-Запад – порт Махачкала и, потенциально, порт Лагань.

Автор: Влад Кондратьев

22 октября, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели