США намерены реализовать инициативу Blue Dot Network в странах Каспия
Геополитика и геоэкономика, Колонка редактора

США намерены реализовать инициативу Blue Dot Network в странах Каспия

В сентябре 2020 года ведущий американский мозговой центр, занимающейся каспийской проблематикой – Каспийский политический центр, в сотрудничестве с Агентством США по международному развитию (USAID), выступил в качестве организатора экспертной дискуссии, посвящённой вопросам реализации инициативы Blue Dot Network в Каспийском регионе. В мероприятии приняли участие высокопоставленные представители Международной финансовой корпорации развития США (DFC), Европейского банка реконструкции и развития (EBRD), и руководители высшего звена из международных финансовых институтов и частных корпораций в Каспийском регионе.

Следует отметить, что официальное представление проекта Blue Dot Network (BDN) – «Сеть голубых точек», состоялось в ноябре 2019 года в ходе Индо-Тихоокеанского бизнес-форума, прошедшего в рамках 35-го Саммита Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Таиланд, 2-4 ноября 2019 года). Сеть Blue Dot – многосторонняя инициатива, направленная на объединение усилий правительств, частного сектора и гражданского общества в целях продвижения высококачественных и надёжных стандартов для развития глобальной инфраструктуры.

По мнению ряда экспертов, реализация проекта не что иное, как предложенное американскими экспертами универсальное решение по блокированию китайских логистических инициатив, разделение на «правильную» и «неправильную» инфраструктуру и логистику для доступа в т.ч. на премиальный американский рынок. Ярким подтверждением этому тезису служат слова советника Белого Дома по национальной безопасности Роберта О’Брайена, который в одном из своих выступлений сравнил проект с «гидом Мишлен» — ресторанным рейтингом превосходства, добавив, что Blue Dot – это ответ на дипломатию долговых ловушек Китая.

Примерно в том же ключе характеризуют инициативу Blue Dot Network  эксперты Каспийского политического центра. В пресс-релизе КПЦ отмечается, что Сеть BDN создана Австралией, Японией и США с целью разработки стандарта сертификации для отдельных инфраструктурных проектов. Эта сертификация будет определяться на основе стандартов прозрачности, устойчивости и воздействия на развитие, основываясь на международном консенсусе, достигнутом на саммите G-20 в Осаке. Ответственные за реализацию проекта Агентство США по международному развитию, Корпорация финансирования развития США и Государственный департамент США.

Американские эксперты отмечают, что за последнее десятилетие Каспийский регион стал важной точкой для инвестиций в инфраструктуру.

«Благодаря стратегическому расположению региона на стыке Европы и Азии и богатству его природных ресурсов, Каспий стал критически важным регионом для проектов, способствующих глобальному соединению, а также местного развития» , — сказал в частности директор КПЦ Эфган Нифти.

Вместе с тем, с точки зрения развития коммуникационных, торговых и транзитных маршрутов, Большой Каспийский регион остается одним из наименее интегрированных узлов в мире и нуждается в значительных инвестициях для развития региональных связей и сотрудничества в инфраструктурных проектах.

Справка редакции: В Большой Каспийский регион американские эксперты включают Грузию, Армению, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию и Афганистан. Подробнее здесь.

Так, по данным Global Infrastructure Hub (GIH) Азербайджану до 2040 года потребуются инвестиции в размере 100 миллиардов долларов, но с учетом текущих инвестиционных тенденций страна испытывает дефицит в 8 миллиардов долларов инвестиций. Казахстану на те же цели потребуется 292 миллиарда долларов, при этом недостаток в инвестициях может составить 84 миллиарда долларов.

Решением проблемы привлечения инвестиций для прикаспийских стран, по мнению участников мероприятия, может стать именно проект Blue Dot Network.

Исполнительный директор Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) от США Стив Дауд в своём выступлении отметил, что Сеть Blue Dot Network — это механизм для мобилизации сотен миллиардов долларов, хранящихся в различных фондах, на реальные инфраструктурные проекты, что особенно важно с учетом ущерба, нанесенного экономике, инвестиционным планам и потокам капитала пандемией COVID19.

Заместитель помощника администратора USAID по Азии Хавьер Пьедра, в свою очередь, обратил внимание, что сеть Blue Dot объединит правительства, частный сектор и гражданское общество в рамках общих стандартов развития глобальной инфраструктуры, поддерживаемых такими международными финансовыми учреждениями, как Всемирный банк и ЕБРР.

Примечательно, что участники дискуссии акцентировали внимание и на том, что сотрудничество финансовых доноров и инфраструктурных компаний с партнерами Blue Dot Network в США и других странах, позволит избежать ошибок, допущенных некоторыми правительствами Большого Каспия в проектах инфраструктуры в прошлом, по всей видимости, намекая на китайские инвестиции в рамках Инициативы «Один Пояс – Один Путь».

О серьёзности намерений США по реализации проекта Blue Dot Network в Каспийском регионе свидетельствует обширный состав участников мероприятия, среди которых числились Талех Зиядов, генеральный директор Бакинского международного морского торгового порта; Георгий Пертая, Президент Торгово-промышленной палаты Грузии; руководители высшего звена из Свободной промышленной зоны Поти, Международного финансового центра Астаны, SOCAR Capital, Женской торгово-промышленной палаты Афганистана, Kazakh Invest, AE Solar AIONRISE, Японского банка международного сотрудничества, Американо-узбекской торговой палаты, NESQOL Holding , Limak Holding, Tekfen Construction, Международной торговой палаты Афганистана, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Грузии, Группы PACE, Wings & Freeman Capital, Логистической ассоциации, Грузинской ассоциации экспедиторов, Kolin Construction, Eser Contracting, Hidromek Ltd. Co., Doğuş Construction и торговля, Gama Industry, Турецкого союза торговых палат и товарных бирж, Турецкой ассоциации подрядчиков.

Таким образом, факт проведения Каспийским политическим центром при поддержке USAID и DFC мероприятия, посвящённого реализации проекта Blue Dot Network в странах Каспийского региона, свидетельствует о планах США вступить в конкуренцию с Китаем в сфере инфраструктурных инвестиций на каспийском направлении. С учётом этого, Каспий может стать очередным полем американо-китайского соперничества, что, безусловно, отразится на геоэкономической ситуации в регионе.

Применительно к интересам России, следует учитывать, что американские инвестиции в рамках Blue Dot Network, в первую очередь, будут направлены на проекты, связанные с развитием взаимосвязей по направлению Восток-Запад. Именно поэтому не случайным видится приглашение к участию в мероприятии генерального директора Бакинского международного морского торгового порта Талеха Зиядова. Азербайджанские власти стремятся получить статус главного транспортно-логистического центра Каспийского региона, через который будут проходить транспортные потоки в направлении «Восток-Запад» и «Север-Юг». Дополнительная поддержка усилий Баку со стороны США укрепит позиции Азербайджана в регионе.

Негативное влияние данные процессы могут оказать, прежде всего, на работу российских властей по развитию портовой инфраструктуры на Каспии, в особенности, на порты, которые потенциально могут участвовать  в транспортировке товаров и грузов в направлении Восток-Запад – порт Махачкала и, потенциально, порт Лагань.

Автор: Влад Кондратьев

22 октября, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели